Сущность, структура и функции политической системы общества.

Впервые теория политических си­стем была детально разработана крупным американским политологом Истэном в 50-60 гг. нашего столетия.Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокуп­ность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. В со­временных науках сложилось 2 подхода к изучению политической системы: институциональный и систем­ный. В рамках институционального подхода, политическую систему изучают как совокупность государствен­ных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политика–властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются не институциональные формы взаимодействия таких субъектов политики как личность, политические элиты, различные группы интереса и группы давления. При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индиви­дами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Структура политической системы: Институциональная подсистема,включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и организации неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и др. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью ее дифференциации и специализации ролей и функций ее структур. Нормативная подсистемавключает совокупность норм, регулирующих политические отношения. К ним относятся не только законы, но и нормы политической морали, политические традиции, обычаи, символы. Политико-культурная подсистема – это сфера включает приоритетные ценности, идеалы, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность. Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействия факторов, основанных на согласии и конфликте. В этой подсистеме проявляются формы взаимодействия власти, общества и индивида. Функциональная подсистема – представляет совокупность способов и методов реализации власти. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме. Функции: политическое целеполагание; властно-политическая интеграция общества; регулирование режима социально-политической деятельности; обеспечение целостного управленческого воздействия на общественные процессы. Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического регулирования. Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы идущие извне. Это позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Экстрактивная функция – изыскание и извлечение ресурсов для нужд системы. Дистрибутивная – использование ресурсов по назначению. Регулятивная реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил. Жизнестойкость политической системы зависит от ее способности изменяться в соответствии с новыми общественными процессами, формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей разно­образных групп интереса.

24. Типология политической системы общества.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Типология политических систем берет за основу одни из критериев отбора и на этой основе создает классификацию. Наиболее общеизвестными являются следующие: 1.по критерию характера взаимоотноше­ний с внешней средой политические системы подразделяются на: а) закрытые – имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.к. ресурсы развития находят внутри (СССР, Венгрия, Болгария); б) открытые активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны (развитые демократические гос-ва Запада). 2. По политическому режиму выделяются: а) тоталитарные характерны полное подчинение личности и обще­ства власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства; б) автори­тарные– характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, граж­данских, духовных свобод для большинства; в) демократические предполагаю приоритет прав личности, контроль общества над властью. В зависимости от исторического типа общества распространено деление по­литической системы на традиционные и модернизированные. Основу традиционных систем составляет не развитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существуют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования вла­сти. Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, полити­ческие системы, трансформирующиеся на реформы. В соответствии с характером взаимоотношений между центром и местами политические системы делятся на децентрализованные, централизованные и сверх цен­трализованные. В соответствии с принципами легитимности властиотличают традиционные, рациональ­ные и харизматические политические системы.

25. Политическая система Республики Беларусь.

Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом: Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. В настоящее время политико-правовые принципы и нормы, лежащие в основе функционирования политической системы белорусского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. Конституция провозглашает РБ унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы гос. власти РБ осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых самостоятельна. В нашей стране конституционно признается и гарантируется система местного самоуправления, утверждается многообразие политических институтов, идеологий и мнений.

Законодательная власть-президент. Парламент—национальное собрание Республики Беларусь (Палаты представителей и Совета Республики). Исполнительная и распорядительная власть: Правительство—Совет Министров Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы. Судебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие суды Хозяйственные суды Контрольно-надзорные органы власти, Органы прокуратуры, Комитет государственного контроля.

По конституции РБ демократия осуществляется на основании деятельности различных партий и организаций. Полит. система имеет все необходимые компоненты: политическое сообщество, должностные лица, правовые нормы и территории. Приняты законы в РБ, которые касаются деятельности партии (закон о политических партиях)

Наши рекомендации