Организационные структуры их сущность, функции и основные свойства. Организационная структура и организационная структура управления, их предназначение и взаимосвязь

Организационная структура это - схема взаимодействия должностей, функций и предпочтений. (Смирнов)

Организационная структура это – расстановка персонала организации в разных социальных позициях, которые нормируют и упорядочивают ролевые отношения между людьми, определяют обязательность поведения людей, занимающих эти позиции.(Холл)

Организационная структура это - логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации (Скотт).

Структура организации - ее внутреннее устройство, т.е. иерархически структурированная совокупность органов управления, производственных, функциональных и обеспечивающих подразделений и должностная

расстановка персонала в них, позволяющая рациональным образом сочетать их локальные операционные цели для достижения основной цели функционирования организации с минимальными издержками.

Структура организации - это фиксированные взаимосвязи существующие между подразделениями персоналом, создаваемые с целью координации и контроля их деятельности, упорядочивания функциональных и технологических связей и эффективного достижения целей (выполнения установленного операционного цикла).

Характеристики структуры организации:

-Нормирование и упорядочение функциональных обязанностей структурных

подразделений и персонала;

-Должностная и функциональная расстановка персонала организации, группируемого определенным образом в производственные, обслуживающие и управленческие подразделения;

-Соответствующая ей иерархия подчиненности подразделений (МПГ) и персонала;

-Соответствующий порядок должностного и функционального взаимодействия и отчетности.

Функции структуры организации:

-Обеспечение выживания организации и достижения целей ее функционирования;

-Сохранение функций, определяющих сущность организации;

-Регулирование (минимизация) влияния индивидуального поведения в организации;

-Минимизация внутренних издержек при максимальном использовании возможностей внешней среды функционирования организации.

Свойства организационной структуры, определяющие её качества.

Комплексность организации- это разделение труда, множество подразделений и иерархических уровней, должностные инструкции.

Формализация- набор правил, обеспечивающих руководство действиями персонала, в зависимости от его способностей к принятию самостоятельных решений и самоконтролю.

Централизация-распределение власти внутри организации

Организационая структура управления-система ,состоящая из руководящего органа,отделов (менеджеров),находящихся на различных иерархических уровнях и выполняющих конкретные функции управления всей организацией в целом и ее элементами,и включающая средства управления ,многообразие связей и коммуникаций между входящими в нее элементами.

Источник образования организационных структур управления является общественное разделение труда.

Основой для образования организационных структур управления выступает потребность в эффективном и экономически обоснованном управлении организацией.

Характеристики организационной структуры управления.

-должностная и функциональная расстановка менеджеров по структурным подразделениям;

-соответствующая этой расстановке иерархия их подчиненности;

-нормирование управленческих обязанностей и полномочия менеджеров;

-соответствующий порядок взаимодействия и коммуникаций должностных лиц.

Функции организационной структуры управления:

-установление главенствующих позиций и управленческих функций в организации, реализацию властных полномочий.

-определение целей (корпоративных, стратегических, функциональных и операционных ) ,формулирование задач, их согласование и планирование деятельности организации;

- своевременная постановка задач подразделениям и работникам,координация их совместной деятельности;

-получение от подразделений информации (обратная связь) и контроль за выполнением

поставленных задач и достижением целей .

Эффективная организационная структура управления обеспечивает:

-взаимодействие всех элементов организации для достижения общих целей

-надежность вертикальных управленческих коммуникаций и горизонтальных функциональных связей.

-соблюдение принципов единоличия и разделения ответственности и прав во всех звеньях

-стабильность и преемственность в руководстве

-способность достаточно быстро реагировать на изменение внутренних и внешних условий,совершенствовать методы управленческих действий,менять структуру управления соответствующие разнообразию управляемого ….

Организационные структуры их сущность, функции и основные свойства. Организационная структура и организационная структура управления, их предназначение и взаимосвязь - student2.ru

Организационные структуры их сущность, функции и основные свойства. Организационная структура и организационная структура управления, их предназначение и взаимосвязь - student2.ru

Организационные структуры их сущность, функции и основные свойства. Организационная структура и организационная структура управления, их предназначение и взаимосвязь - student2.ru

37. Простая организационная структура:

Безцеховая структура, основанная на производстве единого продукта, не имеющая вспомогательный подразделений и служб.

Элементарная организационная единица из второй ,в случае успеха,развиваются более сложные организационные структуры.

Механистическая (Функциональная) организационная структура:

Классическая организационная структура, возникающая в результате вертикальной интеграции вдоль производственного (технического)цикла.

Механистической (Функциональной) называется централизованная организационная структура в которой при производстве единого (однотипного)продукта предусматривается деление на отдельные элементы и департаменты ,каждый из которых имеет опрделенную,конкретную задачу и обязанности.

Структура характерна для организаций крупного и среднего размера с высокой степенью разделения труда.Н-ер:Фабрика,Завод,Супермаркет,Университет.

Положительные свойства:

-стимулирует деловую и профессиональную специализацию.

-способствует появлению высококвалифицированных специалистов

-наличие четких правил,стандартов ,должностных инструкций и нормативов

-уменьшается дублирование усилий и потребление ресурсов.

Недостатки:\

-Нормативы,нормы расхода материальных средств,правила ,составленные ранее в одних условиях,могут не соответствовать современным требованиям

- законодательность функциональных структур сдерживает развитие организации

-цели функциональных отделов могут преобладать над общей целью организации.

Децентрализованные организационные структуры.-структуры в которых варьируются принципы межфирменного и жежфункционального взаимодействия на основе функциональных ,финансовых,технологических и административных связей.Цель создания обеспечение более эффективной реакции на изменение факторов внешней среды.

Сетевые организации- кооперационные соглашения,объединяющие малые и средние фирмы,с целью надежного выживания предприятиймалого бизнеса ,а в условиях конкуренции,привлечения новых клиентов и координации деятельностисвоих членов.

Гибкие структуры,созданные как реакция на увеличение разнообразия и производимой продукции,наиболее предпочтительны в отраслях,где очень быстро изменяются условия деятельности и применяются наукоемкие технологии.

Проектная организационная структура:

-создание временных структур для решения конкретных разовых задач для чего собираются специализированные подразделения(цехи,заводы)и/или команда наиболее квалифицированных в соответствующих вопросах сотрудников, которые должны реализовать проект в установленные сроки и в пределах сметы.

Положительные св-ва:

-гибкость трудовых ресурсов

-упрощает взаимодействие и координацию работ

-ускоряет процедуру выработки решений.

-позволяет концентрировать усилия на решения одной задачи

Недостатки:

-связанность ресурсов до завершения работы

-неприспособленность к неблагоприятным экономичкским условиям

-высокие и накладные расходы

Матричная организационная структура-совокупность временных структур(проектов)для решения масштабных задач в рамках организации.

Адхократическая организационная структура-структура создаваемая для выполнения работ определенного типа на короткий временной период.

Характер деятельности определяется концепцией групповой формы взаимопомощь,предоставление прав самостоятельного принятия решений ,замена жестких правил и норм на гибкие связи,ориентация на запросы потребителя,активное сотрудничество в решении проблем.

Положительные стороны:

-сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и конечный результат ,самоконтроль.

-в системах оплаты труда существует зависимость между уровнем заработной платы каждого члена группы (бригады),индивидуальным вкладом и общим результатом;

Основной недостаток – трудности горизонтальной координации работ взаимосвязанных групп (бригад).

Факторы, влияющие на структурные.

- Сокращение издержек используются вертикальные организационные структуры,что позволяет экономить на масштабах производства за счет опыта обучения,централизации планирования и распределения ресурсов,исключить дублирования функций

-Минимизация упущенной выгоды ,более рациональны горизонтальные организационные структуры, что позволяет эффективно анализировать внешнюю среду, гибко реагировать на изменения за счет децентрализации и дублирования функций ,быстро обрабатывать информацию, эффективно действовать в условиях неопределенности.

Сложность и динамичность внешней среды

- в простой и стабильной среде действуют простые организационные структуры

- с усложнением среды оргструктура усложняется превращается в механистическую

- в простой , но динамичной среде организация распадается на отдельные элементы

- в сложной и динамичной среде действуют сложные организационные структуры

Отношение к риску:

малые фирмы более склонны к риску, поэтому возникает симбиоз крупных фирм и малых венчурных компаний, занимающихся разработкой наукоемких видов.

38.Свойства орг-ой структуры, определяющие ее качество:

-Комплексность организации-это разделение труда, множество подразделений и иерархических уровней,должностные инструкции.

-Формализация – набор правил, обеспечивающих руководство действиями персонала, в зависимости от его способностей к принятию самостоятельных решений и к самоконтролю.

-Централизация-распределение власти внутри организации.

39. Структурные типы организации: простая, функциональная (линейная, вертикальная и горизонтальная, плоская и рельефная, децентрализованная: центры прибыли, дивизиональная и сетевые структуры). Факторы, влияющие на структурные типы организации.

Простая:

безцеховая структура, основанная на производстве единого продукта, не имеющая вспомогательных подразделений и служб;

элементарная орг-я единица, из которой, в случае успеха, развиваются более сложные орг. структуры. Пр.: производственный артель, экипаж судна, школа, магазин, кафе, стоматолог. клиника и т.п.

Функциональная (механическая):

классическая орг. структура, возникающая в результате вертикальной интеграции вдоль производственного (технологического) цикла.

