Срок реализации учебного предмета. При реализации программы учебного предмета «Изготовление игрушки» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы

При реализации программы учебного предмета «Изготовление игрушки» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки   Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год  
Полугодия  
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

· 1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

· 1-3 годы обучения - 1 час в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Изготовление игрушки» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Изготовление игрушки» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков работы в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачами учебного предмета являются:

· освоение понятий и представлений о мире игрушки и используемых средствах выразительности;

· освоение элементов конструирования и моделирования и их практическое применение;

· формирование навыков и приемов традиционной художественной обработки материалов разных видов;

· освоение швов в объеме, необходимом для изготовления игрушки;

· развитие практических умений и навыков, памяти, образного мышления;

· развитие интереса и потребности в художественно-творческой деятельности;

· создание ситуаций творческого общения, способствующих развитию коммуникативных качеств детей.

Методы обучения

Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:

· объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретной игрушкой);

· поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в обсуждениях, беседах);

· игровой (разнообразные формы игрового моделирования);

· сюжетно-игровой.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами по ремеслам.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Овладение необходимыми навыками и изучение различных приемов изготовления игрушки должно привести к умению создать художественный образ игрушки (куклы) на основе повтора, вариации, импровизации, а также выражению своего собственное отношения к искусству и народной культуре.

В процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы для решения художественно-творческих задач.

Занятия включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть – беседы по изучению творчества, по истории создания игрушки и технологии ее изготовления.

Практическаячасть состоит из этапов:

· освоение приемов выполнения изделий по предложенным направлениям;

· выполнение изделий по схемам;

· разработка творческих эскизов и выполнение по ним изделий.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Первый класс

Общее ознакомление учащихся с видом декоративно-прикладного творчества; приобретение основных навыков и умений.

№ раздела Название разделов и тем Количество часов
всего теория практика
Введение Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. -
Традиционные народные игрушки
Тема 2.1. Нитяная кукла «Мартиничка» - кукла, изготовленная из ниток. На основе этой куклы возможно создание разнообразных кукол и декоративных элементов, которые послужат подарком или изделием для ярмарки. 0,5 7,5
Тема 2.2. Кукла из природного материала (льняная). Кукла льняная на конусной основе, выполненная с декоративной отделкой по низу юбки, поясу и окружности головы. 0,5 8,5
Мягкая игрушка 1,5 55,5
Тема 3.1. Знакомство с простейшими швами. Учащиеся знакомятся с простейшими швами и закрепляют полученные знания на образце. 0,5 5,5
Тема 3.2. Цельнокроеная игрушка. Простая игрушка, выполненная из одной или двух деталей («Кот», «Мишка»). 0,5 20,5
Тема 3.3. Игрушка с минимальным количеством деталей (до 5 деталей). Коллекция собачек и зайчиков. 0,5 29,5
Цельнокроеная кукла 2,5 21,5
Тема 4.1. Материаловедение. Основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей. -
Тема 4.2. Изготовление цельнокроеной куклы. Кукла, выполненная как по готовой выкройке, так и по нарисованной самостоятельно. 0,5 10,5
Тема 4.3. Изготовление одежды для куклы. Простейшее платье-туника, блуза с сарафаном или отрезное платье, скроенное по выкройке.
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке -
  ИТОГО:

Второй класс

Дальнейшее изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.

№ раздела Название разделов и тем Количество часов
всего теория практика
Введение Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. -
Традиционные народные игрушки 0,5 7,5
Тема 2.1. Кукла из природного материала (соломенная). Самая простейшая кукла – «стригушка». На основе этой куклы возможно создание целого ряда соломенных кукол-образов (мужчина и женщина, веничек, колокольчик и т.п.). 0,5 7,5
Нитяные конструктивные игрушки
Тема 3.1. Шариковая кукла (марионетка). Одна из простейших кукол-марионеток, созданная на основе соединения шариков, бусин и т.п. с нитью. 0,5 2,5
Тема 3.2. Кукла на проволочном каркасе. Простейшая игрушка на основе проволочного каркаса и ниток, скрепленных клеем. 0,5 5,5
Мягкая игрушка Игрушка из искусственного меха, ткани и набивного материала, состоящая из 5-6 деталей.
Тема 4.1. Кукольный театр (игрушки на руку). Изготовление перчаточных мимических кукол. 0,5 11,5
Тема 4.2. Игрушка, состоящая из нескольких деталей. Дальнейшее освоение приемов изготовления мягкой игрушки с более сложными деталями кроя («Жираф», «Лошадка»). 0,5 41,5
Сшивная кукла
Тема 5.1. Материаловедение. Дальнейшее знакомство с технологией изготовления тканей. Основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей. -
Тема 5.2. Изготовление куклы. Дальнейшее освоение приемов изготовления сшивной куклы с более сложными деталями (отдельно скроенными руками, головой или ногами). «Подружки». 0,5 16,5
Тема 5.3. Изготовление одежды для куклы. Одежда должна быть обязательно отделана тесьмой, кружевами либо вышивкой. 0,5 8,5
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке -
  ИТОГО: 11,5 93,5

Третий класс

Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.

№ раздела Название разделов и тем Количество часов
всего теория практика
Введение Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. -
Традиционные народные игрушки 0,5 7,5
Тема 2.1. Кукла из природного материала (коса-оберег). 0,5 7,5
Нитяные конструктивные игрушки
Тема 3.2. Кукла на проволочном каркасе. Композиция («Семья») из кукол на основе проволочного каркаса и ниток, скрепленных клеем.
Мягкая игрушка
Тема 4.1. Многодетальные игрушки. Дальнейшее освоение приемов изготовления мягкой игрушки с более сложными и многочисленными деталями кроя («Пчелка», «Птичка»).
Сшивная кукла
Тема 5.1. Материаловедение. Дальнейшее знакомство с технологией изготовления тканей. Признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей. -
Тема 5.2. Суставная кукла. Кукла подвижна в плечевом, локтевом, тазобедренном или локтевом суставе. Платье для куклы отделано декоративными швами, тесьмой или вышивкой. Кукла «Соня».
Тема 5.3. Конструктивная кукла. Изготовление куклы из целого куска ткани путем прокладывания стяжек.
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке -
  ИТОГО: 11,5 93,5

Годовые требования

Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.

Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие этапы:

· обзорное знакомство с каждой темой;

· изучение основных технологических приемов;

· практическое выполнение изделия.

Программа рассчитана на поэтапное усвоение учебного материала:

1 класс – общее ознакомление учащихся с изготовлением игрушки; приобретение основных навыков и умений;

2-3 классы – углубленное изучение изготовления игрушки; совершенствование умений и навыков.

Первый класс

Раздел 1. Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

Наши рекомендации