Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да БУДЕТ -- скор на слышание, МЕДЛЕН -- на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека НЕ ТВОРИТ -- правды Божией.
Посему, отложив -- всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости ПРИМИТЕ -- насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же -- исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие -- самих себя. Ибо, кто слушает слово и НЕ ИСПОЛНЯЕТ, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
Но, кто ВНИКНЕТ -- в закон Божий совершенный, ЗАКОН -- свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен -- будет в своем действии.
(Законы и Заповеди Божьи – это ЗАКОНЫ жизни людей на земле.)
Если кто из вас думает, что он - благочестив, и НЕ ОБУЗДЫВАЕТ -- своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое -- благочестие. Чистое и непорочное благочестие -- пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать -- сирот и вдов в их скорбях(помогать людям – делая добрые дела) и ХРАНИТЬ себя -- неоскверненным от мира.(Хранить себя -- от грехов и худых дел.)
ГЛАВА.
Братия мои! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, НЕ ВЗИРАЯ - на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо -- сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -- то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли -- судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: НЕ БЕДНЫХ ли мира избрал Бог быть -- богатыми верою и наследниками -- Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы ПРЕЗРЕЛИ -- бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас -- в суды? Не они ли безславят -- доброе имя, которым вы называетесь?
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но, если поступаете -- с лицеприятием, то ГРЕХ -- делаете, и перед законом оказываетесь -- преступниками. Кто соблюдает весь закон и СОГРЕШИТ -- в одном чем-нибудь, тот СТАНОВИТСЯ -- виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник -- закона. Так говорите и так -- поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
Ибо суд без милости -- не оказавшему милости; милость превозносится -- над судом.
(Кто не ЖАЛЕЕТ -- своих ближних, обижает -- их, ущемляет в чем либо, поступает с ними несправедливо – тому НЕ БУДЕТ – пощады! Как они поступают с людьми – так ПОСТУПЯТ и с ними!)
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он ИМЕЕТ -- веру, а дел – НЕ ИМЕЕТ? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра -- НАГИ и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но НЕ ДАСТ -- им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, МЕРТВА -- сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе -- веру мою из дел моих.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что ВЕРА -- без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера -- достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это ВМЕНИЛОСЬ -- ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек ОПРАВДЫВАЕТСЯ -- делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли -- оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа -- мертво, так и ВЕРА -- без дел мертва.
ГЛАВА.
Братия мои! Не многие делайтесь -- учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает -- в слове, тот человек -- совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они -- повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем -- направляются, куда хочет кормчий; так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных -- укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей -- НЕ МОЖЕТ: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. (От ДОБРЫХ слов своих – оправдаешься и от слов худых -- ПОГИБНЕШЬ!)
Им благословляем -- Бога и Отца, и им проклинаем -- человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст ИСХОДИТ -- благословение и проклятие: НЕ ДОЛЖНО, -- братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника -- сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить - маслины или виноградная лоза - смоквы. Также и один источник НЕ МОЖЕТ -- изливать соленую и сладкую воду.
Мудр ли и разумен кто из вас, ДОКАЖИ -- это на самом деле ДОБРЫМ -- поведением с мудрою кротостью. Но, если в вашем сердце вы ИМЕЕТЕ -- горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите -- на истину. Это не есть (Божья) мудрость, нисходящая свыше, но -- земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.