Сущность, структура и функции политической системы общества.

Совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется политической системой общества.

Сущность ПС. Во всякой политической системе концентрируются интересы классов и других социальных групп. Само существование этой системы обусловлено социальными причинами и прежде всего необходимостью защиты и реализации коренных социальных интересов. Т.обр. любая политическая система в целом и любой из входящих в нее элементов имеют социальное содержание, являютсяотражением определенных социальных интересов. В этом ее сущность.

Структура ПС. Стержневым элементом политической системы общества, ее ядром явл-ся государство. Свойства, которые придают ему статус основного компонента политической системы:

1.Это право гос-ва на применение физического принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы.

2.Всеобщность влияния гос-ва на своих граждан, обязательность его велений для всех членов общества. Эта черта гос-ва обусловлена самим фактором существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем.

Политические партии не явл-ся непосредственными органами власти. Правящая партия участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров гос-ва и формирование состава правительственных учреждений.

Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям. И те и другие явл-ся добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей.

Политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы, они призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики.

Функции ПС:

1.Властно-интеграционная функция политической системы находит свое выражение в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов.

2.Целеполагающая – определение целей и задач.

3.Организаторская – мобилизация людских, материальных и духовных ресурсов.

4.Регулятивная состоит в легитимации политики, т.е. в обеспечении общественного признания политики и власти, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, их изменения и обновления.

Политическая система РБ

Система- это то, что отвечает след признакам:

1Любая система имеет несколько составляющих элементов.

2Элементы взаимосвязаны между собой.

3Более или мение четкая граница между данной системой и очередной, в которой она существует. Система состоит из элементов: - граждане, соц общности, пол институты — власть — интересы, отноше­ния, кормы(з-ны, своды), традиции, мораль, идея и ценность.

Полит система - способ существования власти: ее реальное воплощение обществе. Полит систему рассматриваюткак мех-м для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъекте, совокупность полит институтов.

Под системы:

1. институциональная - различные организации, институты.

2. нормативная - правовые и моральные нормы, традиции, а так ж полит культура в целом.

3. функциональная - способы, методы рабочей системы, полит режим

4. коммуникативная - формы взаимосвязи внутри самой сисмы и с др системами

Механизм функционирования пол системы.

Поддержка - Это выражение лояльное по отношению к системе (явная и скрытая).

Требования - это выражение мнения о том, как должна работать система

Апатия имеет негативный характер, т.к. Свидетельствует о том,что в обществе назревает полит кризис, потому что люди не верят в возможности

власти, что может вылиться в экстремальные действия.

Средства коммуникации: формальные(официальные отчеты) и неформальные (стихийно возникающие источники ннф.)

Вводные Функции: 1.- Полит социализация - это включение ч-ка в политику, формирование у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться

к системе (формирование поддержки у населения).

2.- Политическое рекрутирование - это заполнение вакантных мест в полит.сис-ме.

3.- Артикуляция интересов - это предъявление требований к тем, кто принимает решения.

4.- Агрегирование интересов, т.е. выражение требований в виде программ,

избирательных платформ

Выводные: 1. Разработка норм; 2. Применение норм и правил; 3. Контроль

зa соблюдением норм и правил.

Типология полит.систем

По принципу соединения элементов; Моноцентрические, Плюралистические. Моноцентрнческиепс выстроены строго вертикально, полит инсти­туты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.

+1. Возможность быстрого принятии решения и их реализации.

+2.Возможность быстро про контролировать исполнение решений.

+3.Отсутствие конфронтации.

-1.Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.

- 2.Отсутствие политической конкуренции.

-3.Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.

Плюралистическаяпс 3 условия плюрализма:

1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва.

2. Предполагает наличие альтернативных полит инсти­тутов (у каждой партии должен быть оппонент.)

3. Свободная борьба идей и мнений.

+:Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зави­сит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение ее между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.

-: Способность нарушения целостности общества.

Наши рекомендации