Наз-ся централизованная орг. структура в кот. при производстве единого (однотипного) продукта предусматривается деление на отдельн. элементы и департаменты, каждый из которых имеет определенную, конкретную задачу и обязанности. Структура характерна для орг-й крупного и средн. размера с высокой степенью разделения труда. Например: фабрика, завод.

Структура и границы: неизменные; связи между элементами: жесткие; самостоятельность элементов: ограниченная, специализация: узкая; иерархичность: сильная; сферы деятельности: традиционные; размеры: крупные и средние.

«+» - профессиональная специализация; появление высококвал-х специалистов; правил, стандарты, должностные инструкции и нормативы; уменьшается дублирование усилий и потребление ресурсов; найм персонала осущ-ся в соответствии с квалификацией. «-» - нормативы, нормы расхода материал-х средств, правила, составленные ранее в одних условиях, могут не соответствовать современным требованиям; закостенелость функц-х структур сдерживает развитие орг-ции; цели функц-х отделов могут преобладать над общей целью орг-ции.

Виды:

1. линейная вертикальная: мелкосерийное производство однотипной технологически несложной продукции.

3.линейная горизонтальная плоская: серийное производство однотипной продукции.

4. разветвленная

5. плоская

6. вертикальная рельефная: мелкосерийное производство разнотипной технологической продукции.

7. децентрализованная: структуры в кот. варьируются принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе функ-х финансовых, технологических и административных связей. Цель создания – обеспечение более эффективной реакции на изменение факторов внешн. среды.

8. дивизиональная:

продуктовая; ориентированная на потребителя (сегментированная рыночная); региональная; инновационная.

9. разделенные центры прибыли:

выделение самостоятельных бизнес – единиц (спин – офф); выделение дочерних и/или венчурных фирм; аутсорсинговые фирмы.

Предоставление максим. свободы деятельности подразделений орг-ции для получения конкурентных преимуществ.

10. сетевые организации – кооперационные соглашения, объедин-е малые и средн. фирмы, с целью надежного выживания предприятий малого бизнеса, в условиях конкуренции, привлечение новых клиентов и координации деятельности своих членов.

Стабильная сеть – крупная фирма с центром, кот. создает рыночно ориентир-е связи с ограниченным потоком вертикальной инф-ции;

Динамическая сеть – объединение независимых компаний с одинаковыми ценностями с целью однократного производства товаров.

Факторы, влияющие на структурные типы организации:

1. Сокращение издержек используются вертикальные орг. структуры, что позволяет экономить на масштабах произ-ва за счет опыта и обучения, централизации планирования и распределения ресурсов, искл. дублирование функций.

2. Минимизация упущенной выгоды более рациональны горизонтальные орг. структуры, что позволяет эффективно анализировать внешн. среду, гибко реагировать на изменения за счет децентрализации и дублирования функций, быстро обрабатывать информации, эффективно действовать в условиях неопределенности.

3. Сложность и динамичность внешней среды:

- в простой и стабильной среде действуют простые орг. структуры

- с усложнением среды оргструктура усложняется превращаясь в механическую

- в простой, но динамической среде организация распадается на отдельные элементы;

- в сложной и динамической среде действуют сложные орг. структуры

4. Отношение к риску:

малые фирмы более склонны к риску, поэтому возникает симбиоз крупных фирм и малых венчурных компаний, занимающихся разработкой наукоемких видов продукции.

40. Структурные типы организации: органические (проектная, матричная, адхократическая и партисипативная). Факторы, влияющие на структурные типы организации.

Органическая: гибкие структуры, созданные как реакция на увеличение разнообразия разрабатываемой и производимой продукции, наиболее предпочтительны в отраслях, где очень быстро изменяются условия деятельности и применяются наукоемкие технологии. Структура и границы: изменяющиеся; связи между элементами: гибкие; самостоятельность элементов: высокая; специализация: широкая; иерархичность: слабая; сферы деятельности: инновационные; размеры: средн. и малые.

Виды:

1. проектная – создание временных структур для решения конкретных разовых задач для чего собираются специализ. подразднл-я (цехи, заводы) и/или команда наиболее квалифицированных в соответствующих вопросах сотрудников, которые должны реализовать проект в установленные сроки и в пределах сметы.

2. матричная – совокупность временных структур (проектов) для решения конкретных масштабных задач в рамках организации.

2. адхократическая (бригадная) – структура создаваемая для выполнения работ определенного типа на короткий временной период. характер деятельности опред-ся концепцией групповой формы: взаимопомощь, предоставление прав самостоятельного принятия решений, замена жестких правил и норм на гибкие связи, ориентация на запросы потребителя, активное сотрудничество в решении проблем. Основной недостаток – трудности горизонтальной координации работ взаимосвязанных групп (бригад).

3. партисипативная – структура создаваемая для активного использования персоналом организации личностного потенциала в условиях развитых технологий производства и коммуникационных сетей. Предусматривают предоставление персоналу прав: самостоятельно принимать решения относительно своей деятельности (определение режима работы, выбор средств выполнения задания); самостоятельного контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и установление их ответственности за конечный результат; самостоятельно формировать рабочие группы из тех членов организации, с которыми они хотели бы работать вместе.

Интеллектуальные, организации, основанные на знании и виртуальные организации.

4. конгломераты

Факторы, влияющие на структурные типы организации:

1. Сокращение издержек используются вертикальные орг. структуры, что позволяет экономить на масштабах произ-ва за счет опыта и обучения, централизации планирования и распределения ресурсов, искл. дублирование функций.

2. Минимизация упущенной выгоды более рациональны горизонтальные орг. структуры, что позволяет эффективно анализировать внешн. среду, гибко реагировать на изменения за счет децентрализации и дублирования функций, быстро обрабатывать информации, эффективно действовать в условиях неопределенности.

3. Сложность и динамичность внешней среды:

- в простой и стабильной среде действуют простые орг. структуры

- с усложнением среды оргструктура усложняется превращаясь в механическую

- в простой, но динамической среде организация распадается на отдельные элементы;

- в сложной и динамической среде действуют сложные орг. структуры

4. Отношение к риску:

малые фирмы более склонны к риску, поэтому возникает симбиоз крупных фирм и малых венчурных компаний, занимающихся разработкой наукоемких видов продукции.

41. Орг-е структуры управления, их сущность, функции и основные характеристики. Типы орг. структур управления (линейная, линейно – штабная, лин –функц-я, дивизиональная, органическая).

Орг-я структура управления – система, состоящая из руководящего органа, отделов (менеджеров), на различных иерархических уровнях и выполняющих конкретные функции управления всей организацией в целом и ее элементами, и вкл-я ср-ва управления, многообразие связей и коммуникаций между входящими в нее элементами. Источник образования орг.структур управления явл-ся общественное разделение труда. Основой для образования орг. структур управления выступает потребность в эффективном и экономически обоснованном управлении орг-ей. Хар-ки орг. структуры управления: должностная и функциональная расстановка менеджеров по структурным подразделениям; соответствующая этой расстановке иерархия их подчиненности; нормирование управленческих обязанностей и полномочия менеджеров; соответствующий порядок взаимодействия и коммуникации должностных лиц. Функции: установление главенствующих позиций и управл-х функций в орг-ции, реализацию властных полномочий; определение целей (корпаративных, стратегических, функциональных и операционных), формулирование задач, их согласование и планирование деят-ти орг-ции; своевременная постановка задач подразделениям и работникам, координация их совместной деятельности; получение от подразделений информации (обратная связь) и контроль за выполнением поставленных задач и достижением целей. Типы: 1. простая (относится к простой (безцеховой) орг.структуре) – одноуровневая структура, в кот. руководитель (собственник) обладает всеми полномочиями и управляет при помощи прямого рук-ва на основе собственных субъективных оценок положения дел на предприятии и в отрасли. 2. простая линейная многоуровневая(к механич. (функциональной)) - с появлением новых фабрик возникла многоуровневая структура управления (2-3 уровня), кот. вкл. управление цехами и участками.

3. функционально – бюрократическая (к механич. (функциональной)) – возникла по мере усложнения организации, основана на иерархической административной структуре и т.д.: а) линейно-функциональная - основу кот. составляет вертикальный принцип построения и специализация управления по функц-м системам; б) линейно-штабная – в помощь линейному рук-ву создается группа специалистов, т.н. штаб; в) линейная орг-я управл-я – управл-е сосредоточено в одних руках и основано на прямом воздействии на все элементы системы управления.4. Дивизиональная – совокупность функциональных управленческих структур, где управл-е фун-ции делятся по принципу стратегической, оперативной и функц-й деят-ти; 5. Адаптивная: а) матричная структура упр-я предусм. двойное подчинение, с 1й стороны рук-лю проекта, кот. наделен полномочиями и имеет все необходимые ресурсы, а с др. руководителю функц-й службы, кот. оказывает техническую помощь основному рук-лю; б) программно – целевая структура предусм. создание спец. органов обеспеч-х всю полноту линейных полномочий управл-я кратко и долгосрочными программами; в) проектная структура (проектная команда) формируется при проведении процессов целенаправленного изменения в системе управл-я или в орг-ции в целом, н.п. модернизации и реструктуризации произв-ва; г) функционально – объектная структура управления – выделение в новых функц-х подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, кот. в дополнении к функц-м обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении в рамках закрепленных за ними функций. 6. Органическая

Наши рекомендации