Понятие качества продукции. Методы оценки качества. Сертификация и стандартизация. Виды стандартов.

Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Показатели качества товаров можно разделить на три группы:

1. Стандартизируемые – их значения оговорены в нормативных документах и их соблюдение обязательно.

2. Регламентируемые показатели – играют важную роль в оценке качества, часто являются решающими при покупке товаров, несмотря на существенную разницу в цене.

Дополнительные функции – это диапазон возможностей товара, помимо базовых функций.

3. Показатели затрат при эксплуатации включают в себя: затраты на ремонт и обслуживание; затраты по текущей эксплуатации изделия, например, на электроэнергию, бензин, масло, воду и т.д.; сопутствующие капитальные вложения потребителя - дополнительные затраты для обеспечения сохранности или удобства эксплуатации изделия, например, для автомобиля – это гараж, для сотового телефона – подставка, сменные корпуса, шнурок, чехол и т.д.

Методы оценки показателей качества подразделяются на две группы:

1) по способам получения информации: измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный;

2) по источникам получения информации: традиционный, экспертный и социологический.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Регистрационный метод - использование информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия, защищенных авторскими свидетельствами или патентами. Органолептический метод - использование информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств, зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемником для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и определяются в баллах. Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Экспертный метод осуществляется группой специалистов-экспертов. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые время не могут быть определены другими более объективными методами. Социологический метод осуществляется фактическими или потенциальными потребителями продукции Сбор мнений - путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации продукции и т. п.

«Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области путем установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач». В отечественной и зарубежной практике применяются следующие категории стандартов: Международные стандарты МС ИСО серии: 9000, 10000, 12000, 13000, 14000, МЭК 300-2; Европейские стандарты ЕС серии 45000; Государственные стандарты РБ - ГОСТы; Отраслевые стандарты – ОСТы; Стандарты предприятий (СТП); Технические условия (ТУ).

«Сертификация – это процедура, посредствам которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция или услуга соответств. конкретному стандарту или другому нормативному документу».

Сертификация систем качества в Республике Беларусь проводится органами по сертификации систем качества, аккредитованными в установленном порядке.

Виды стандартов. Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определённой области деятельности, общетехнические требования различных областей науки, техники и производства. Они должны также обеспечивать охрану окружающей среды и охрану труда. Стандарты на продукцию устанавливают требования к группе однородной продукции . Стандарты на работы (процессы) и услуги устанавливают требования к методам выполнения различных работ и услуг в технологических процессах изготовления, ремонта и утилизации продукции. Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают требования к методам (способам, режимам) проведения контроля продукции при её производстве, потреблении, утилизации.

34. Ценообразование. Факторы, учитываемые при ценообразовании. Виды и классификация цен.

Цена товара - это количество денег соответствующей валютной системы, которое может получить продавец от покупателя за единицу товара при определенных устраивающих обе стороны условиях. Если цена является денежным эквивалентом стоимости товара, то тариф является денежным эквивалентом стоимости услуги.

Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и другими субъектами ценообразования.

Цены формируются под воздействием двух групп факторов – внутренних и внешних, определяющих в конечном счете соотношение спроса и предложения на рынке товара.

Внутренние факторы ценообразования, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия: особые свойства товара; способ производства; мобильность производства; ориентация на рыночные сегменты; жизненный цикл товара; длительность цикла товародвижения; организация сервиса; авторитет фирмы; реклама, продвижение товара.

Внешние факторы ценообразования макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами: политическая стабильность в стране; обеспечение основными ресурсами; масштабы государственного регулирования экономики и цен; общий уровень инфляции; характер спроса; наличие и уровень конкуренции; совершенствование налогового законодательства;. внешняя политика государства.

