Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Приступая к изучению предмета «Экономический потенциал Российской Федерации» студенту необходимо уяснить то, что не все аспекты предмета получили всестороннее освещение как в источниках, так и в общей и специальной литературе. Поэтому приступая к изучению курса необходимо владеть определенными знаниями по экономической географии и экономической теории. Систематическая работа по изучению состояния экономического потенциала страны позволит студенту грамотно оценивать и прогнозировать конкретные экономические результаты хозяйственной деятельности. Программа курса ориентирована на изучение территориально-отраслевой структуры экономики России, проблем развития регионов, их роли и функций в политической и экономической системе Российской Федерации.
На практических занятиях углубляются и практически закрепляются знания студентов, формируются умения и навыки применения полученных знаний в практической деятельности таможенников. Активной формой изучения дисциплины рассматривается самостоятельная работа студентов. Основной целью самостоятельной работы студентов является расширение знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, подготовка рефератов по вопросам, которые не вошли в лекционный курс.
Консультации направлены на оказание педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе студентам по темам, входящим в учебный план. Консультации связываются с лекциями, практическими занятиями, а также с самостоятельной работой студентов, в особенности с подготовкой к экзамену. На консультациях, в первую очередь, уделяется внимание следующим вопросам: организация и методика самостоятельной работы; доведение и разъяснение содержания дополнительных источников; уточнение тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий и подходов, рассмотрение вопросов методологического характера.
Текущий контроль усвоения полученных студентами знаний, сформированных умений по дисциплине осуществляется преимущественно на практических занятиях, при рассмотрении материалов подготовленных рефератов и в ходе индивидуальных собеседований, в форме, избранной преподавателем. Итоговый контроль уровня сформированных знаний проводится в форме экзамена.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Соотношение важнейших методов и концепций экономической и физической географии.
2. Территориальная структура хозяйства и территориальная организация общества: соотношение и практическая значимость концепций.
3. Соотношение методологических, методических и прикладных принципов в экономико-географических исследованиях.
4. Соотношение концепций и методов в рамках российской и зарубежных (англо-американской и германской) школ экономической географии.
5. Соотношение понятий "район" и "регион" в рамках разных концепций и парадигм социально-экономической географии.
6. Анализ внешнеэкономических связей России с государствами СНГ (развитыми, развивающимися странами).
7. Проблемы развития и территориальная организация сферы обслуживания /отраслей связи (или одной отрасли) в РФ.
8. Территориальная организация и перспективы развития пищевой/нефтехимической промышленности в РФ.
9. Формирование и проблемы развития региональных транспортных систем РФ.
10. Территориальная организация строительного комплекса России: ключевые проблемы развития.
11. Закономерности и процессы развития городского (сельского) расселения: региональный аспект.
12. Естественное движение населения и его региональные различия. Влияние социально-экономических и географических факторов.
13. Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России.
14. Территориально-производственные комплексы (ТПК) России. Проблемы формирования, развития и современное состояние.
15. Основные формы территориальной организации машиностроительного производства.
16. Проблема регионального монополизма в производстве и предоставлении товаров и услуг в РФ.
17. Проблемы административно-территориального деления РФ: формы и реализация АТД в РФ.
18. Финансово-промышленные группы в РФ: их роль в региональной экономике и влияние на социальное развитие.
19. Структурно-территориальные особенности народного хозяйства РФ: изменения в 80-90х гг. 20 века.
20. Проблемы развития сельского хозяйства в Нечерноземье. Проблема "неперспективных" поселений.
21. Уровень жизни населения: проблемы определения и региональная дифференциация
22. Территориально-рекреационные системы РФ и их влияние на социально-экономическое развитие регионов.
23. Проблемы развития и терр. организация природопользования в староосвоенных регионах.
24. Проблемы развития и терр. организация природопользования в регионах нового освоения.
25. Основные механизмы и результаты региональной политики в РФ .
26. Проблемы и перспективы развития единой транспортной системы России.
27. Проблемы развития и территориальная организация лесопромышленного комплекса.
28. Значение военно-промышленного комплекса в народнохозяйственном комплексе страны.
29. Развитие и территориальные особенности сельского туризма в России. Природные и социально-экономические предпосылки его развития.
30. Проблемы и перспективы развития черной (цветной) металлургии. Роль международных рынков цветных и черных металлов.
31. Современное состояние и перспективы развития сырьевой и топливной базы черной металлургии.
32. Экспортно-импортные торгово-экономические операции РФ и их роль в региональном измерении.
33. Миграционные потоки и их территориальная организация в современной России. Причины годовой и сезонной динамики.
34. Направления основных грузопотоков (пассажиропотоков) в России.
35. Типология регионов и районов России для целей регионального развития и прогнозирования
36. Проблема выделения регионов для целей региональной и общегосударственной политики.
37. Проблема реформирования хозяйства в депрессивных регионах России.
38. Кооперация, специализация в производстве и территориальные связи с поставщиками (на примере предприятия машиностроения).
· Примечание. Объем реферата должен быть 0,6-0,8 печатных листа (24 000-32 000 знаков) ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОЙ ГРУППЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ!