Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Специфика конституционного права как ведущей и формирующейся отрасли в российской правовой системы и юридического фундамента ее отраслевой структуры, доктринальные и институциональные особенности российского конституционализма, своеобразие научных подходов к проблемам ответственности, отсутствие единого подхода к конституционной ответственности в научной литературе и правовым источникам, их фрагментарный характер, предопределяют содержательную специфику учебной дисциплины «Конституционная ответственность» и способы ее освоения. Немаловажную роль в проектировании программы играет также взаимосвязь современного развития российского конституционного права с историческим опытом нашей страны в этой сфере, а также актуальными проблемами развития конституционализма в зарубежных странах. Наконец, еще одним фактором, предопределяющим научную и дидактическую направленность дисциплины, является необходимость формирования у студентов развитого профессионального мышления и широкой научной эрудиции.

Содержательная специфика дисциплины «Конституционная ответственность» и ее место в учебном плане обуславливают формирование широкой системы межпредметных связей. Освоение этой дисциплины осуществляется в течение десятого семестра, что позволяет студентам использовать знания, умения и навыки, приобретенные ранее при изучении таких дисциплин как «Теория государства и права», «Конституционное (государственное) право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Муниципальное право». Данное обстоятельство не только является обязательным условием успешного освоения дисциплины «Конституционная ответственность», но и обеспечивают возможность углубленной научной подготовки. Умение выявлять особенности российских конституционно-правовых институтов с точки зрения их соотношения с теоретическими концептами, российской исторической традицией и актуальными мировыми тенденциями становится основой для формирования профессиональной культуры юриста.

Дидактическая схема освоения дисциплины «Конституционная ответственность» является линейной, то есть подразумевающей последовательное изучение основных содержательных линий и тематических разделов программы. Данная схема изучения курса эффективна с точки зрения преемственного формирования теоретических знаний студентов в тесной связи с изучением вопросов конституционного правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области. В то же время взаимосвязь между лекционными, семинарскими, практическими занятиями и самостоятельной работой студентов обеспечивает не только освоение и закрепление научной информации, но и ее творческое осмысление.

Наши рекомендации