Современные принципы контроля качества в здравоохранении. Уровни контроля качества. Значение медико-экономических стандартов в оценке качества мед помощи.
Стр. 533
федеральный фонд ОМС дает следующее определение: «Качество медицинской помощи - это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, т.е. его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения».
Необходимо контролировать качество:
· услуг (деятельность профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, удовлетворяющая потребности населения в различных видах медицинской помощи);
· предметов медицинского назначения (лекарства, перевязочные ср-ва, оборудование, различные приспособления и т.д.);
· медицинской информации (медицинская литература, различные информационно-поисковые системы с использованием ЭВМ, новые методы, методики, идеи и т.д.);
· специалистов;
· медицинских учреждений и др
Система лицензирования медицинских учреждений ,связана с введением медицинского страхования.
В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», помимо лицензирования, проводится аккредитация медицинских учреждений.
3 подхода к контролю качества в здравоохранении: структурный; процессуальный; по конечному результату.
Структурный подход реализуется в лицензировании и аккредитации медицинских учреждений, аттестации и сертификации специалистов. Сущность этого подхода в том, что учреждение, медикаменты, материалы и оборудование, специалисты обеспечивают высококачественные медицинские услуги.
Особое значение для структурного подхода к контролю качества в учреждениях здравоохранения имеет управление кадрами, т.е. их отбор, подготовка, организация труда и его стимулирование.
Процессуальный подход должен дополнять структурный подход к контролю качества и требует участия экспертов.
Контроль качества по конечному результату точнее было бы назвать контролем эффективности как элемента качества. Оценивая возможности контроля качества в здравоохранении по конечному результату, необходимо ответить на вопрос, каким должен быть результат. Планирование конечного результата деятельности требует реальной оценки факторов, на него влияющих. На конечный результат в здравоохранении влияет огромное число неуправляемых факторов
Большое место в оценке качества принадлежит стандартам и особенно медико-экономическим стандартам, которые имеют непосредственное отношение и к структурному, и к процессуальному подходу, и к контролю качества медицинского обслуживания по конечному результату. Выросшая на основе диагностически родственных групп (клинико-статистических групп) система медикоэкономических стандартов используется не столько в контроле качества, сколько в ценообразовании, хотя в контроле качества эта система также может быть использована достаточно эффективно.
Среди таких стандартов - стандарты ресурсов здравоохранения, стандарты медицинских служб и учреждений, технологические стандарты, стандарты программ медицинской помощи, медико-экономические стандарты, комплексные стандарты
Задачи стандартов: повысить качество медицинской помощи, уменьшить дублирование работы, сократить длительность лечения, повысить безопасность больных и защиту медицинских работников от необоснованных обвинений, обеспечить возможность оценки необходимых ресурсов.
Существуют международные, государственные, территориальные медицинские стандарты, стандарты медицинских учреждений, медицинских программ, медицинских технологий (для медицинских услуг и пролеченных больных), научно-медицинские стандарты, профессиональные стандарты медицинских знаний и навыков
Предложено несколько критериев оценки качества медицинского обслуживания.
Эффективность - соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях.
Экономичность - соотношение между фактическим воздействием службы или программы и ее стоимостью.
Адекватность - соответствие фактического обслуживания его целям и методам реализации.
Научно-технический уровень - применение имеющихся медицинских знаний и техники при оказании медицинской помощи.
Своевременность определяется как соотношение между временем получения адекватной помощи от момента возникновения потребности и минимальным временем, которое понадобилось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в идеальных условиях.
Доступность - соотношение между числом пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общим числом нуждающихся.
Достаточность - минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для оказания адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности.
Внутриведомственный контроль
Заведующий отделением.
Зам. главного врача.
Комиссия учреждения.
Комиссия территории.
Комиссия органов здравоохранения.
Вневедомственный контроль:
Страховые медицинские организации.
Фонды медицинского страхования и их филиалы.
Общества защиты прав потребителей медицинских услуг (пациентов).
Медицинские ассоциации.
Организация медико-социальной экспертизы.Реабилитация.