Срок реализации программы - 2 года.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ШКОЛЬНИКОВ Р.П.ОЗИНКИ»

«РАССМОТРЕННО» «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом совете Приказ № ___

№ 1 от «02»сентября 2013 г. от «____»______________2013 г.

Директор ______ А.Г.Тажекенова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«УМЕЛЫЕ РУКИ»

Возраст детей: 6 – 12 лет

Срок реализации программы - 2 года.

Составитель:

Попова Ольга Евгеньевна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Дом школьников р.п.Озинки»

Р.п.Озинки

Год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Образовательная программа дополнительного образования детей «Умелые руки» (далее - Программа)
Руководитель Программы Педагог дополнительного образования Попова Ольга Евгеньевна
Организация- исполнитель   Адрес организации исполнителя     Цели Программы МОУ ДОД «Дом школьников р.п.Озинки»   Саратовская область, Озинский район, р.п.Озинки, улица Ленина, дом 20 тел.- 4-15-07   -создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; -нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами, формирование творческой личности через творческую деятельность.
Направленность Программы Художественно- эстетическая, социально-педагогическая.
Срок реализации Программы - 2 года
Вид Программы   Уровень реализации Программы Авторская   Основное общее образование
   
Система реализации контроля за исполнением Программы Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты Программы -Развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, технического мышления, творческих способностей; -Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; -Знание основ вязания крючком и спицами, формирование творческой личности через творческую деятельность; -Формирование практических трудовых навыков.  

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Умелые руки» разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. от 07.12.2006 № 752), письмом Минобразования России от 11.12.2006 № 06­1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям. Художественно – эстетической, т.к. целью программы является развитие художественно - творческих способностей обучающихся в сфере декоративно - прикладного творчества, их эстетического вкуса, чувства гармонии.Социально - педагогической, т.к. целью программы наряду с другими является адаптация детей к условиям современности, подготовка к самостоятельной жизни в обществе.

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера.Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью– это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди детей. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством обучающимися с начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы дети осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе объединения уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.

Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.

Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком и спицами – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны обучающимся в их дальнейшей жизни.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.

Курс объединения «Умелые руки» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цели программы:

- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности;

- нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами, формирование творческой личности через творческую деятельность.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

- научить начальным технологическим знаниям, умениям и навыкам;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

- познакомить с историей и развитием художественного вязания;

- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

- научить четко, выполнять основные приёмы вязания;

- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

- научить выполнять сборку и оформление готового изделия;

- накопить опыт практической деятельности по созданию поделок;

- владеть способами планирования и организации досуговой деятельности;

- использовать навыки творческого сотрудничества;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать образное мышление, пространственное воображение, внимание, моторные навыки, фантазию;

- развивать творческие способности; выработать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

- привить основы культуры труда;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

- воспитать уважительное отношение к результатам труда;

- интерес к творческой и досуговой деятельности;

- практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Ожидаемые результаты

К концу 1 года обучающиеся должны знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;

- название и назначение материалов – бумага, ткань, нитки, пряжа;

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток, крючок, булавки;

- материалы, применяемые в лоскутном шитье;

- технологию пошива лоскутных узоров «квадрат», «полоска»,свободную технику по спирали;

- способы выполнения аппликации, стёжки;

- иметь представление о свойствах пряжи, уметь самостоятельно выбирать изделия для вязания, подбирать пряжу, крючок, рисунок, рассчитывать изделие по образцу, правильно и аккуратно выполнять элементы и на их основе вязать несложные изделия крючком;

- технологию вязания простейших изделий: прихваток, головных уборов, сумочек, салфеток и т.п.

- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

К концу 1 года обучающиеся должны уметь:

- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками “вперед иголка”;

- подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

- составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «полоска»,в свободной технике по спирали;

- обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

- делать стёжку готового изделия;

- делать аппликацию;

- пользоваться крючком;

- читать схемы и вязать по ним;

- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).

Кроме того, у обучающихся должна быть воспитана культура общения и поведения в коллективе.

К концу 2 года обучающиеся должны знать:

- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

- способы обработки различных материалов предусмотренных программой;

- научатся моделировать различные геометрические тела;

- основные приемы вязания спицами;

- как выполнять прибавление и убавление петель;

- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения.

