Срок реализации программы- 5 лет.

Приказ № 116 от 29. 08.2016

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)

программа

художественной направленности

Скрипичный ансамбль

«Мелодия»

Программа рассчитана на

Обучающихся 6 - 14 лет.

Срок реализации образовательный

программы 7 лет

автор: Нефёдова Ж.В. – 1968 г.р., педагог

дополнительного образования,

г. Кондопога

2016 г

Содержание

I Пояснительная записка с. 3
  Цель, задачи программы с. 3
  Возрастные особенности с. 4
  Прогнозируемый результат с. 6
II Модуль первый «Волшебный мир музыки» с. 9
  Учебно-тематические планы с. 11
  Содержание программы с. 11
  Учебно-методический комплекс с. 14
  Список литературы с. 15
III Модуль второй «Скрипичный ансамбль «Мелодия» с. 17
  Учебно-тематические планы и содержание с. 18
  Учебно- методический комплекс с. 30
  Список литературы с. 32
IV Приложения с. 36

I Пояснительная записка

Скрипка по праву занимает почетное место среди музыкальных инструментов. Ее величество скрипка торжествует в симфонических оркестрах, камерных ансамблях, солирует на больших и малых сценах. Ее называют царицей музыки. Сегодня возможности скрипки безграничны.

В современных социально-экономических условиях актуальна задача разработки дополнительных образовательных программ для детей и подростков, способных удовлетворить их растущий с возрастом интерес к музыке во всех областях музыкального искусства.

Программа «Скрипичный ансамбль «Мелодия» - художественной направленности, реализуется в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Кондопожского муниципального района «Дом творчества детей и юношества» с 1994 года. Программа переработана и дополнена в 2007, 2011, 2014, 2016 г.

Большинство детей, выбирают занятия в скрипичном ансамбле «Мелодия» для общего эстетического развития, не предполагая сделать музыку своей профессией. Данная программа раскрывает содержание и методику занятий для детей с различными музыкальными способностями. Проводить музыкальное просвещение педагогически целесообразнобез предварительного отбора обучающихся, с небольшой временной загруженностью, без развернутых домашних заданий. Развить музыкальность ребенка помогает комплексный подход, благодаря которому в едином направлении действует несколько преподавателей.

Программа состоит из нескольких блоков - модулей, связанных общностью творческой деятельности.

Курс обучения по каждому блоку–модулю составляет 1 год. Обучающиеся, успешно прошедшие обучение по программе одного из модулей и аттестацию по итогам завершения обучения в отдельном модуле, по желанию переводятся на следующий модуль. По запросу обучающегося (или его родителей, законных представителей) после завершения каждого блока-модуля обучающемуся может быть выдана справка о количестве прослушанных часов по дисциплине дополнительного образования (на основании «Положения об аттестации обучающихся МОУ ДО «ДТДиЮ»).

При освоении всех модулей программы и прохождении итоговой аттестации по каждому из модулей, обучающийся получает «Свидетельство об окончании» программы.

Ядро студии – скрипичный ансамбль «Мелодия» Эта программа рассчитана на шесть лет обучения (педагог Нефедова Ж. В.)

Так же с обучающиеся ансамбля получают дополнительное образование по курсу фортепиано и музыкальной грамоты, Этот курс рассчитан на пять лет (педагог Матвеева Р.Е.)

На современном этапе развития образования актуальной стала проблема удовлетворения социального запроса детей и их родителей на раскрытие и развитие творческих способностей ребенка (подростка), его ран­ней одаренности в выбранной области творчества. Педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута в ходе реализации программы обеспечивает каждому обучающемуся переход от потенциальной к актуальной одаренности. При этом приоритетными задачами являются задачи воспитания, а не только обучения и развития одаренного ребенка Обучающиеся занимаются по индивидуальным образовательным маршрутам, хотя учебный процесс осуществляется в группах (наполняемость группы составляет 14 человек). Именно поэтому технологией учебного процесса предусмотре­но как обязательное и непременное условие в его практической реализации:

- строго дифференцированный подход к любому и каждому ребенку и подростку ;

- индивидуализация образовательного маршрута;

- вариативность тем - заданий, входящих в план учебно-развивающей деятельности

Основными формами занятий по программе являются теоретические и практические занятия, У педагога имеется внутреннее расписание на групповые занятия (всем составом объединения) - ? часов в неделю, подгрупповые - ? часов в неделю, индивидуальные ? часов в неделю на базе четырехчасовой ( первый год обучения) и шестиасовой ( второй и последующие года обучения) групп.

Индивидуальные занятия дают возможность педагогу установить тесный контакт с каждым ребенком для успешного выполнения поставленных задач воспитания, обучения и развития.

Индивидуальные занятия проводятся так же с обучающимися, у которых недостаточно развиты музыкально- слуховые представления, музыкально- ритмическое чувство. На таком занятии обучающиеся свободнее выполняют творческие задания.

Разделение на подгруппы позволяет педагогу уделить больше внимания каждому ребенку в процессе работы. А так же позволяет создать рабочий микроклимат что благоприятно отразиться на работе детей, усвоении и закреплении навыков. Коллективное музицирование развивает и коммуникативные возможности детей, помогает приобрести навыки конструктивного общения в творческом процессе, развивает умение осуществлять коллективную творческую деятельность.

Программа разработана с учетом компетентностного подхода в дополнительном образовании, Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательного процесса методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся. Такой подход позволяет ученикам развиваться разносторонне, независимо от природных данных. При реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Особенностью данной программы является:

1. Строго диффе­ренцированный подход к любому и каждому ребенку (подростку), максимально возможный учет его особенностей и интересов, индивидуа­лизация образовательного маршрута (что также реально осуществимо только в системе дополнительного образования)

2. Методика обучения в ансамбле имеет принципиальное отличие от методики обучения в музыкальной школе. После подготовительного периода дети приходят в ансамбль, где наряду с индивидуальной работой у ребенка появляется возможность сразу играть в ансамбле. Что дает ряд преимуществ в организации образовательного процесса. Закрепляется устойчивый положительный интерес к ансамблевому музицированию.

3. В содержании всех блоков программы есть новые составляющие,

- определенное количество тем отводится региональному компоненту,

- ансамбль осуществляет музыкальное сопровождение балов 4-х и 11-х классов образовательных школ города, что заставляет педагогов постоянно обновлять репертуар ансамбля. Данное направление востребовано как социальный заказ города Кондопоги, в котором пять образовательных учреждений развивают бальную культуру

4. В обучении юных скрипачей, наряду с традиционными музыкальными технологиями, которые по – прежнему, остаются основными, применяются новые современные технологии (игра под фонограмму). В настоящее время интерес к данному направлению значительно вырос. Скрипка раскрылась с новой стороны, т. к. любая пьеса превращается в яркий концертный номер - игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра. Это делает программу особенно актуальной и востребованной. Такой вид деятельности расширяет творческие способности, развивает гармонический слух, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность, значительно расширяет музыкальный кругозор обучающихся.

5. Специфика данной программы так же в том, что в ней разработана и апробирована подпрограмма "Каникулы", как особый период в развитии детей со своими целями и задачами, дополняющий основной образовательный цикл года.

Цели и задачи программы

Цель:формирование духовно богатого мира личности ребенка, развитие творческого потенциала детей через приобщение их к мировой музыкальной культуре.

Задачи для развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности:

- сформировать заинтересованное, активное отношения к изучению скрипичной музыки и овладению навыками владения инструмента

- научить различным музыкальным приемам, умелому их сочетанию для наилучшей реализации творческого замысла

- научить использованию основных музыкальных понятий в выбранном виде творчества

- познакомить с историей скрипичной музыки

- научить умению слушать и различать разные музыкальные направления, обнаруживать изменения, происходящие в музыке

- формировать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать результаты сравнения

- развивать способности решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

Задачи для развития компетентности в информационно-коммуникативной сфере:

- научить сотрудничать, договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

- внимательно и уважительно относиться к людям.

- сформировать умение словами передать замысел музыкального произведения.

- сформировать умение слушать, видеть, ощущать другого человека.

- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве

- формирование исследовательских способностей- умения передачи, поиска, преобразования, хранения информации.

Задачи для развития компетентности в бытовой сфере:

- сформировать способность ответственно относиться к рабочим предметам, к инструментам.

- сформировать навык наведения порядка на рабочем месте, умение следить за исправностью предметов (инструмент и т.д.).

- воспитать серьезное и бережное, ответственное отношение к своему труду и труду других людей;

- воспитать понимание необходимости соблюдения техники безопасности при работе с различными музыкальными инструментами.

- воспитать организованность и самодисциплину, умение работать индивидуально и в команде;

Задачи для развития компетентности в социально- культурной и гражданской сфере:

- развивать способности обучающихся к нравственным и эстетическим переживаниям: любви к родной природе, своему краю, уважения к традициям и истории своей страны,

- сформировать умение и потребность реализовать полученные знания, умения и навыки в текущей жизни.

- научить выбирать рациональные и культурные способы проведения свободного времени

Формы организации и режим занятий:

Дети занимаются по индивидуальным образовательным маршрутам, хотя учебный процесс может осуществляться в группах, подгруппах и идивидуально. Особенностью группы является смешанный состав воспитанников всех годов обучения (с первого по третий).

Именно поэтому технологией учебного процесса предусмотре­но как обязательное и непременное условие в его практической реализации:

- строго дифференцированный подход к любому и каждому ребенку и подростку ;

- индивидуализация образовательного маршрута;

- вариативность тем - заданий, входящих в план учебно-развивающей деятельности

При реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы скрипичный ансамбль «Мелодия» используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, Учебные занятия в студии сочетаются с творческой практикой. К проведению занятий могут привлекаться преподаватели различных объединений художественного направления, с участием которых проводятся «мастер-классы».

Основными формами занятий в студии являются теоретические и практические занятия, У педагога имеется внутреннее расписание на групповые занятия (всем составом объединения) - 1 часа в неделю, подгрупповые - 4 часа в неделю, индивидуальные 4 часов в неделю на базе девятичасовой группы.

В основном, в работе с обучающимися используется индивидуальная форма занятий для работы над сольным репертуаром, что связано со спецификой обучения игре на скрипке. Индивидуальные занятия дают возможность педагогу установить тесный контакт с каждым ребенком для успешного выполнения поставленных задач воспитания, обучения и развития.

Индивидуальные занятия проводятся так же с обучающимися, у которых недостаточно развиты музыкально- слуховые представления, музыкально- ритмическое чувство. На таком занятии обучающиеся свободнее выполняют творческие задания.

В период подготовки особенно сложных проектов – исследовательских, сценических, комплексных – индивидуальная работа сочетается с занятиями в малых группах, а также возможно объединение всей студии для проведения совместных мероприятий: коллективных творческих дел, репетиций, выступлений, конкурсов, концертов.

Так же в процессе обучения и воспитания используются и другие формы:

встречи с музыкантами, экскурсии, коллективные посещения концертов в концертных залах города.,публичные выступления воспитанников на концертных площадках различного уровня (в зависимости от песенного репертуара) различных праздниках в городе, в которых проявляется общественно - полезный характер их музыкально- творческой деятельности.

Программа вариативна. Интегрирована в культурно- образовательные проекты Дома творчества детей и юношества: «Бал- диалог культур», «Свой стиль» и др.

Подростки

Активно формируются волевые черты характера, продолжается совершенствоваться нервная система, лучшее взаимодействие двух полушарий. Рост костей особенно заметен. Ребёнок становится чувствительным к обычным нагрузкам, плохо их переносит, часто утомляется, часто наблюдаются неадекватные формы поведения. Основная причина кроется в развитии мотивационной сферы личности ребёнка, на первое место выходит мотив удовлетворения потребности занять достойное положение в коллективе сверстников. Эта потребность является ведущим мотивом поведения и деятельности ребёнка.

Юношеский возраст - это период физиологического созревания, эмоциональных неровностей, контрастов поведения, период, когда накатывается лавина вопросов о жизни и её смысле, на которые не всегда находятся ответы. Ведущими видами деятельности являются самопознание и общение, стремление к «взрослости», самоопределение.

Прогнозируемый результат:

По окончании программы обучающиеся умеют:

После окончания 3 и 4 –ого года обучения дети:

