Организационная структура иас части
Под ОШС части понимается организационное построение групп и подразделений ИАС, их численный состав, подчиненность и характер взаимодействия, оснащенность и характер взаимодействия, оснащенность средствами наземного обслуживания, контроля состояния и ремонта АТ.
Рациональной ОШС считается та, которая при прочих равных условиях позволяет наиболее эффективно решать основные задачи по ИАО б.д. и б.п. части.
На различных этапах развития ОШС ИАС претерпевала изменения. Эти изменения определяются тремя основными факторами:
§ Оперативно-тактическими требованиями, предъявляемыми к авиационным частям;
§ Уровнем развития АТ, ее боевыми и эксплуатационными характеристиками;
§ Эффективностью использования АТ и экономичностью ее эксплуатации.
Инженерно-авиационная служба включает в себя органы управления, технико-эксплуатационные части (ТЭЧ) авиационных частей, отдельные ТЭЧ, технические позиции (ТЕХП), специальную инженерную службу (СИС), авиационные технические отряды (АТО), группы обслуживания и другие подразделения частей, авиационных ремонтных заводов (АвРЗ) и баз резерва самолетов (вертолетов) (БРС).
Организационная структура ИАС должна соответствовать объемам и сложности решаемых ею задач.
В частях фронтовой авиации существует организационно-штатная структура, соответствующая системе подготовки техническими расчетами, схема которой показана на Рис.1.1.
Пунктирные линии показывают подчинённость личного состава группы по специальности, сплошные лини - непосредственную подчинённость.
Расшифровка сокращений для Рис.1.1.-1.5.:
- АП – авиационный полк;
- СД – самолёт и двигатель;
- АВ – авиационное вооружение;
- РЭО – радиоэлектронное оборудование;
- ПНК – прицельно-навигационный комплекс;
- ТПС –тормозные парашютные системы;
- ОК – объективный контроль;
- ОРСО – обслуживания и регламента средств опознавания;
- КТС – комплексный тренажёр самолёта;
- ГРР – группа обслуживания и регламента;
- ДРАД – диагностика и ремонт авиационных двигателей;
- С – самолёт;
- РЭБ – радиоэлектронная борьба;
- СМГ – слесарно-механическая группа (группа ремонта СНО);
- МТО – материально-техническое обеспечение.
ИАС возглавляет заместитель командира части по ИАС. Ему подчиняются инженеры части по специальностям, начальник ТЭЧ ап, АЭ. Инженеры по специальностям осуществляют руководство и контроль специалистов групп. В полковых группах выполняются обслуживание и регламентные работы на АТ, не являющейся принадлежностью самолетов (высотное снаряжение летчиков, тренажеры, ОК и др.).
Рис.1.1. Общая организационно-штатная структура ИАС
авиационного полка (система подготовки
АТ техническими расчётами).
Рис.1.2. Организационно-штатная структура ТЭЧ
авиационного полка.
Рис.1.3. Организационно-штатная структура авиационно-технического отряда.
На рисунке 1.4. показана другая штатная структура инженерно-авиационной службы авиационной эскадрильи – для полков, в которых реализована экипажно-групповая система подготовки АТ к полётам. Место и назначение остальных подразделений ИАС такого полка такое же, как на Рис.1.1.
Рис.1.4. Организационно-штатная структура ИАС
авиационной эскадрильи (экипажно-
групповая система подготовки АТ)
Рис.1.5. Штатная структура технического расчёта
При экипажно-групповой подготовке личный состав ИАС АЭ частично входит в технические экипажи, за которыми закреплены ВС. Другая образует группы обслуживания, которые подчиняются зам.ком. по ИАС аэ. Экипажно-групповая система подготовки АТ к полётам заключается в следующем. Самолёты к вылету готовят специалисты групп обслуживания (Рис.1.4.). При этом бортовое оборудование проверяется и готовится по принадлежности: специалисты группы АО готовят только авиационное оборудование, группы РЭО – только радиоэлектронное и т.д. Специалист, например, по АО не имеет права готовить другое оборудование.
Подготовка АТ техническими расчётами принципиально отличается от экипажно-групповой. В этом случае все бортовое оборудование, подлежащее проверке делится на 5-6 частей (маршрутов), трудозатраты на подготовку каждой части примерно одинаковы (маршруты «равнозагружены»). В один маршрут может входить оборудование, относящееся к разным специальностям. На каждый маршрут в лётную смену выделяется один специалист (оператор) из состава технического расчёта, общее количество специалистов соответствует количеству маршрутов. Такая группа специалистов составляет технологический расчёт.
Из сказанного выше и приведенных схем видно, что система подготовки АТ техническими расчётами является более гибкой и рациональной в плане эффективности использования личного состава.
Планирование работы инженерно-технического состава.
Планирование ИАО и организацию работы ИАС осуществляет главный инженер объединения, заместитель командира соединения (части) по ИАС. Указанные должностные лица организуют разработку годового плана работы ИАС (приложение № 4.3 к настоящим Правилам) объединения, соединения и части соответственно.
На основании годового плана и анализа работы ИАС осуществляются месячное (приложение № 4.4 к настоящим Правилам) и ежедневное (приложение № 4.5 к настоящим Правилам) планирование работы должностными лицами ИАС. Перечень планов, разрабатываемых должностными лицами ИАС, приведен в приложении № 3.2 к настоящим Правилам. Формы планов, разрабатываемых командиром ато, начальником тэч части, приведены в приложениях № 4.6 и № 4.7 к настоящим Правилам, соответственно.
Исходными данными для разработки планов ИАС являются:
для ВВС – организационно-методические указания по подготовке ВВС на новый учебный год, для авиации других видов (родов войск) Вооруженных Сил, федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых имеется государственная авиация, – соответствующие указания командующих авиацией видов (родов войск) Вооруженных Сил и руководителей авиации федеральных органов исполнительной власти и организаций;
основные задачи боевой подготовки;
нормативные документы, определяющие порядок планирования;
требования по боевой готовности, обеспечению безопасности полетов, организации работы ИАС и правил эксплуатации АТ;
условия базирования;
наличие и состояние АТ, средств ее эксплуатации и ремонта;
прогнозируемый отход АТ в ремонт и возможность ее восстановления;
планируемое поступление АТ и средств ее эксплуатации;
наличие ИТС, его обученность, предполагаемые сроки и порядок доукомплектования.
При планировании и в процессе выполнения задач боевой подготовки руководящий ИТС проводит расчеты:
на перебазирование ИТС и технического имущества (совместно со штабом части);
потребных средств эксплуатации и ремонта АТ (совместно с атч);
возможностей ИАС по подготовке авиационных управляемых средств поражения (далее именуются – АУСП) и других АСП;
возможностей ИАС по восстановлению АТ;
потребного времени и количества ИТС на подготовку к полетам ВС в различных условиях и вариантах боевого снаряжения;
возможностей выполнения регламентных работ на АТ;
возможностей ИАС по подготовке ВС при переводе в высшие степени боевой готовности и другие необходимые расчеты.