В зависимости от степени государственного регулирования

· Регулируемые цены

· Свободные цены

3. В зависимости от сферы обслуживания национальной экономики делятся на

· оптово-отпускные (рассмотрены выше),

· розничные (рассмотрены выше),

· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

· сметная стоимость строительства

· тарифы на услуги

· внешнеторговые цены

С учетом условий поставки

· цены в местах производства

· цены в местах потребления

С учетом их территориального распространения.

· Единые цены

· Местные цены

6. Классификация цен по форме организации торговли.

  • Контрактные
  • Биржевые цены
  • Аукционные
  • Цены торгов

7. Цены используемые в учете и статистике:

  • текущие;
  • сопоставимые;
  • прогнозные.

Вопрос 16. Факторы ценообразования

Цена формируется под воздействием двух групп факторов - внешних и внутренних.

Таблица Факторы ценообразования

Внутренние Внешние
Особые свойства товара Политическая стабильность в стране
Способ производства Обеспеченность основными ресурсами
Мобильность производства Рыночная среда
Ориентация на рыночные сегменты Масштабы гос. регулирования цен
Жизненный цикл товара Характер спроса
Длительность цикла товародвижения Совершенство налогового законодательства
Авторитет фирмы Общий уровень инфляции
Организация сервиса Внешняя экономическая политика государства
Реклама, продвижение товара  

Лекция 8. Этапы ценообразования

Вопрос 17. Этапы ценообразования и определение целей ценообразования.

Формирование цены является сложным процессом. Так как при формировании цены следует учитывать воздействие целого ряда факторов, таких как поведение потребителей, конкурентов, участников каналов сбыта, законодательство и т.д.

1. Изучение рынка сбыта

2. Выбор цели и задач ценообразования

3. Анализ спроса

4. Оценка издержек

5. Анализ цен конкурентов

6. Выбор метода ценообразования

7. Выбор стратегии ценообразования

8. Установление окончательной цены

Определение целей ценовой политики

Примерами таких часто встречающихся на рынке целей могут быть:

- обеспечение выживаемости предприятия.

- максимизация текущей прибыли.

- «снятие сливок»

- максимизация оборота.

- максимальное увеличение сбыта.

- лидерство в качестве.

Вопрос 18. Изучение рынка сбыта

Ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором реализуется его товар. С точки зрения ценообразования наибольшее значение имеет классификация рынков по степени ограничения конкуренции.

I. Рынок совершенной конкуренции

  • Большое количество продавцов на рынке;
  • Однородная продукция по своему качеству;
  • полная свобода выхода с рынка
  • цена задается рынком и не зависит от продавца;

На рынке совершенной конкуренции отдельное предприятие не контролирует цены. по которым она реализует свою продукцию, т.к. цена определяется условиями совокупного спроса и предложения. Если предприятие повысит цену, оно потеряет своих покупателей, т.к. они могут удовлетворить свой спрос в другом месте, а если понизит – не сможет удовлетворить весь возникший спрос. Роль маркетинга несущественна.

II. Рынок монополистической конкуренции

  • Достаточно большое количество продавцов (10-40);
  • широкая дифференциация товара, т.е. товар значительно различается по свойствам и качеству, наличию фирменных марок, условиям продажи;
  • способность продавца в определенных пределах влиять на цену своей продукции. Процесс установления цен, достаточно сложный и гибкий, широко используются примеры неценовой конкуренции (качество, фирменный знак)
  • относительная свобода входа на рынок.

МК отличается от рынка СК дифференциацией продукта, каждая фирма имеет свой рынок, и это делает ее минимонополистом по отношению к своим покупателям, так что она сама определяет цену и объем производства. Так как товар предприятий заменим, то предприятия должны учитывать этот факт. Т.е. можно сказать, что монополистический конкурент имеет контроль над ценой в определенных пределах.

Ш. Рынок олигополии

  • небольшое количество продавцов;
  • продукция однородная, либо дифференцированная (нефть, а/м);
  • затруднен доступ новых фирм на рынок.
  • продавцы имеют возможность влиять на цену.

Назначая цену товаров фирмы, могут поступать следующим образом:

1. следование за лидером, если в отрасли имеется явный ценовой лидер

2. Стратегия координации действий при установлении цен: сговор и соглашение - создание картелей;

3. целенаправленное соперничество, вплоть до ведения ценовых войн..

IV. Рынок монополии

  • единственный продавец;
  • реализуемый продукт не имеет близких заменителей;
  • доступ новых фирм на рынок практически невозможен;
  • полный контроль над ценой и объемом продаж. Установление соотношения цены и объема, позволяющего максимизировать прибыль. MR=MC

Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка(Пригодится для решения задач контрольной работы. В перечень вопросов, выносимых на зачет не включен)

1. Индекс пороговых долей.Рынок считается конкурентным, если:

На рынке присутствует 10 и более фирм. Доля рынка одной фирмы более 31%, двух – не более 44%, трех – не более 54%, четырех – не более 63%.

2. Индекс концентрации (concentration ratio – CR). Характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке. Например, для трех крупнейших фирм

В зависимости от степени государственного регулирования - student2.ru

где ki, – доля i-й фирмы в отрасли в %. Для трех фирм:

Значение индекса менее 45 – нормальный уровень конкуренции, от 45 до 70 – средний уровень концентрации, выше 70 - высокий уровень концетрации

3. Индекс Линда.Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.

Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:

В зависимости от степени государственного регулирования - student2.ru

3. Индекс Херфиндаля–Хиршмана.Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей(в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:

В зависимости от степени государственного регулирования - student2.ru

где ki – доля i-й фирмы в отрасли в %; п – количество фирм в отрасли

до 1000 – конкурентный рынок

от 1000 до 1800 – умеренная концентрация

свыше 1800 – сильная концентрация

Наши рекомендации