  • Могут определять интервалы;
  • Могут определять темпы: быстрые, умеренные, медленные;
  • Могут определить ступени в гаммах от I-VII;
  • Могут определить по знакам тональности: До, Соль, Ре, Ля мажор и в параллельных тональностях ля, ми, си, фа минор;
  • Могут определить строение мажорных и минорных гамм;
  • Знают 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический;
  • Могут определить размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;
  • Могут определить знаки альтерации в произведениях;
  • Знают порядок написания знаков при ключе;
  • Знают консонансы и диссонансы;
  • Знают обращение интервалов и аккордов;
  • Знают главные трезвучия лада: Тоника, Субдоминанта и Доминанта;
  • Могут играть штрихами деташе, легато до 8 –ми нот на смычок, мартле и их чередование, стаккато;
  • Могут играть в первой, второй и третьей позиции;
  • Могут играть простые двойные ноты и несложные аккорды в 1 позиции;
  • Могут играть гаммы и арпеджио в отдельных позициях и с применением переходов в 3-ую позицию;
  • Могут играть элементарные виды флажолетов;
  • Могут разбирать самостоятельно музыкальные произведения, определяя: размер, темп, тональность;
  • Могут играть несложное произведение крупной формы6 соната, концерт, вариация;
  • Могут правильно интонировать и применять динамические оттенки в сыгранных пьесах, различных по характеру;
  • Могут уверенно исполнять репертуар ансамбля на сцене.

После окончания 5 и 6 –ого года обучения дети:

  • Могут самостоятельно разбирать сложное музыкальное произведение, определяя предварительно: размер, тональность, темп, сложные ритмические рисунки;
  • Умеют самостоятельно подбирать аппликатуру в музыкальном произведении;
  • Овладели свободно приёмами игры: деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе и их чередованием;
  • Могут настроить музыкальный инструмент;
  • Могут определить разные музыкальные направления в музыке: классическое, народное, эстрадное и по возможности играть в различных стилях;
  • Обладают развитым чувством ритма, музыкальным слухом;
  • Могут применять вибрацию при исполнении музыкального произведения;
  • Могут играть в более высоких позициях;
  • Могут играть двойными нотами и аккордами;
  • Могут играть 3-х октавные гаммы и арпеджио (обращения);
  • Могут разобрать и выучить наизусть 5-6 разнохарактерных пьес;
  • Могут разобрать и выучить одно произведение крупной формы в год (вариация, концерт, соната);
  • Могут сделать реферат или презентацию на музыкальную тему.

Первый модуль:

«Волшебный мир музыки»

Данная программа предназначена для подготовительной группы ансамбля. В группу принимаются дети 6-7 лет, как правило, со средними музыкальными способностями. Шанс попробовать себя в музыкальной деятельности даётся всем детям, пришедшим в ансамбль. На занятиях осуществляется комплексная подготовка ребёнка, одновременно происходит развитие слуха, ритма, памяти, мышечной пластики. Весь учебно - творческий процесс строится с применением игровых ситуаций и музыкальных игр. Игра для ребенка этого возраста и учёба, и труд, и отдых. Методика организации учебно-воспитательного, творческого и образовательного процессов строится с учётом психологических особенностей обучающихся. Детям данного возраста нравится активное музицирование на простейших музыкальных инструментах, а не пассивное слушание. Синтез: элементарного музицирования и обучение простейшим элементам музыкального языка развивает музыкальность ребенка в целом. Детям предлагаются коллективные формы занятий, так как групповая форма обучения повторяет привычную среду детского сада. Популярность ребёнка в группе, его общая самооценка зависит в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности.

Занятия поводятся как всей группой - 14 человек, так и подгруппами - 7 человек, а также индивидуально. Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу.

После прохождения курса подготовительной группы, где дети получают общие сведения по музыкальной грамоте, решив начальные задачи и овладев первыми навыками звукоизвлечения, все дети объединяются в музыкальную группу младшего возраста, где с прежней настойчивостью продолжается работа над развитием музыкальных способностей детей.

Цель программы –создание необходимых условий для выявления, раскрытия и развития музыкальных способностей детей.

Задачи:

В обучении:

  • Ознакомить с азами нотной грамоты и теории музыки;
  • Сформировать навыки коллективного музицирования;

В развитии:

  • Развивать музыкальную память и внимание;
  • Развивать чувство ритма;
  • Развивать музыкальный слуха – мелодический и гармонический;

В воспитании:

  • Формировать умение слушать и слышать себя и других в коллективе;

Ожидаемый результат:

В результате реализации программы дети смогут:

  • Определиться в своём интересе и выборе вида деятельности;
  • Приобретут навыки игры на фортепиано;
  • Узнают основы нотной грамоты и теории музыки;
  • Ознакомятся с различными видами метроритма;
  • Обретут навыки коллективного музицирования;
  • Освоят приёмы творческой деятельности, которые они смогут применять в учебном процессе самостоятельно.
  • Научатся определять характер музыки (минор-мажор, весело – грустно), слушать и слышать музыку, понимать её значение для человека, для формирования его эстетического вкуса;
  • Познакомятся с образцами народной, классической, эстрадной и танцевальной музыки, стилями и жанрами;
  • Смогут глубже раскрыть свои коммуникативные возможности и способности, общекультурный уровень, занимаясь в музыкальном коллективе. Участвовать в концертных выступлениях.