Виды и разновидности цен:

1) по отраслям и сферам обслуживания (оптовая на продукцию промышленности, закупочная по продукции сельского хозяйства, на строительную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта, на потребительские товары, тарифы на услуги, внешнеторговая ;

2) по степени участия государства в ценообразовании (рыночная, свободная, монопольная, демпинговая, регулируемая, фиксированная, предельная);

3) по стадиям ценообразования (оптовая цена изготовителя, оптовая отпускная, оптовая цена закупки, розничная цена);

4) по транспортной составляющей (франко-склад поставщика, франко-станция отправителя, франко-вагон станция отправления, франко-вагон станция назначения, франко-склад потребителя);

5) по характеру ценовой информации (цена фактической сделки, твёрдая цена фактических сделок, цены фактических сделок с последующей фиксацией, скользящие цены фактических сделок, аукционная цена, биржевая цена, справочные цены, цена предложения, цена прейскурантов).

35. Ценообразование: методы, их характеристика

Цена товара - это количество денег соответствующей валютной системы, которое может получить продавец от покупателя за единицу товара при определенных устраивающих обе стороны условиях. Если цена является денежным эквивалентом стоимости товара, то тариф является денежным эквивалентом стоимости услуги.

Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и другими субъектами ценообразования.

Методы формирования цен:

1) затратный – основан на расчёте расходов продавца по созданию и продаже товара (включая расходы по логистике): метод полных расходов (Ц=(Р+Д)/q); метод прямых расходов (Ц=(П+МД)/q); метод точки безубыточности (Ц=Р/q); предельный метод Ц=П/q); метод учёта рентабельности собственного капитала; метод учёта рентабельности активов; метод учёта эффективности использования инвестиций;

2) рыночный – ориентирован на клиента или пользу товара. Данный метод отражает структуру рынка, выявленную на настоящий момент времени: метод на основе воспринимаемой ценности товара; состязательный метод; метод оценки максимально-приемлемой цены;

3) административный – базируется на установлении уровня или границ цен уполномоченными на это госорганами власти, порой закрепляется законодательно на местном или республиканском уровне;

4) экономический (параметрический) метод – основан на соотношении цены к определённому параметру, характеризующему ценность товара аналогичного ряда или входящих в товар других составных частей (нормативно-параметрический метод, метод множественной корреляции, метод удельных показателей, агрегатный метод, балловый метод).

36. Ценовая политика предприятия: основные цели, виды. Ценовая стратегия предприятия: цели, методы, средства, план

Ценовая политика – это комплекс действий финансовой службы предприятия по определению такой цены на реализуемую предприятием продукцию, которая обеспечит максимальную прибыль.

Основные цели политики ценв разные циклы существования предприятия могут быть сведены к следующему:

- обеспечение выживаемости предприятия;

- дальнейшее существование предприятия;

- максимизация прибыли предприятия;

- удержание рынка (сохранение существующего положения);

- краткосрочная максимизация оборота;

- максимизация сбыта продукции;

- лидерство в качестве товара;

- снятие «сливок» при реализации товаров-новинок и т. п.

Виды ценовых стратегий предприятияв зависимости от поставленных перед ним целей могут быть сформулированы следующим образом:

- стратегия высоких цен;

- стратегия средних цен;

- стратегия низких цен;

- стратегия льготных цен;

- стратегия следования за лидером;

- стратегия содействия продажам;

- стратегия дифференцированных цен;

- стратегия ограничительных цен;

- стратегия неизменных цен и т.п.

Основной инструмент ценовой политики – это торговые скидки, т.е. тактическое уменьшение цены на реализуемую продукцию с целью активизации процесса ее реализации, увеличения объема продаж и прибыли.

Основные элементы и этапы разработки ценовой политики:

1-ый этап –сбор исходной информации : а) оценка затрат предприятия; б) уточнение финансовых целей; в) определение потенциальных покупателей; г) уточнение маркетинговой ситуации; д) определение потенциальных конкурентов;

2-ой этап – стратегический анализ: а) финансовый анализ; б) сегментарный анализ рынка; в) анализ конкуренции; г) оценка влияния государственного регулирования;

3-ий этап – формирование ценовой стратегии

Производственная программа, её измерители и показатели. Планирование производства продукции в условиях рыночной экономики

Производственная программа представляет собой систему плановых заданий по выпуску и реализации продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия - увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные методы измерения. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции.

Натуральные измерители(штуки, тонны, метры и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, также рассчитывается себестоимость изделия (услуги).