К концу 2 года обучающиеся должны уметь:

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

- правильно пользоваться и бережно относиться к инструментам и материалам;

- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;

- уметь самостоятельно подбирать пряжу и спицы для вязания изделия;

- выполнять образцы вязок, рассчитывать изделие по образцу;

- выполнять прибавление и убавление петель;

- выполнять трикотажные швы;

- вязать полотно и мелкие вещи;

- работать с литературой.

Дети должны уметь работать друг с другом, выполняя коллективные работы, быть доброжелательными.

Система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, опрос, анализ выставочных работ и др.

Учебно – тематический план

Года обучения

Наименование разделов, тем Количество часов
теория практика всего
I Работа с бросовым материалом
Вводное занятие
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок
Конструирование дома для сказочных героев
Поделки из пластмассовых бутылок, банок
Итоговое занятие  
II Волшебная бумага
Вводное занятие
Аппликация
Художественное вырезание
Оригами
Конструирование игрушек из бумаги
Итоговое занятие  
III Лоскутное шитьё
Вводное занятие  
Инструменты и материалы
Цветовые сочетания. Техника «Квадрат»
Техника «Полоска»
Аппликация. Способы выполнения
Выполнение стёжки. Ручная стёжка
Изготовление творческого изделия
Итоговое занятие  
Промежуточная аттестация  
IV Вязание крючком
Вводное занятие  
Основные приемы вязания крючком
Упражнения вязания столбиков и воздушных петель
Вязание узорного полотна.
Вязание небольших изделий.
Вязание сувениров, игрушек
Вязание кружев, салфеток
Итоговое занятие  
Итоговая аттестация  
Итого:

Содержание программы

Года обучения

Раздел 2. Волшебная бумага

2.1.Вводное занятие.

Правила безопасности при работе с ножницами, клеем. Соблюдение порядка на рабочем месте.

2.2.Аппликация.

Работа с бумагой и картоном. Виды аппликации. Изготовление аппликаций по образцу.

Изготовление закладок по образцу. Мозаика из обрывочных кусочков.

2.3.Художественное вырезание.

Что такое художественное вырезание? Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам изображений овощей, фруктов, листьев.Вырезание снежинок. Сюжеты, выполненные художественным вырезанием.

2.4.Оригами.

Знакомство с оригами.Способы складывания бумаги. Выполнение игрушек техникой «оригами».Изготовление настольных игрушек (по образцу).

2.5.Конструирование игрушек из бумаги.

Способы конструирования.Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.Изготовление карнавальных масок.

2.6.Итоговое занятие.

Оформление выставочных экспонатов.

Раздел 3. Лоскутное шитьё

3.1.Вводное занятие.

История лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё в России. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами.Организация рабочего места.

3.2.Инструменты и материалы.

Инструменты, приспособления, материалы, используемые при работе. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Раскрой. Виды стежков.

3.3.Цветовые сочетания. Техника «Квадрат»

Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Цветовые композиции.Техника «Квадрат» Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок.Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой.

3.4.Техника «Полоска»

Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой.

3.5.Аппликация. Способы выполнения.

Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Эскиз аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации.Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

3.6.Выполнение стёжки. Ручная стёжка.

Виды стёжек. Технология выполнения. Выполнение ручной стёжки.

3.7.Изготовление творческого изделия.

Выбор изделия. Выбор рисунка и материала. Эскиз. Композиция. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

3.8.Итоговое занятие.

Оформление выставочных экспонатов.

3.9.Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация ЗУН обучающихся.

Раздел 4. Вязание крючком

4.1.Вводное занятие.

История развития художественного вязания. Вязание крючком – одно из любимых занятий рукодельниц с давних пор, умея вязать, можно изготовить большое количество изделий декоративно-прикладного характера.

Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Демонстрация готовых изделий. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами, материалами для работы. Использование для обучения ниток, бывших в употреблении. Происхождение и свойства ниток, приме­няемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязано­го полотна. Свойства трикотажного полотна. Начальная диагностика.

Практическая работа. Определение волокнистого состава пряжи органолептическим способом. Подбор крючков под толщину пряжи.

4.2.Основные приёмы вязания крючком.

Ассортимент крючков и нитей. Подбор крючков под толщину пряжи.

Запись под диктовку в тетрадь, выполнение основных приемов вязания.Терминология приемов работы. Внимание к постановке рук, положению крючка во время работы. Образцы наклеиваются в альбом клеем ПВА(скотчем), запись условных обозначений.

Основные приемы вязания: образование первой петли, цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами.

4.3.Упражнение вязания столбиков и воздушных петель.

Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картинки из цепочек.