Промежуточный итог подводится после каждого года занятий; опреде­ляется творческий рост, достижения, ставятся задачи дальнейше­го развития, конкретизируется индивидуальный образовательный мар­шрут ребенка Это наглядно видно из творческой книжки группы и Портфолио обучающихся.

Способы определения результата:

  • Концерты для родителей;
  • Участие в мероприятиях ДТДиЮ;
  • Тестирование;
  • Анкетирование.

Учебно-тематический план 1-го года занятий

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Давайте познакомимся. Этот волшебный мир музыки. -
2. Мой цветной звукоряд.
3. Осень - литературно-музыкальное занятие.
4. Как рассказывает музыка? -
5. Мой весёлый счёт. Длительности нот.
6. Изобразительность и выразительность в музыке.
7. Средства музыкально-художественной выразительности.
8. Музыка – язык чувств.
9. Мой весёлый ритм.
10. Зима в музыке. Рождество. Новый год.
11. Какое настроение передаёт музыка?
12. Динамические оттенки.
13. Сказка будет впереди.
14. Весна в музыке.
15. Путешествие по нотной стране
16. Ты откуда русская зародилась музыка -
17. Музыкальные жанры.
18. Сочини песенку.
19. Музыкальные инструменты.
20. Итоговое занятие. -
Итого: 36 ч.    

Содержание программы

1. Вводное занятие. Давайте познакомимся. Этот волшебный мир музыки.

Педагог знакомится с детьми и проводит беседу о музыке.

2. Мой цветной звукоряд.

Изучение расположения нот на нотном стане, скрипичный ключ, такт, тактовая черта, цветная запись нот, раскраска музыкальных альбомов, в котором находятся детские песенки в порядке усложнения музыкального материала. Музыкальные игры развивающие звуковысотный слух: «Музыкальная лесенка», «Нарисуй мелодию», «Колокольцы-бубенцы», «Музыкальный домик», «Тихо-тихо», «Колобок», «Найди щенка», «Сколько нас поёт», «Музыкальный волчёк».

3. Осень – литературно-музыкальное занятие. Рассказ, стихи, загадки про осень. Задание «Осенний пейзаж». Изучение детских песенок: «Непогодица», «Танец с осенними листочками».

4. Как рассказывает музыка.

Ознакомление с комплексом выразительных музыкальных средств, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки.

Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движений: «Воротики», «Передай мяч», «Жмурка», «Звёздная эстафета», «Верные друзья».

5. Мой весёлый счёт. Длительности нот.

Развитие ритмического слуха: восьмые и четверти, изучение ритмических группировок на примере детских песенок и музыкальных игр, развивающих чувство ритма: «Шаг и бег», «Придумай имя», «Прочитай карточку», «Ритмическое эхо», «Переводчик», «Угадай мелодию», «Ритмический оркестр».

6. Изобразительность и выразительность в музыки.

При знакомстве со средствами выразительности акцент делается на музыку, слово и изображение, знаки альтерации.

Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движений: «Воротики», «Передай мяч», «Жмурка», «Звёздная эстафета», «Верные друзья»;

7. Средства музыкально-художественной выразительности.

Рассказ о мелодии, ритме, ладе, темпе, тембре, динамике на примере музыкальных произведений. Определения характера музыкальных произведений.

8 . Музыка – язык чувств.

Изучение музыкальных произведений, где есть элементы изобразительности: «Вышла курочка гулять», «Паровоз» сл. Т. Волгиной, муз. Г. Эрнесакса.

Музыкальные игры, развивающие у детей творческие способности: «Весёлый паровозик», «Щенок и бабочки», «Медведь и зайцы»

9. Мой весёлый ритм.

Изучение на примере детских песенок из музыкального альбома различных ритмических групп, изучаем длительности нот восьмые, паузы: восьмые и четвертные, реприза.

Музыкальные игры, объединяющие детское пение и движение: «Кот-сапожник», «Ёжик», «Пёс Шарик», «Ручей», «Вьюга», «Мяч», «Кто как кричит», «Весёлый колокольчик».

