Выбор темы курсовой работы

Тема Курсовой работы должна выбираться на основе заинтересованности студента в глубоком изучении возникающих в процессе учебы вопросов. Кроме того, при выборе темы студент должен ориентироваться на более сильные стороны своей подготовленности в изучаемых областях знаний.

При исследовании воспитательных возможностей средств и методов физической культуры и спорта научной разработки требует методика воспитания личностных качеств занимающихся: скромности, чувству собственного достоинства, целеустремленности, решительности и смелости, обучение коллективным действиям, воспитание взаимовыручки, настойчивости в достижении поставленной цели и т.д.

Большое значение имеют исследования прикладной направленности средств и методов физической культуры и спорта. В научной разработке нуждается методика использования оптимально-организованной двигательной активности в процессе развития у занимающихся физической и умственной работоспособности для успешного овладения ими школьной учебной программой, спортивным и профессиональным мастерством.

Научного обоснования требует методика применения средств физической культуры и спорта в целях активного отдыха, применения умений рационально корректировать свое состояние, восстановления работоспособности после умственных, физических и эмоциональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учебной, спортивной и профессиональной деятельности.

Требует пристального внимания разработка вопросов, касающихся техники выполнения различных видов упражнений. Решение данных вопросов в будущем потребует использования современных информационных технологий.

В специальном научном обосновании нуждается организация и методика проведения школьного урока по физической культуре, а именно:

· регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом индивидуального предела допустимых нагрузок;

· содержание урока и его отдельных частей, планирование последовательности изучения упражнений с учетом индивидуальных возможностей занимающихся;

· управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока;

· методы управления занимающимися в ходе урока (команды, распоряжения, просьбы, личный пример учителя, поощрение, порицание, убеждение, внушение и др.) и особенности их применения с разными категориями обучающихся;

· возможности введения в урок физической культуры теоретического раздела, русских народных подвижных игр и т.д.;

· взаимоотношения между учителями и учениками в процессе урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный подходы учителя к занимающимся;

· вопросы реабилитации и рекреации при решении оздоровительных задач;

· использование различных средств и методов физической культуры и спорта для повышения двигательной активности школьников (ежедневной, недельной и т.д.);

· система домашних заданий и ее эффективность.

Заслуживают пристального внимания работы психолого-педагогического характера, а именно вопросы взаимоотношения между тренером и спортсменом, тренером и командой, между спортсменами, вопросами лидерства в спортивной группе и др.

При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно выбранной темы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина разработки. Более широкая тема для студента может оказаться непосильной, так как требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Курсовые работы можно разделить на два вида: реферативные (написанные на основе анализа и обобщения литературных источников и документов) и экспериментальные (включающие материалы собственных исследований).

Реферативные работы имеют следующую структуру: титульный лист; оглавление, введение; основную часть (главы, параграфы, пункты); выводы (заключение); список литературы; приложения.

Специфика реферативных работ – в отсутствии отдельного раздела (главы), описывающего цели, задачи и методику исследования. Однако цель и задачи, предмет и объект исследования должны быть обязательно указаны во введении. Методика конкретизируется в контексте (анализ и обобщение литературных источников).

Структура экспериментальных работ следующая: титульный лист, оглавление; введение; состояние вопроса по данным литературы, анкетного опроса; методы и организация исследования; результаты исследования и их обсуждение; выводы; практические рекомендации; список литературы; приложения (документы о внедрении практических рекомендаций, рабочая документация, дополнительные таблицы, сведения, расчетно-графические материалы и пр.).

Оглавление – это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц и расположенных на полосе так, чтобы можно было судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, параграфы). Поэтому содержание пишется ступенчатообразно. Левее располагаются названия глав, которые пишутся прописными буквами, несколько правее – название разделов и еще правее – подразделов (Приложение 7).

В экспериментальных работах во введении (2-4 страницы печатного текста) в сжатой форме указывается в чем заключается актуальность исследования, его теоретическая и практическая значимость. Формулируется цель работы и ставятся задачи. Исходя из обобщенного заключения о разработке основных вопросов темы формулируется гипотеза работы (т.е. теоретическое положение, на основе которого предполагается решить существующую проблему), объект и предмет исследования.

В реферативных работах во введении (3-5 страниц печатного текста) в сжатой форме указывается актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, гипотеза работы, объект и предмет исследования, цель и задачи работы.

В экспериментальных работах глава «Состояние вопроса по данным литературы» должна содержать 15-20 страниц печатного текста. В главе не только раскрывается содержание имеющихся исследовательских и методических работ, архивных материалов, но и дается оценка их уровня соответствия с современными научными достижениями (в области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки). Из работы должно быть ясно, где студент заимствует положение авторов, а где высказывает собственные суждения. Глава заканчивается выводом, где в сжатой форме подтверждается актуальность темы исследования.

В экспериментальных работах (в реферативных работах данная глава отсутствует) в главе «Методы и организация исследований» (7-10 печатных страниц) раскрывается цель, перечисляются задачи собственных исследований, описывается методика их проведения (способы наблюдений, формы регистрации данных, содержание тестов, их методологическое обоснование), методы математической обработки цифрового материала и организация исследования (количество испытуемых, сведения об их возрасте, поле, квалификации, количество и последовательность тестирований, дата, место проведения эксперимента). При этом, если в работе используется модифицированный вариант методики или собственный метод, то описание должно быть исчерпывающе подробным и с обязательным методологическим обоснованием (доказательство действительности, объективности, надежности, достаточной точности аппаратуры).

В главе «Результаты исследований и их обсуждение (7-10 страниц печатного текста) материал проведенных исследований должен быть, во-первых, четко представлен в форме таблиц, диаграмм и графиков, а во вторых он должен быть проанализирован и обобщен. Первичные результаты исследований оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложения.

Текстовое обобщение обобщающих заключений делается в разделе «Выводы». Выводы должны вытекать из поставленных задач и являться логичным следствием анализа литературы и материалов проведенных исследований. Каждый вывод обозначается соответствующим номером. Для Курсовой работы обычно достаточно 3-5 выводов.

Поскольку большинство работ имеют прикладную направленность, то желательно, чтобы в Курсовой работе помимо выводов были представлены и практические рекомендации – пожелания учителям и тренерам для внедрения в практику учебно-тренировочной работы результаты проведенных исследований. Рекомендации должны быть четкими и лаконичными (достаточно 3-4 рекомендаций).

Основная часть работы завершается списком литературы. В этом разделе приводятся только те источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы. Литературные источники описываются в соответствии с ГОСТом по библиографическому описанию литературных данных. Приводится не менее 25 источников.

В приложения могут быть включены следующие материалы: анкеты; первичные результаты измерений; фрагменты конспекта урока; комплексы упражнений, игровых средств; схемы приборов; акты внедрения; фото материалы и т.д.

Наши рекомендации