Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В программе использованы научный и эмпирический опыт режиссуры, сценарного мастерства, эортологии, а также культурологии, этнологии, семиотики, литературы, журналистики, и других наук, имеющих отношение к дисциплине.

Методика преподавания дисциплины предполагает:

· изучение специальной литературы;

· анализ и отбор материала;

· соединение теории с практикой;

· проведение анкетирования среди студентов, касающегося вопросов о роли дисциплины «История и теория праздничной культуры»» среди дисциплин специального цикла, ее практической значимости в послевузовской работе.

По данной дисциплине подготовлено три учебно-методических пособия:

Словарь – справочник режиссера театрализованных представлений и праздников

· История и теория массовых праздников;

· Анимация в туризме.

· Собран видеоматериал, в котором отражены праздничные традиции народов мира, России, Урала, Тюмени и Тюменской области.

К популярным праздникам подобран сценарно-игровой репертуар, охватывающий традиции разных регионов России

Комплексное изучение учебной дисциплины «История и теория массовых праздников» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанными в учебной программе; творческую работу студентов в ходе семинарских и творческих заданий, а также выполнение тестовых и иных заданий.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций, методические указания к семинарским занятиям.

Семинарские занятия выступают не только хорошей формой проверки знаний по какой-либо сложной теме, но и оригинальным каналом развития самостоятельности суждений студентов, приобретения ими навыков аналитического мышления.


9. Требования к курсовой работе (2 курс, 4 семестр )

Курсовая работа является одной из форм учебной и научно-исследовательской работы студентов. Курсовая работа закрепляет знание предмета, учит отбору необходимого материала, работе с источниками, а также позволяет глубже изучить историческое наследие и современное состояние праздничной культуры.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы научить студентов соединять теорию с практикой, пользоваться учебно-методической, научно-исследовательской и практической литературой, умению излагать содержание курсовой работы научно-методическим языком, мотивировать, аргументировать, грамотно и литературно излагать сложные вопросы, методические и практические данные, документальный и фактический материал.


Цели курсовой работы:

- Систематизация, закрепление и обобщение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний в решении конкретных научных, практических, управленческих и творческих задач.
- Закрепление и развитие навыков ведения самостоятельной работы; овладение методами научного исследования; выработка умения синтезировать в единый комплекс элементы фундаментальных знаний, развитие самостоятельных научных суждений.
- Подтверждение профессиональной готовности к решению практических задач; овладение современными технологиями празднично-культурной деятельности.
- Выявление уровня знаний и степени подготовленности студентов для дальнейшей самостоятельной профессиональной работы.
Задачи,решаемые студентом в ходе выполнения курсовой работы:
* Обоснование актуальности и значимости темы исследования.
* Теоретическое осмысление современного состояния объекта исследования за определенный период времени, применение методов научного познания.-

* Овладение современными технологиями художественно-зрелищной и праздничной форм деятельности и, по возможности, проверка авторских методик в процессе проведения экспериментальной работы.

* Обобщение материалов, полученных в результате проведенного исследования, формирование логически аргументированных выводов.

* Обоснование значимости для современной праздничной практики рекомендаций и предложений, разработанных в курсовом проекте.

Подготовка курсовой работы требует выполнения следующих требований: тема исследования должна иметь теоретическую и практическую значимость; опираться на современную методологию и методы научного познания; рассматриваться в системном подходе и иметь творческую основу.

Тема курсового проекта должна быть актуальна, соответствовать в целом социально-культурной стратегии государства, интересам общественных организаций, различных обществ, компаний и частных лиц в сфере социокультурной деятельности, основываться на учете специфики современных существующих технологий культурно-досуговой деятельности. Ведущее место в содержании и организации художественно-творческой деятельности занимают принципы приоритета общечеловеческих ценностей, демократизма, культуротворчества, гуманизации содержания празднично-культурной деятельности, диалектического единства и преемственности культурно-исторического, рационально-этнического опыта, синтеза традиций и новаций.

При написании работы должны быть показаны типы, виды, характер празднично-досуговых мероприятий, стадии их подготовки, воспитательный потенциал различных фактов культурной деятельности, возможности становления и развития личностных качеств людей, вовлеченных в конкретные досугово-культурные формы деятельности, условия выработки общественной потребности в организации социально полезных форм досуга. Главным является не просто анализ, обобщение и использование конкретного материала, а точная постановка и показ путей оптимального решения актуальных проблем художественно-творческой (празднично-досуговой) деятельности: в теории, организации, методике, управлении. Необходимо проявить умение сочетать в анализе исторические, культурологические, этнологические, социально-психологические, педагогические и методические стороны исследуемого объекта.

Курсовая работа является оригинальной формой научно-творческой деятельности студента в высшей школе: институте, академии, университете. Она предполагает, как правило, фронтальное ознакомление с фундаментальной литературой по избранной теме, т.е. овладение историческим знанием. К тому же, научное исследование (курсовая работа) основывается на научных методах, позволяющих подтвердить или опровергнуть изначальную гипотезу.

Желательно, чтобы цель научного исследования, заключающаяся в получении новых данных, была в большей или меньшей степени достигнута.

Достоинством работы можно считать наличие в ней региональногокомпонента, т.е. изучение научно-исследовательских проблем конкретной историко-этнографической ойкумены. Это, во-первых, поднимает практическую значимостьработы и, во-вторых, повышает репрезентативностьданных конкретного исследования.

Структурными элементами курсовой работы являются:

титульный лист, оглавление,, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы, глоссарий, приложение.

Оглавление состоит из перечня структурных элементов, несущих в себе содержание курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается местоположение этих элементов в тексте :введение, главы, параграфы, пункты, подпункты, заключение, список литературы, глоссарий, приложение (объем 1-1,5 страницы )

Во введении необходимо мотивировать выбор темы, показать значение и актуальность рассматриваемой проблемы, сформулировать цель и задачи данного исследования, объект и предмет исследования, исходные понятия ( в алфавитном порядке ) структуру курсовой работы ( объем 3-5 страниц ).

В первой главе излагаются теоретические и исторические аспекты выбранной тематики, анализируются работа различных авторов, исследующих данную сферу. Приводимые в тексте цитаты из научных изданий, должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты

( объем 10 – 15 страниц ).

Во второй главе анализируется современное состояние, практическая сценарно-режиссерская деятельность по организации и проведению данных мероприятий в различных учреждениях культуры и искусства, образования, молодежной политики и спорта и других организациях, предоставляющих виды и формы досуга и отдыха различным группам населения. Эта глава носит творческо-прикладной характер и должна соответствовать теоретической части ( объем 10-15 страниц ).

В заключении подводится итог написания работы, делаются выводы, предлагаются практические рекомендации по решению данной проблемы ( 2-3 страницы ).

Список литературы должен:

- соответствовать теме курсовой работы и отражать все аспекты ее рассмотрения (включая и зарубежные документы );

- предлагать разнообразие видов изданий: официальные материалы (законы, указы, «Праздничные уложения», Государственные акты, регламентирующие праздники, памятные дни и знаменательные даты России и отдельных регионов), справочные, учебные, научные и другие издания;

- исключать морально устаревшие документы;

- выстраиваться в алфавитном порядке.

Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания курсовой работы. В качестве приложений могут выступать отклики в прессе, фотовидеоматериал, эскизы, программы, анкеты, учебно- игровой материал по теме, сравнительные таблицы, афиши, сценарные документы, монтажные листы и другие наглядные материалы по выбору студента (в общий объем страниц курсовой работы прилагаемые документы не входят ).

Примерная тематика курсовых работ по предмету «История и теория массовых праздников»:

1-й вариант:«Российский праздничный календарь» (студент самостоятельно выбирает один из праздников календаря и описывает по схеме: Историческая справка. Историография. Технология организации и проведения. Особенности драматургии и режиссуры праздника, Современные тенденции развития в России, за рубежом, в Тюменском регионе. Проблемы организации. Сравнительная оценка престижности, новизны, художественной формы праздника. Анализ современного опыта, изучение общественного мнения о празднике. Прилагается практический материал.

2-ой вариант: «Классификация праздников». Исследуется подробно один из видов классификационных направлений: государственные, гражданские, политические, воинские, молодежные, детские, семейно-бытовые, международные, региональные, традиционные, не традиционные, календарно-обрядовые, национальные, религиозные, событийные и т.д.

3-ий вариант: «Театрализованные формы массового праздника»: митинг, шествия, инаугурация, концерт, карнавал, Всемирные фестивали молодежи и студентов, свадьба, фестивали - конкурсы, гуляния, ярмарки, балаганы, балы, спортивно - стадионные представления, формы маркетинговых мероприятий, праздники на воде и т. д.

Примерная структура - схема курсовой работы (2, 3 вариант)

Описание зарождения, становления и развитие праздника или театрализованной формы

Характеристика особенностей организации массовых праздников и их форм в разные исторические эпохи, предпосылки возникновения именно данных праздников, формы, виды; Анализ архивных и библиографических материалов, воспоминаний современников;

Особенности драматургии и режиссуры праздников и их форм, исследовательские материалы по теме.

Наши рекомендации