10. Зима в музыке. Рождество. Новый год.

Музыкально-литературное занятие: «Зима». Стихи, загадки про зиму. Изучение рождественских песенок: «Рождество», «Зима- белоснежная», «Новогодняя хороводная», музыкальная игра «Поймай снежинку».

11. Какое настроение передаёт музыка.

Беседа и разбор музыкальных произведений: «Сурок» Бетховена, «Весёлый музыкант» муз А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Музыкальные игры: «Заинька-зайка», заполнение музыкального альбома.

12. Динамические оттенки.

На примере музыкальных примеров изучается сопоставление контрастной силы звучания: тихо – piano, громко – forte, а также изучается постепенное усиление и ослабление звучности - крещендо и диминуэндо.

Музыкальные игры: «Эхо», «Тихо вокруг», «Тихо-громко», «Заяц с барабаном». Заполнение музыкального альбома.

13. Сказка будет впереди.

Изучение музыкальной сказки «Теремок».

14. Весна в музыке.

Музыкально-литературное занятие: «Весна». Стихи, загадки про весну. Изучение песенки про весну: «А воробьи чирикают». Задание: нарисовать весенний пейзаж, прослушав музыкальное произведение.

15. Путешествие по нотной стране.

Заполнение музыкального альбома новыми музыкальными произведениями, исполнение их на фортепиано.

16. Ты откуда русская зародилась музыка.

Беседе о русской народной песни. Изучение русских народных песен: «Во саду ли в огороде», «Ах вы сени», «Не летай соловей». Хоровод «Во поле берёза стояла», «Забавная игра».

17. Музыкальные жанры.

Ознакомление с музыкальными жанрами: песня, марш, танец. Музыкальные игры: «Музыкальная загадка», «Забавная игра», «Угадай мелодию».

18. Сочини песенку.

Показ педагогом, как правильно оформлять придуманные детьми песенки на детские стихи.

19. Музыкальные инструменты.

Беседа о музыкальных инструментах.

20. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Заполнение диагностических материалов. Участие в концерте для родителей.

Учебно - методический комплекс

Наименование Количество на группу
Фортепиано
Зеркало
Шкаф для нотной литературы
Стол
Стулья
Набор карандашей
Набор бумаги
Простые карандаши
Линейка 40см
Набор фломастеров
Набор ручек
Ножницы
Компьютер и музыкальный центр
Видеокассеты с материалами скрипичных фестивалей и концертов ансамбля
Музыкальные записи на аудиокассетах
CD-диски
Раздаточный материал
Плакаты по нотной грамоте
Правила по технике безопасности
Музыкальные альбомы
Карточки для проведения опроса по темам:
Карточки по нотной грамоте
Анкеты для учащихся
Анкеты для родителей
Пособия для обучающихся
Перечень знаменательных дат
Портреты композиторов и музыкантов
Печатная продукция: -рефераты -брошюры -методические рекомендации - газетные статьи  

Список литературы

1.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж.: 1998.