Трудовые измерители— часы и минуты рабочего времени — применяются для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель — трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги

Стоимостные измерителипроизводственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения — национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США, евро.

В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная, валовая и чистая продукция.

Валовая продукция— характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство: ВП=ТП+Нк-Нн

Товарная продукция— это стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону.

Объем продаж— это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени: РП=Он+ТП-Ок

Чистая продукция— это вновь созданная стоимость на предприятии: ЧП=ТП-МЗ-А

Планирование производственной программы имеет свои особенности для разных типов производства:

- для единичного и мелкосерийного производства ПП разраб на основе графика изготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками сдачи продукции потребителям;

- для серийного производства планирование выпуска продукции на протяжении года производится с учетом незавершенного производства на всех стадиях производственного процесса и изменения номенклатуры запускаемых в производстве изделий;

- массовое производство осуществляется обычно поточным методом, поэтому ПП разрабатывается одновременно по предприятию и всем цехам.

Обоснование ПП производственными мощностями включает проведение следующих расчетов:1) определение станкочасов работы каждого вида оборудования2) определение пропускной способности по каждой группе оборудования3) расчет коэффициентов загрузки оборудования и площадей

4) анализ загрузки оборудования5) ликвидация выявленных диспропорций в загрузке машин и площадей.

38. Выручка как источник собственных финансовых средств предприятия: понятие, методы определения, учета и планирования. Ассортиментная политика предприятия

Выручка предприятия – это стоимостное выражение той части готовой продукции, которая направлена потребителям на условиях купли-продажи.

Различают два метода определения и учета выручки:

а) кассовый метод: выручка определяется по факту оплаты поставленной продукции, по мере поступления средств на расчетный счет или в кассу предприятия;

б) метод начислений: выручка определяется по факту отгрузки продукции по мере предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Выбор метода определения и учета выручки влияет на технологию исчисления и уплаты косвенных налогов:

· при кассовом методе налог на добавленную стоимость начисляется по факту поступления выручки на предприятие, но не позднее 60 дней после отгрузки;

· при использовании метода начислений (по факту отгрузки продукции) задержки в перечислении косвенных налогов в бюджет не происходит.

Объем выручки (В) при использовании кассового метода определяется умножением количества реализованной (отгруженной) продукции (Р) на цену реализации (Ц):

В = Р · Ц.

Факторами первого порядка, влияющими на объем выручки, являются: количество реализованной продукции и реализационная цена. На величину Р влияние окажут объемы переходящих остатков на начало года (О1) и на конец года (О2): Р = О1 + Т – О2 .

Этапы распределения и использования выручки:

1-ый этап – уплата косвенных налогов (НДС, отчисления в целевые и бюджетные фонды, акцизы);

2-ой этап – возмещение производственных затрат (материальные затраты, заработная плата);

3-ий этап – выявление прибыльности или убыточности (сопоставление выручки с понесёнными затратами).

Планирование выручки предприятия может быть осуществлено методом прямого расчета или аналитическим методом.

Планирование выручки методом прямого расчета основано на определении плановой выручки по предприятию как суммы частных выручек от реализации всех видов продукции, произведенной предприятием. Этот метод используется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и при наличии на нее гарантированного спроса.

Планирование выручки аналитическим методом используется в производственных объединениях и на крупных предприятиях, выпускающих продукцию в большом ассортименте. Плановая выручка в данном случае определяется исходя из общего по предприятию выпуска товарной продукции в отпускных ценах и общей стоимости переходящих остатков.

Ассортиментная политика предприятия –это комплекс мероприятий по формированию его оптимального товарного портфеля. Оптимальный товарный портфель предприятия – это такая комбинация ассортимента производимой продукции, которая гарантирует предприятию получение максимально возможной выручки при минимальных финансовых рисках.

При формировании товарного портфеля в первую очередь во внимание следует принимать два обстоятельства:

- производственную мощность предприятия и возможности ее трансформации для освоения выпуска новых товаров;

- емкость освоенного рынка продаж и возможности его расширения для реализации новых видов товаров.

Наши рекомендации