Срок реализации программы 2 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (далее программа) «Очумелые ручки» (начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования). Направленность программы: техническое. Срок реализации программы 2 года. Возраст обучающихся 7-11 лет.

Новизна программы:введение новых тем для изучения позволяет комбинировать используемые приемы и методы по техническому и художественному конструированию.

Актуальность программы.Программа реализует развивающие и воспитательные задачи через умения, и навыки технического и художественного конструирования.

Педагогическая целесообразность.Программа является начальным подготовительным звеном в системе дополнительного образования и развития ребенка. После ее освоения обучающиеся могут продолжить обучение в объединениях технического направления, т.к. у них сформировались первоначальные умения по работе с чертежными инструментами, умение читать, понимать, вычерчивать ''несложные'' чертежи и развертки.Приобретая знания и умения в объединении НТМ, обучающиеся закладывают прочный «фундамент» для успешного дальнейшего обучения.

Цель: развитие творческой активности обучающихся путем формирования знаний, умений и навыков в работе по конструированию и художественному оформлению изделий.

Задачи:

· формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

· формировать практические навыки работы с инструментамипривить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

· развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;

· развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе.

· Воспитывать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, развивать умение работать в группе, формировать коммуникативную культуру обучающихся.

Программа составлена на основе Дополнительной общеобразовательной программы «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования», педагога высшей категории Соколовой М.Б. ЦДОД г. Череповец

Отличительные особенности программы от ужесуществующих программ.Программа предусматривает более разнообразный и доступный учебный материал, не дублируетпрограммы средней общеобразовательнойшколы, а некоторые темы (например, "графическая грамота") даются с опережением, что помогает обучающимся при освоении материала в школе.

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени занимает практическая работа. Значительное место отводится графической подготовке, чтобы сформировать прочные навыки в графическом изображении при изготовлении изделий.

Содержание практической части и творческие задания для обучающихся разработаны на основе опыта работы, учитывая интересы обучающихся, значимость, доступность, соответствие цели и задачам программы.

Успех работы в объединении всегда зависит от выбора объектов труда. Они должны быть интересными, внешне привлекательными, несложными в изготовлении.

Возраст обучающихся 7-11лет.Объединение 1 и 2 года обучения комплектуется в основном из учащихся 1-4классов.

Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие. Занятия проводятся в группах, по подгруппам и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным.

Группы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными.

Этапы реализации программы.

Первый этап – стартовый, второйэтап – базовый.

Формы проведения занятий:

Занятие, практическое занятие, выставка, защита проектов, беседа, конкурс, экскурсия, занятие- игра, занятие-соревнование, дидактическая игра.

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические, беседа, создание игрового пространства, показ способов действия, творческое задание.

Педагогические технологии:Педагогика сотрудничества, проектные технологии,игровые технологии.

Уровни сложности освоения программы.

1 год обучения – стартовый.

2 год обучения – базовый.

Структура программы.

Структура программы блочная. Количество занятий и темы занятий в каждом тематическом модуле можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание модуля, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.

Количество занятий и темы занятий в каждом тематическом модуле можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание модуля, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.

Содержание программы 1 года обучения.

Вводное занятие 2ч.

Теория-1час

· Игра «Давайте познакомимся».

· Специфика работы объединения.

· Правила поведения обучающихся в учебном кабинете.

· Беседа «Значение техники в жизни людей».

· Демонстрация готовых изделий.

Практика-1час

· Проведение диагностики. Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений и интересов детей.

· Игры с поделками.

Графическая грамота. -4ч.

Теория

· Чертёжные инструменты: линейка, карандаш; их назначение и правила пользования.

· Линии чертежа: линия видимого контура (сплошная толстая), линия сгиба (пунктирная).

· Первоначальное понятие о чертеже и эскизе, их различия.

· Правила безопасной работы.

Практика:

· Упражнения в чтении и составлении простейших чертежей.

· Изготовление из бумаги самолётов, игры-соревнования с ними.

Конкурсы и мероприятия

· Экскурсии в выставочные залы для ознакомления с творческими работами школьников города.

· Конкурсные, игровые программы; праздники.

Итоговое занятие.

· Оформление итоговой выставки.

· Итоговое занятие «Путешествие в городок «Мастерок».

· Подведение итогов работы за год, обмен мнениями о работе объединения.

· Проведение итоговой диагностики.

Учебный план 2года обучения.

№ п\п Тема Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
Вводное занятие. Анкетирование
Материалы и инструменты Викторина «Инструменты и материалы»
Графическая грамота. Опрос
  Чертежные инструменты линейка, треугольник, циркуль  
  Линии чертежа  
  Чертеж, эскиз  
  Развертка, условные обозначения  
Конструирование из плоских деталей Самостоятельная работа
  Плоские геометрические фигуры: разновидности прямоугольников   опрос
  Плоские геометрические фигуры: разновидности треугольников Практическая работа
  Сопоставление форм окружающих предметов, технических объектов с геометрическими фигурами  
  Соединение (сборка) деталей между собой   Практическая работа
  Неподвижное соединение (клеевое)    
  Неподвижное соединение (щелевое)    
  Подвижное соединение «Улитка»  
  Подвижное соединение (крепежное) Практическая работа
  Приемы работы в технике«мозаика»    
    Приемы работы в технике мозаика   Практическая работа
  Приемы работы в технике «плетение»  
Конструирование из объёмных деталей Мини-выставка
  Объемные фигуры опрос
  Объемная фигура -шар  
  Объемная фигура-(куб)  
  Объемная фигура (параллипипед)  
  Объемная фигура (призма)  
  Элементы объемных геометрических фигур: ребро, вершина, основание, бок. поверхность опрос
  Сопоставление форм окружающих предметов, технических объектов с геометрическими фигурами      
  Способы изготовления разверток Практическая работа
    Способы изготовления разверток  
  Изготовление объемных геометрических фигур с предварительным вычерчиванием разверток    
  Карандашница на основе куба   Практическая работа  
  Поздравительная коробочка -(параллипипед)    
  Объемная поделка на основе призмы    
  Объемные поделки на основе шара    
  Коробочки разных видов   Практическая работа
  Транспортная техника объемная      
  Модульное оригами объемное Практическая работа
  Соединение модулей  
  Объемные композиции  
  Объемные сюжетные композиции   Практическая работа
  Изготовление фигурок животных    
  Изготовление технических объектов из готовых форм    
Художественное конструирование Конкурс «Золотые ручки»
  Основы художественного конструирования  
  Аппликация и ее виды  
  Апплицирование с разными материалами Практическая работа  
  Объемная аппликация  
  Работа со шпагатом    
  Конструирование из полосок цветной бумаги    
Изготовление игрушек и сувениров из бумаги и других материалов. Мини-выставка
  Способы изготовления поделок из разных видов бумаги Творческое задание
  Приемы изготовления поделок из разных видов бумаги  
  Декоративное оформление поделок. Практическая работа
  Новые техники изготовления сувениров из разных видов бумаги        
  «Квиллинг»– материалы, инструменты опрос
  Изготовление поделок в технике «Квиллинг»    
  Изготовление сувениров и оформление яичной скорлупой      
  Изготовление игрушек из салфеток Практическая работа  
  Изготовление открыток к праздничным датам    
  Изготовление открыток    
  Изготовление новогодних поделок Практическая работа
    Изготовление новогодних масок    
  Изготовление цветочных композиций  
  Изготовление цветов из природных материалов Практическая работа  
  Изготовление композиций на основе элементов «капелька»  
  Изготовление композиций из бумаги и картона    
  Изготовление композиций на основе элементов «пушистик» Практическая работа    
  Орнамент- декоративное оформление  
  Изготовление композиций на основе «лепесток»  
  Изготовление композиций в технике «квилинг»   Практическая работа
Конкурсы, мероприятия -  
  Участие в городских мероприятиях и на СЮТ.   Конкурс
  Участие в конкурсах    
Работа с выставочными экспонатами. - Итоговая выставка
  Изготовление выставочных работ    
  Оформление выставочных работ    
  Участие в выставке на СЮТ    
  Изготовление экспонатов для оформления класса    
Итоговое занятие.  
  Итого:  

Содержание программы 2 года обучения.

Вводное занятие.

· Беседа «Как я провёл лето».

· Задачи и содержание программы второго года обучения.

· Анализ работ, выполненных летом.

Практическая работа:

· Изготовление игрушки на тему: «Подарок моему новому другу».

Материалы и инструменты.

· Беседа «Производство бумаги в современном мире».

· Демонстрация образцов новых видов бумаги и других материалов: пластика, поролона, стекла. Их свойства. Инструменты при работе с ними.

· Простейшие опыты по определению свойств бумаги.

Практическая работа:

· Составление коллекции «Виды бумаги». Оформление работы.

Графическая грамота.

· Чертёжные инструменты: линейка, циркуль, карандаш; их назначение и правила пользования.

· Линии чертежа: линия видимого контура (сплошная толстая), линия сгиба (пунктирная), линия обрыва (волнистая), выносная (размерная) линия.

· Условные обозначения радиуса, диаметра.

· Правила безопасной работы.

Практическая работа:

· Упражнения в чтении и составлении чертежей-развёрток.

· Изготовление несложных моделей технических объектов по чертежу развёртке. Обыгрывание.

Экскурсии и мероприятия.

· Экскурсии в парк для наблюдения за сезонными изменениями. Сбор природного материала для занятий.

· Экскурсии по улицам города для наблюдения за техническими объектами, их устройством и работой; для закрепления правил дорожного движения.

· Экскурсии в выставочные залы для ознакомления с различными видами декоративно-прикладного искусства.

· Конкурсные, игровые программы; праздники.

Итоговое занятие.

· Оформление итоговой выставки.

· Итоговое занятие «7 ступенек к успеху» или «Звёздный час».

· Подведение итогов работы за год, обмен мнениями о работе объединения, поощрения обучающихся.

· Проведение итоговой диагностики.

Ожидаемые результаты 2 года обучения:

Обучающиеся должны знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях;

- способы работы с бумагой, картоном, ватой, поролоном, при­родными материалами;

- правила чтения графических изображений;

- объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, конус, параллелепипед), их элементы (грани, вершины, ребра);

- теплые, холодные, хроматические, ахроматические цвета.

уметь:

- соблюдать технику безопасности труда;

- работать ручными инструментами с разными материалами, ис­пользуемыми в разделах "сувенир", работа с природным материалом;

- экономно расходовать материал, бережно относиться к инстру­ментам, оборудованию;

- самостоятельно планировать предстоящую работу;

- самостоятельно изготавливать плоские и объемные поделки по образцу.

Приложение 1.

Методическое обеспечение.

1. В разделе "Вводная беседа", "Материалы и инструменты" используется литература: "Чудесные поделки из бумаги" Богатеевой; "Художественный труд в д/с СССР и СФРЮ" Д.В.Пантелеевой, детская литература (беседы: "Из истории бумаги", "Материалы и инструменты").

Имеется коллекция различных видов бумаги, набор инструментов).

Подборка загадок об инструментах.

2. Графическая грамота.

Для изучения данной темы используется материал:

· рисунок с линиями условных изображений;

· геометрические фигуры плоские, объемные;

· чертежи, схемы, таблицы.

3. Конструирование из плоских деталей.

· По видам транспорта (образец, технологическая карта, чертежи, раздаточный
материал: квадрат-шаблон, иллюстрации с изображением транспортных
средств, детская художественная литература).

· По изготовлению поделок на основе круга (образцы, чертежи, раздаточный материал - шаблоны круга).

· Конспект занятия по видам техники с подбором загадок, поделок, кроссвор­дов, иллюстрации и другие наглядные материалы.

4.Конструирование из объемных деталей.

На занятиях используются:

· набор геометрических объемных фигур;

· развертки, чертежи;

· образцы;

· шаблоны.

5. ОРИГАМИ.

Для изготовления поделок по типу "оригами" используется:

· Беседа "Что такое оригами".

· Наглядные пособия - таблицы, схемы по приемам складывания, последователь­ность работы.

· Образцы.

· Художественная детская литература,

6. Сувенир.

Для вступительных бесед используется: журнал "Начальная школа", "Художественный труд" Л.В.Пантелеевой и другая литература.

Разработана папка по изготовлению сувениров и подарков к праздникам (образцы, шаблоны, чертежи, технологические карты);

· Пасхальные сувениры;

· Поздравительные открытки;

· Новогодние украшения;

Литература для педагога

1.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
М.: Просвещение, 1988.

2.Программы средней общеобразовательной школы "Начальные классы".
М.: Просвещение, 1993.

3.Барта И. 200 моделей для умелых рук. - СПб: Сфинкс, 1997.

4.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1992.

5.Галеезо М.В., Маткша М.В. Возрастная и педагогическая психология. -
М.: Просвещение,1990г Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 1981

6.Маракаев О. Первый букет. – Ярославль: Академия развития, 1999.

7.Мастерим из бумаги ОРИГАМИ. – Таллин: Издательство "Валгус".

8.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия развития, 1998.

9.Оригами. Выпуск № 1. Бумажный конструктор для детей.– Новосибирск: Студия Дизайн ИФОЛИО, 2004г

10. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. -
М.: Просвещение, 1988.

11. Полонин К. Дети в летнем лагере. - М.: Профиздат, 1991.

