МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА проекта. Применение международных стандартов в системах менеджмента качества.

Менеджмент проекта включает в себя планирование, организацию, мониторинг, управление, регистрацию и выполнение необходимых корректирующих действий во всех процессах проектирования, которые необходимы для достижения целей на непрерывной основе. Принципы менеджмента качества (см. 4.2.1, 5.2 и ИСО 9000, пункт 0.2) должны быть применены ко всем процессам менеджмента проекта.

Управление процессами проекта следует осуществлять в соответствии с системой менеджмента качества. Для достижения проектных целей система менеджмента качества проекта должна быть, насколько возможно, взаимоувязана с системой менеджмента качества инициирующей организации.

Примечание - ИСО 9004 содержит рекомендации по результативности и эффективности систем менеджмента качества.

Проектная организация должна определить необходимую документацию, которую она разрабатывает, и управлять этой документацией (см. ИСО 9004, пункт 4.2).

Международные:

Стандарты ИСО серии 9000 способствуют активному внедрению в менеджмент организации системного и процессного подходов, ориентации менеджмента на потребителей и учету интересов всех заинтересованных в деятельности организации сторон, рациональному документированию управленческих процедур.

Благодаря стандартам ИСО серии 9000 в организации вводятся внутренний аудит и анализ системы менеджмента качества, из которых выросла и получила широкое распространение самооценка (самодиагностирование), охватывающая всю деятельность организации.

К основным принципам управления качества, положенным в основу стандартов серии ИСО 9000:2000, относятся:

ориентация деятельности организации на потребителя

роль высшего руководства

вовлечение и мотивация персонала

процессное представление всех видов деятельности

системный подход к управлению

непрерывное совершенствование системы управления качеством

все управленческие решения должны основываться на достоверных фактических данных

установление взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Международные стандарты QS-9000

В 1993-1994 гг. фирмами Форд, Крайслер и Дженерал Моторс с участием пяти производителей грузовиков при поддержке ИСО была разработана система QS-9000, как единый комплекс требований к своим поставщикам.

Система QS-9000 до сих пор используется в автомобильной промышленности.

Стандарт ИСО /ТУ 29001

Данный стандарт отражает специфику нефтехимической и газовой промышленности и содержит особые требования к лабораториям, занимающимися испытаниями и/или калибровками методов и средств, применяемых в данной области.

40. Порядок подготовки предприятий и организаций к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. Совершенствование деятельности и СМК.

Создание системы менеджмента качества, позволяет организации добиваться реальных конкурентных преимуществ за счет высокого уровня удовлетворенности потребителей, снижения числа дефектов, уменьшения затрат, сокращения сроков поставок.

При создании команды проекта ключевую роль играют следующие моменты:

должен быть назначен уполномоченный представитель высшего руководства по качеству. Как правило, это высокопоставленный руководящий сотрудник (на уровне заместителя руководителя организации), который, с одной стороны, непосредственно связан с проблемами качества на предприятии, с другой — обладает достаточными полномочиями и авторитетом, чтобы решать возникающие вопросы.

второй важный член команды — это руководитель отдела менеджмента качества, который имеется или должен быть создан в организации.

в компании согласно стандарту должны быть внутренние аудиторы. В качестве таковых могут выступать сотрудники отдела менеджмента качества.

команда должна быть межфункциональной. Это означает, что в нее нужно включить представителей важнейших функциональных подразделений

сформированная на межфункциональной основе команда проекта разрабатывает план его реализации по созданию СМК и утверждает у высшего руководства компании.

В общем случае для предприятий, впервые проводящих сертификацию, порядок действий согласно этим рекомендациям следующий:

– принять решение об установлении на предприятии системы, направленной на менеджмент процесса;

– провести проектирование структуры системы качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000;

– провести окончательную проверку документации на полноту наличия требований ИСО 9001:2000,включить недостающие требования в процедуры и внедрить процедуры для обеспечения доказательства соответствия;

– провести самопроверку (внутренний анализ) системы и первоначальную (предварительную) ее оценку органом по сертификации;

– обратиться за обновлением сертификата (регистрации).

Согласно положениям ISO, совершенствование СМК на предприятииявляется одним из важнейших принципов менеджмента качества. Реализуя данный принцип, следует руководствоваться рекомендациями, определяющих возможность улучшения СМК, суть которых сводится к тому, что все процессы и системы предприятия должны постоянно и регулярно подвергаться анализу, измерениям, улучшениям.

41.Процессы управления ресурсами. Ресурсы проекта. Процессы управления процессами. Основные принципы планирования ресурсов проекта.

Управление ресурсами – одна из главных подсистем управления проектом. Включает процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материально-технических.

Основная задача управления ресурсами – обеспечить их оптимальное использование для дос­тижения конечной цели управления проектом.

Ресурсы проекта - это совокупность условий, которые дают возможность реализовать цели проекта: организационная структура, кадровый потенциал, бюджет, информационное обслуживание, материально-техническая база проекта, то есть все необходимые средства для реализации проекта.

Существуют две взаимосвязанные группы:

1. материально-технические ресурсы – сырье; материалы, комплектующие; энергетические ресурсы; топливо; технологические ресурсы; оборудование и пр.;

2.трудовые ресурсы – осуществляют непосредственную работу с материально-техническими ресурсами (например, строители, водители, монтажники и пр.).

Типы ресурсов:

1.Невоспроизводимые, складируемые, накапливаемые – в процессе выполнения работ расходуются полностью, не допуская повтор­ного использования. Не задействованные в данный отрезок вре­мени, они могут использоваться в дальнейшем. Примеры: топливо, предметы труда, средства труда однократно­го применения, а также финансовые средства.

2.Воспроизводимые, нескладируемые, ненакапливаемые – в ходе работы сохраняют свою натурально-вещественную форму и по мере высвобождения могут задействоваться на других работах. Если эти ресурсы простаивают, то они не накапливаются. Примеры: люди и средства труда многократного использования (машины, механизмы, станки и т. п.).

Процесс управления организацией

- Реализация функций менеджмента

- Формирование методов менеджмента как результатов реализации функций менеджмента

- Формализация методов менеджмента в управленческие решения

Наши рекомендации