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой М.: Музыка,1985.-296 с.
  2. Астахов А. И. Воспитание творчеством. М.: 1986.
  3. Барсова А. Формула личности М.: 2003.- 320 с.
  4. Бахмацкая О. Здравствуй малыш. Выпуск № 1. М.: 1985. – 121.
  5. Бахтияров Ч. Б. Магия звуков. Минск.: 1984. – 60 с.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение. М.:1991 – 90 с.
  7. Гнатюк Н.П. Нет пределов совершенству. М.:1989.
  8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: 2000.-238 с.
  9. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребёнка. М.: 1995.-397 с.
  10. Домрина Е.Н. Беседы о музыке.М.:1982.
  11. Дошкольное воспитание. М.: № 11. 1990.- 128 с.
  12. Дружинина О. М. Здравствуй музыка! С-Пб. 2004. – 30 с.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. С-Пб.: 1998.
  14. Изместьева Ю. Д. Музыка. Волгоград.:2002. -108 с.
  15. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М. 1986.
  16. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? М.: 1977.
  17. Кабалевский Д. Про трёх китов и про многое другое. М.: 1976.
  18. Капишников Н. А. Музыкальный момент. М.: 1991. – 112 с.
  19. Королёва Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках М.: 1994.- 77с.
  20. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург.: 2004. – 184 с.
  21. Литературно- музыкальный альманах №2. М.: 1999. -159 с.
  22. Лобова А. Ф. Мир звуков. Пермь: 1994 – 40 с.
  23. Максимов Ю. В. Родник творчества. М.:1988
  24. Макшанцева Е. Д. Детские забавы. М.: 1990. -205 с.
  25. Матонис В. С. Музыкально- эстетическое развитие личности. Л.: 1988. – 74 с.
  26. Могилевская С. У лиры семь струн. М.: 1981.
  27. Музыкальная энциклопедия. М 1973-1982. – Т. 1-6.
  28. Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: 1992.
  29. Панкевич Г. И. Звучащие образы. М.: 1977.
  30. Панкевич Г. И. Искусство музыки. М.:1987.
  31. Попова Т. В. Пути к музыке. М.:1973.
  32. Ригина Г. С. Уроки музыки. М.: 1979.-158 с.
  33. Руднева С., Фиш.Э. Ритмика: Музыкальное движение. М.: 1972.
  34. Тренинг по сказкотерапии. С-Пб.:1998.
  35. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. М.: 2000.
  36. Финкельштейн Э. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Музыка от А до Я. С-Пб.: 1992. – 115 с.
  37. Фриман Дж. Как развить таланты ребёнка. М.: 1995.
  38. Шарр Мюррэй Ч. Музыка. М.: 2000. – 31 с.
  39. Шорохова О. А. Играем в сказку. М.: 2008.- 156 с.

Второй модуль:

«Скрипичный ансамбль «Мелодия»

Программа предлагает возможность детям закрепить уже полученные навыки игры на инструменте и приобрести много новых практических навыков и теоретических знаний. Это очень сложный этап работы, т. к. происходит становление скрипичного ансамбля «Мелодия».

Воспитывается преемственность в коллективе, ответственность старших за младших, строгое соблюдение правил поведения и работы в занятиях ансамбля. На этой ступени обучения дети свободно и уверенно держатся на сцене. Репертуар ансамбля усложняется, у детей появляется интерес, основанный на развитии. Развивается эмоциональный мир ребенка.

Концертная деятельность является стимулом для дальнейшего творческого роста детей, так как выступление на сцене дает ребёнку возможность почувствовать себя «артистом». Успех и признание рождает вдохновение, что дает силы и желание для дальнейшего совершенствования в мастерстве исполнения.

Репертуар ансамбля тщательно отбирается. Репертуар разнообразен и интересен ребенку, включает в себя не только классическую музыку, народную, но и современную, популярную, джазовую.

Коллективное выступление детей, яркое звучание многоголосного ансамбля, со вкусом подобранный репертуар производят впечатление, заинтересовывают не только участников ансамбля, но и зрителей. Огромную помощь ансамблю оказывают родители.

Программа «Скрипичный ансамбль «Мелодия» рассчитана на шесть лет обучения.

Весь период обучение условно можно разделить на три периода или ступени.

На I ступени обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логично рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Занятия в ансамбле помогают детям развить мелкую моторику, координацию рук. Для этого используются специальные упражнения.

На II ступени дети должны закрепить уже полученные навыки игры на инструменте и приобрести много новых практических навыков и теоретических знаний. Это очень сложный этап работы как в обобщающем, так и в воспитательном плане. Происходит становление скрипичного ансамбля «Мелодия», где находится баланс в разных уровнях игры детей.

На III ступени воспитывается преемственность в коллективе, ответственность старших за младших, строгое соблюдение правил поведения и работы в занятиях ансамбля. На этой ступени обучения дети свободно и уверенно держатся на сцене. Репертуар ансамбля усложняется, у детей появляется выносливость на занятиях. Они обладают хорошим чувством ритма, эмоционально раскрепощены и активны по отношению к музыке.

Занятия проводятся группами, подгруппами, индивидуально. Особо одаренные дети имеют возможность заниматься по своему индивидуальному маршруту.

Группы формируются как по возрастному принципу, так и по уровню развития музыкальных навыков.

Цель- создание необходимых условий для развития музыкально-сенсорных способностей, формирование разносторонних музыкальных умений в художественно-творческих видах деятельности, образно-эмоциональное восприятие окружающего мира, приобщение каждого ансамблиста к основам музыкальной культуры, дальнейшее формирование ансамбля и репертуара.

Задачи:

В обучении: Совершенствовать технические навыки; Закрепить полученные зна<

Наши рекомендации