Таким образом, дела различаются в зависимости от степени искренности совершающего их и в зависимости от того, в какой степени совершающий данное дело следует Корану и Сунне.
Следует добавить сюда и то, что некоторые из совершаемых деяний более любимы Аллахом, нежели другие.
Приведем пример. Усердие на пути Аллаха и готовность пожертвовать собой ради Всевышнего Аллаха относятся к числу наиболее угодных Всевышнему деяний, и к ним может присоединиться искренность и следование Корану и Сунне. То же самое можно сказать о молитве, знании и чтении Корана. И если дело достойное само по себе и намерение человека достойно и искренне и он неуклонно следует при этом Корану и Сунне, то ничто не мешает одному такому деянию превзойти семьдесят и даже семьсот дел из той же категории.
Подумай об этом, и это устранит многое из того, что до сих пор оставалось неясным для тебя, и откроет тебе тайну деяний и их превосходства друг над другом, и ты осознаешь, что Аллах – Наимудрейший, и Он направляет милость свою туда, где ей место, и Он лучше знает благодарных.
И не обращай внимание на утверждение тех, чьи сердца окутаны толстой завесой, говорящих без знания и допускающих излишества: мол, возможно, что два дела будут совершенно одинаковыми со всех точек зрения, но при этом одного из совершающих этот дело Аллах вознаградит в несколько раз щедрее, чем другого, и возможно даже, что Он вознаградит одного, а второго оставит без награды, или даже вознаградит одного, а другого подвергнет наказанию – и все это притом, что деяния их равны во всем.
Это утверждение тех, кто лишен понимания имен Господа, Его качеств и деяний и не понимает его законов и повелений, и не разбирается в деяниях сердец и истинах веры в Аллаха…
А Аллах дарует успех»
См. «Аль-манар аль-муниф»
ЖИЗНЬ СЕРДЦА
Сердце живет деяниями, волей и стремлением, и когда люди видят в человеке все это, они говорят, что он – обладатель живого сердца. Постоянное поминание Аллаха и отказ от грехов оживляет сердце.
Я слышал, как шейх Ибн Теймийя (да помилует его Аллах) говорил: «Если кто-то постоянно произносит по сорок раз слова: «О Живой, о Вседержитель! Нет божества, кроме Тебя» между сунной и утренней молитвой, Аллах оживляет его сердце посредством этих слов».
Всевышний Аллах сделал так, что тело живет посредством пищи и питья, а сердце – посредством постоянного поминания Аллаха, возвращения к покорности Ему и отказа от грехов. Беспечность, завладевшая сердцем, и привязанность к порокам и страстям, очень быстро отвращающим (от главного), ослабляет эту жизнь, и эта слабость одолевает его все больше до тех пор, пока оно не умрет. А признаком его смерти является то, что оно перестает одобрять одобряемое и порицать порицаемое.
Как сказал АбдуЛлах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах: «Знаете ли вы, кто такой обладатель умершего сердца? Он тот, о ком говорят: «Мертв не тот, кто, умерев, упокоился, мертвый – тот, кто умер, будучи живым». Его спросили: «Кто же он?» Он ответил: «Это тот, кто не одобряет одобряемое и не порицает порицаемое».
И настоящий человек – это тот, который страшится смерти своего сердца, а не тела. Большинство людей боятся смерти тела и совсем не беспокоятся о (возможной) смерти своих сердец, и не знают иной жизни, кроме жизни естественной (то есть животной обыкновенной жизни). Это происходит от смерти сердца и духа. Ведь эта естественная жизнь похожа на быстро исчезающую тень, на быстро засыхающее растение и на сон, который кажется реальностью, но проснувшись, человек понимает, что это было всего лишь сновидение.
Как сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Даже если бы вся земная жизнь от начала до конца была дарована одному человеку, а потом к нему пришла бы смерть, он и тогда был бы подобен тому, кто увидел во сне то, что его обрадовало, а потом проснулся с пустыми руками».
Говорят, что есть две смерти: смерть добровольная и смерть естественная, и кто умертвил себя добровольно, для того естественная смерть станет жизнью. Это означает следующее: добровольная смерть – это обуздание страстей, выводящих человека за рамки дозволенного, тушение их обжигающего пламени и смирение их разрушительного бушевания. Ведь тогда человек освобождается для размышления о том, в чем совершенство для раба Аллаха, познание этого и занятия этим, и тогда он видит, что предпочтение быстро исчезающей тени прекрасной вечной жизни – наихудший убыток.
А когда страсти приходят, наслаждения завладевают человеком, привычки одерживают верх и природа распоряжается, тогда сердце либо оказывается смиренным пленником, либо побежденным, изгнанным со своей родины, из своей привычной обители, без которой не будет ему покоя, либо убиенным мертвецом, а раны не причиняют мертвому боли. В лучшем случае оно оказывается на войне, в которой оно бывает то победителем, то побежденным.
А когда раб Аллаха умирает своей естественной смертью, остается жизнь его духа посредством полезного знания, благих деяний и достойных поступков, которые достались ему посредством умерщвления им души своей. И эта жизнь зависит от его добровольной смерти в этом мире.