Практическая работа. Выполнение первой петли. Вязание цепочки из воздушных петель. Выкладывание несложного рисунка из цепочек.

4.4.Вязание узорного полотна.

Узоры из столбиков без накида и воздушных петель; узоры из столбиков с накидом; узор в виде веера или ракушки; узор из столбиков с накидом, столбиков без накида и воздушных петель.

Беседа о способах вязания, показ образцов, расположение и выполнение рядов в узоре (в одном и двух направлениях, смыкание рядов, вязание по кругу). Особое внимание на выполнение начала ряда и конца. Выполнение узора на прямой плоскости и по кругу. Способы введения крючка (под петлю, под полупетлю, под столбик, между столбиками).

Демонстрация приемов вязания, образцов, зарисовка схем выполнения образцов на доске и в тетради, упражнения в выполнении образцов. Выполнение образцов в виде круга, квадрата, пятиугольника. Круг выполняется на занятиях.

Практическая работа. Выполнение полустолбика без накида на основе цепочки из воздушных петель(двойная цепочка).Выполнение столбика без накида, полустолбика с накидом. Вязание образцов – введение крючка в петлю за переднюю стенку, за заднюю стенку, за обе стенки одновременно.Столбик с накидом, столбик с двумя и более накидами, столбик с воздушной петлей, пико, пышный столбик. Применение, показ выполнения.

Задание на дом:

Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.

4.5.Вязание небольших изделий.

Составление, прочтение схем. Вязание прихваток, полосок для волос.

Вязание по кругу, цветы по схемам, вязание игрушек и одежды для кукол, вязание салфеток, вязание изделий для себя.

Изделия берутся сначала несложные, постепенно усложняются. Подбор нитей, крючков. Записи в тетрадях, зарисовка схем в альбомах. Контроль качества руководителем на разных этапах работы.

Практическая работа. Выполнение петель подъема в образце. Закрепление нити при окончании вязания образца. Вязание образцов плотных и ажурных узоров.

Задание на дом: работа по схемам и описаниям.

4.6.Вязание сувениров, игрушек.

Анализ образцов игрушек. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.

Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вязание сувениров, игрушек. Сборка и оформление изделий.

4.7.Вязание кружев, салфеток.

Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание кружев по предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.

Практическая работа. Начало вязания салфетки от центра, соединение рядов, выполнение рисунка.

4.8.Итоговое занятие.

Оформление выставочных экспонатов.

4.9.Итоговая аттестация.

Проверка теоретических знаний может проводиться в виде викторины, в форме кроссворда, в игровой форме.

Коллективный анализ качества выполненных работ и образцов.

Учебно – тематический план

Года обучения

Наименование разделов, тем Количество часов
Теория Практика Всего
I Работа с бросовым материалом
Вводное занятие
Поделки из пластмассовых бутылок, банок
Поделки из природного материала.
Шитье настенного кармашка из открыток.
Итоговое занятие  
II Волшебная бумага
Вводное занятие
Художественное вырезание
Модульное оригами
Итоговое занятие  
III Мягкая игрушка
Вводное занятие  
Приёмы раскроя, соединения, набивки деталей
Изготовление игрушек
Изготовление игрушек помощников
Итоговое занятие  
Промежуточная аттестация  
IV Вязание спицами
Вводное занятие  
Основные приемы вязания спицами
Узоры из лицевых и изнаночных петель
Вязание простых изделий
Вязание игрушек
Итоговое занятие  
Итоговая аттестация  
Итого:

Содержание программы

Год обучения

Раздел 2. Волшебная бумага

Вводное занятие.

Модульное оригами.

Итоговое занятие.

Оформление игрушки.

Раздел 3. Мягкая игрушка

Вводное занятие.

Изготовление игрушек.

Итоговое занятие.

Оформление выставочных экспонатов.

Практическая работа. Оформление игрушек.

Промежуточная аттестация.

Раздел 4. Вязание спицами

Вводное занятие.

История вязания спицами. Общие сведения. Характеристика ниток и особенности работы с ними. Назначение вязаных изделий. Сочетание цветов. Возможности и преимущества вязаных изделий. Вязание на спицах как вид досуга, способ увеличить гардероб и разнообразить его, сделать индивидуальным и недорогим. Использование пряжи, бывшей в употреблении, особенности ее подготовки к работе. Необходимые инструменты и оборудование: наборы спиц, сантиметровая лента, линейка, ножницы, нитки. Соответствие толщины спиц толщине ниток. Подготовка к работе новых ниток. Стирка и хранение шерстяных изделий. Беседа о технике безопасности на занятиях кружка.

