Сущность и структура общества как системы

Доклад

По дисциплине «Основы социологии и политологии»

На тему:

«Социальные процессы»

Выполнила: студентки группы 39м1

Борисова М.А., Цирик Е.Н.

Проверил: преподаватель, д.и.н., к.п.н.,

доцент Дзюбан В.В

Брянск, 2016 год

Оглавление

Введение. 2

1.Сущность и структура общества как системы.. 4

2.Теории индустриального общества. 7

4 Типология обществ. 12

Заключение. 15

Литература. 16

Введение

На протяжении всей истории одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути. [1 стр. 35-38] Сторонник первого подхода социальный философ Т. Гоббс утверждал, что «естественное» состояние людей – это состояние страха и угрозы насильственной смерти. Такая человеческая природа обусловливает образование общества, основанного на необходимости, заставляющей людей объединиться.К теоретическим противникам Гоббса следует отнести древнегреческого философа Аристотеля, других античных философов, считавших, что человек есть животное, склонное к жизни в обществе, и называвших его политическим животным. Английский философ – моралист А. Шефтсбери настаивает, что человек по природе – существо общественное, моральное, жизнь в обществе неизбежна и естественна для него.Если для Шефтсбери этический момент является важнейшим в социальной связи, то философ Б. Мандевиль полагает, что общественная связь в лучшем случае этически нейтральна, человек – общественное существо, но это совсем не значит, что он существо нравственное.Дальнейшие поиски социальных оснований привели к появлению экономически-реалистической тенденции: у Адама Смита общество рассматривается как трудовой и меновой союз людей, когда каждый, работая на себя, вынужден работать на других. Таким образом, общество предстает как автоматически действующий механизм, состоящий из взаимосвязанных элементов.Природа общества, как и природа человека – загадка, над которой люди будут размышлять до тех пор, пока будут жить.Общество крайне многозначное понятие. Обществом может быть названа небольшая группа людей, объединенных некоторыми специфическими интересами (общество фотолюбителей), государственное образование или группа в некотором отношении однородных стран (российское общество, западноевропейское общество), наконец, это понятие применяется и для человечества в целом.Общество характеризуется следующими признаками:Общность территории их проживания, обычно совпадающий с государственными границами; Целостность и устойчивость складывающихся форм взаимодействия людей; самовоспроизводство, саморегулируемость и самодостаточность;

уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

На основе сказанного можно дать следующее определение общества: это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью, саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.

Сущность и структура общества как системы

Общество неоднородно и включает ряд разнопорядковых явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в более или менее тесной связи с другими и играет специфическую роль в функционировании общества как целого. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается произвольного хаотического скопления людей. Социальная структурированность общественной жизни придает ей устойчивый, закономерный характер, порождает новое интегральное системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их сумме.

Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. [4]

Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений.[4]

Структура общества может быть рассмотрена в разных ракурсах:

выделение сфер (подсистем общества) общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной;

выделение в общественной жизни процессов функционирования и развития: социализации, институционализации, социальной организации и контроля.

В процессе становления социологической теории общества сложились три разные модели представления о нем.

Номиналистическая; представляет общество как сумму индивидуумов, преследующих свои интересы и сознательно выбирающих себе правила поведения за их полезность в достижении желаемых результатов. Общество есть результат воображаемого договора между свободными и равными индивидами.

Органическая; общество конструируют по образцу организма, элементы которого – люди, и способы их взаимодействия – органически взаимосвязаны и поддерживают внутри известное постоянство отношений. Динамика развития общества и законы его функционирования выводятся из целей и потребностей отдельных индивидов, а из логики их взаимодействия в рамках более широкого целого.

Процессуарно-деятельностная; наиболее значимым продуктом общественной жизни выступают события, чередование и взаимодействие которых и определяют динамику общественного развития.

Процессуарно-деятельностная модель общества может быть выражена в следующей системе постулатов:

Социальная реальность это не статическое состояние, а процесс. Стремясь найти наиболее точную метафору общества, мы должны его представить не как материальный субстрат, а как сеть отношений, пронизанную напряжением и гармонией, конфликтами и сплоченностью;[5]

Последовательность событий в пределах социального процесса имеет кумулятивный характер. Каждая фаза есть результат всех предыдущих фаз и в то же время отправная точка для следующего состояния. В каждый исторический момент открывается определенное поле возможностей выбора будущего курса, которые в значительной степени ограничены предыдущим развитием процесса;

Люди конструируют общество не «как вздумается», а лишь в данных структурных условиях, унаследованных от прошлого, созданных для них предшественниками, которые, с свою очередь, тоже были структурно ограничены;

Хотя действия социальных субъектов в преобладающей степени носят рациональный характер, их результат, ввиду множественности и разнонаправленности, не является предопределенным. Так что общество в значительной степени можно рассматривать как результат действия «невидимой руки»;

Сами принципы деятельности общества подвержены трансформации. Поэтому можно допустить, что где-нибудь в отдаленном будущем мера целенаправленности общественного развития значительно повысится;

Хотя фактор прогресса часто просматривается в истории – он не является предопределенным. Это попросту означает, что количество конструктивных социальных действий до настоящего времени значительно превышало количество деструктивных;

Бесполезно искать какой-то особый таинственный смысл в истории. Но людям дано право придать ей смысл, повышая меру разумности и конструктивности своих действий.[5]

Наши рекомендации