12. Соколова О. Сказки и маски. - СПб: Диамант, 1997.

13. Цамуталина Е.Е 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль: Академия развития, 1999.

14. Щеблыкин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы. - М.: Просвещение, 1990.

15. Журналы "Дошкольное воспитание", "Начальная школа".

Литература для обучающихся

1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким. 1999.

2. Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» - Лига Пресс» 2002.

5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.

7. Геронумус Г.М. 150 уроков труда. - Тула, 1996.

8. Глушкова И. Сделай сам. Для мальчиков. - М., 1996г.

9. Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками - М., 2000

10. СтоляроваС.В. Я машину смастерю - папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. -Ярославль, 2000.

11. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. - М., 1990.

12. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль – 2004.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (далее программа) «Очумелые ручки» (начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования). Направленность программы: техническое. Срок реализации программы 2 года. Возраст обучающихся 7-11 лет.

Новизна программы:введение новых тем для изучения позволяет комбинировать используемые приемы и методы по техническому и художественному конструированию.

Актуальность программы.Программа реализует развивающие и воспитательные задачи через умения, и навыки технического и художественного конструирования.

Педагогическая целесообразность.Программа является начальным подготовительным звеном в системе дополнительного образования и развития ребенка. После ее освоения обучающиеся могут продолжить обучение в объединениях технического направления, т.к. у них сформировались первоначальные умения по работе с чертежными инструментами, умение читать, понимать, вычерчивать ''несложные'' чертежи и развертки.Приобретая знания и умения в объединении НТМ, обучающиеся закладывают прочный «фундамент» для успешного дальнейшего обучения.

Цель: развитие творческой активности обучающихся путем формирования знаний, умений и навыков в работе по конструированию и художественному оформлению изделий.

Задачи:

· формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

· формировать практические навыки работы с инструментамипривить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

· развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;

· развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе.

· Воспитывать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, развивать умение работать в группе, формировать коммуникативную культуру обучающихся.

Программа составлена на основе Дополнительной общеобразовательной программы «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования», педагога высшей категории Соколовой М.Б. ЦДОД г. Череповец

Отличительные особенности программы от ужесуществующих программ.Программа предусматривает более разнообразный и доступный учебный материал, не дублируетпрограммы средней общеобразовательнойшколы, а некоторые темы (например, "графическая грамота") даются с опережением, что помогает обучающимся при освоении материала в школе.

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени занимает практическая работа. Значительное место отводится графической подготовке, чтобы сформировать прочные навыки в графическом изображении при изготовлении изделий.

Содержание практической части и творческие задания для обучающихся разработаны на основе опыта работы, учитывая интересы обучающихся, значимость, доступность, соответствие цели и задачам программы.

Успех работы в объединении всегда зависит от выбора объектов труда. Они должны быть интересными, внешне привлекательными, несложными в изготовлении.

Возраст обучающихся 7-11лет.Объединение 1 и 2 года обучения комплектуется в основном из учащихся 1-4классов.

Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие. Занятия проводятся в группах, по подгруппам и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным.

Группы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными.

Срок реализации программы 2 года.

Режим занятий. Часовая нагрузка учебного года – 144 часа, 4 часа в неделю – 2раза в неделю по 2 часа.

Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Во время летних каникул реализуется дополнительно разработанная программа на каникулярный период, допускается работа с переменным составом обучающихся объединения.

Основные разделы программы: материалы и инструменты, графическая грамота, конструирование из плоских деталей, Оригами – японское искусство, конструирование из объемных деталей, изготовление игрушек и сувениров из бумаги и других материалов, работа с выставочными материалами.

Вариативность программы – в практической части возможно выполнение заданий с учетом интересов обучающихся и уровней сложности заданий.

Года обучения являются самостоятельными модулями и обучающиеся могут закончить или начать обучение с любой модуля. Структура и содержание программы допускают включение вновь прибывших, обучающихся на любом году обучения с учетом уровня подготовленности и возраста обучающихся (по результатам входного контроля).

Возможно обучение, по индивидуальному учебному плану графику в пределах осваиваемой программы.

Этапы реализации программы.

Первый этап – стартовый, второйэтап – базовый.

Формы проведения занятий:

Занятие, практическое занятие, выставка, защита проектов, беседа, конкурс, экскурсия, занятие- игра, занятие-соревнование, дидактическая игра.

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические, беседа, создание игрового пространства, показ способов действия, творческое задание.

Педагогические технологии:Педагогика сотрудничества, проектные технологии,игровые технологии.

Наши рекомендации