Практическая работа. Подбор спиц, сматывание пряжи в клубки.

Года обучения

Название направления (раздела) программы Формы занятий Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
1. « Работа с бросовым материалом» Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, конкурсы, часы общения. Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой методы. Диалоги, устное изложение, упражнения, наблюдения - приемы. Фотографии, мультимедийные материалы. Таблицы, правила техники безопасности. Наглядно- иллюстративный материал. Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, карандаши, линейки, ножницы, шило, белая и цветная бумага, белый и цветной картон, открытки, обрезки кожи и ткани, кисточки для клея, клей, пластилин, проволока, леска, коробки разного размера, пластмассовые бутылки и другой бросовый материал. Столы, стулья. Грамоты, призы. Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ.
2. «Волшебная бумага» Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, часы общения, совместные мероприятия. Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой- методы. Диалоги, устное изложение, беседа, упражнения, наблюдения - приемы. Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Трафареты букв. Наглядно- иллюстративный материал, раздаточный материал. Таблицы, правила техники безопасности. Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, карандаши, линейки, угольники, циркули, ножницы, шило, белая и цветная бумага, самоклеющаяся бумага, бархатная и гофрированная бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, открытки, кисточки для клея, клей. Столы, стулья. Грамоты, призы.   Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер-классы.
3. «Лоскутное шитьё» Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, часы общения. Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой - методы. Диалоги, устное изложение, беседа, тренинг, упражнения, наблюдения- приемы. Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Наглядно- иллюстративный материал, шаблоны выкроек. Таблицы, правила техники безопасности.     Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, портновский мел, линейки, угольники, циркули, ватман, калька, копировальная бумага, портновские ножницы, распарыватель, сантиметровая лента, нитки швейные разных цветов и толщины, мулине, ткань, мех, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, фурнитура, иглы швейные, портновские булавки, пяльцы, электрический утюг, гладильная доска. Столы, стулья. Грамоты, призы. Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер- классы.
4. « Вязание крючком» Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, совместные мероприятия, игры, анкетирование, часы общения. Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой - методы. Диалоги, устное изложение, беседа, тренинг, наблюдение - приемы. Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Наглядно- иллюстративный материал, раздаточный материал, схемы по вязанию. Таблицы, правила техники безопасности. Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, линейки, ватман, калька, копировальная бумага, ножницы, сантиметровая лента, нитки и пряжа разных цветов и толщины, вата, ватин, фурнитура, иглы швейные, портновские булавки, вязальные крючки различной толщины, электрический утюг, гладильная доска. Столы, стулья. Грамоты, призы. Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер-классы.

Приложение 2

к дополнительной образовательной

программе «Умелые руки»

Года обучения

Наши рекомендации

Название направления (раздела) программы Формы занятий Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Дидактичес кий материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
1. « Работа с бросовым материалом» Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, конкурсы, часы общения. Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой методы. Диалоги, устное изложение, упражнения, наблюдения - приемы. Фотографии, мультимедийные материалы. Таблицы, правила техники безопасности. Наглядно- иллюстративный материал. Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, карандаши, линейки, ножницы, шило, белая и цветная бумага, белый и цветной картон, открытки, обрезки кожи и ткани, кисточки для клея, клей, пластилин, проволока, леска, коробки разного размера, пластмассовые бутылки и другой бросовый материал. Столы, стулья. Грамоты, призы. Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ.
2. «Волшебная бумага» Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, часы общения, совместные мероприятия. Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой- методы. Диалоги, устное изложение, беседа, упражнения, наблюдения - приемы. Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Трафареты букв. Наглядно- иллюстративный материал, раздаточный материал. Таблицы, правила техники безопасности. Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, карандаши, линейки, угольники, циркули, ножницы, шило, белая и цветная бумага, самоклеющаяся бумага, бархатная и гофрированная бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, открытки, кисточки для клея, клей. Столы, стулья. Грамоты, призы. Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер- классы.
3. «Мягкая игрушка» Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, часы общения. Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой - методы. Диалоги, устное изложение, беседа, тренинг, упражнения, наблюдения- приемы. Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Наглядно- иллюстративный материал,шаблоны выкроек. Таблицы, правила техники безопасности.     Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, портновский мел, линейки, угольники, циркули, ватман, калька, копировальная бумага, портновские ножницы, распарыватель, сантиметровая лента, нитки швейные разных цветов и толщи