Сущность,структура и функции политической системы общества

В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Политическая система - это универсальная управляющая и регули­рующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти. Политическая система структурна, т. е. включает части или подсис­темы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Поли­тическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие струк­туры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений руководителей, правящих или носителей власти, исполни­телей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы. Можно выделить четыре группы основных элементов политической системы любого общества:1)политическая организация общества; 2)политические и правовые нормы;3)политические отношения; 4)политическое сознание и политическая культура. Главное связующее звено политической системы - политическая власть. Стержневой компонент политической системы общества - государ­ство. В политической сфере носителями, материальными субстратами по­литической деятельности и политических отношений выступают органи­зации, прежде всего политические партии. Принимая во внимание масштабность и многообразие проявлений действия политических систем, можно выделить следующие их функции: а)политическое целеполагание; б) властно-политическая интеграция общества; в) регулирование режима социально-политической деятельности; г)обеспечение целостного управленческого воздействия на общест­венные процессы. Функции: Адаптации,Реагирования, ЭкстракционнаяДистрибутивная,Регулирующая.

7. Политическая система РБ

Политическая система – упорядоченная на основе права совокупность институтов гос. власти и общественных объединений, в рамках которых происходит полит. жизнь общества и осуществляется пол. власть. Центр. Институтом явл. государство, вокруг которого группируется ост институты (партии, объединения и дт) ПС об-ва – определяется классовой природой, соц строем, формой правления, типом гос-ва, хар-ом пол режима, соц-пол отнош, хар-ом пол-ки, идеологических и культ отнош в об-ве. В своём становлении и развитии ПС РБ прошла 4 этапа:
-провозглашение независимости, учреждение и легитимизация пол институтов (27.07. 90 – 15.03.94);
-конституционный кризис (1994-ноябрь1996);
-пол выбор и апробация эффективной модели развития об-ва (1996-2005);
-полит стабилизация (с 2006)
ПС об-ва состоит из гос и общественных институтов, правил и процедур их формирования, функций и полномочий, ценностей, интересов, норм, отношений субъектов пол-ки. ПС использует традиционные и специфические механизмы. Она принимает управленческие решения и контролирует их выполнение, распределяет ресурсы. ПС страны, несмотря на молодость имеет и достижения. Повышается адаптивность пол институтов к запросам об-ва:
-постепенно внедряется рыночная экономика; происходят инновационные изменения в производстве и использовании топливно-энергетических ресурсов; последовательно проводится политика взаимодействия с Россией, странами СНГ.
Это свидетельствует, что ПС РБ сформирована, совершенствуется механизм её взаимодействия с об-вом.
Ценностный вектор ПС – развитие правовой государственности и формирования зрелого гражданского об-ва.
Особенности бел ПС:
1. ключевая роль президентской власти в выработке пол курса;
2.использование новых форм народовластия;
3.активное гос регулирование;
4.легитимизация пол курса;
5.пол стабильность;
6.соц ориентированная гос пол-ка;
7. внедрение инноваций;
8. динамичное соц-эконом развитие;
9. многовекторность внешней пол-ки.

8.Государство, его функции и структура
Государство– опр-ся как особый институт обладающий верховной властью на определённой территории и обеспечивает там опр-й соц порядок, поддержание соотв-х норм и правил человеческого общежития. Функции отражают основные направления деятель­ности государства, посредством которых оно реализует свое социальное назначение. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям можно отнести экономическую, социаль­ную, правовую, культурно-воспитательную, политическую и др. К внешним функциям относятся: защита экономических и полити­ческих интересов государства на международной арене; обеспечение обороны страны; развитие нормальных отношений, взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами; участие в междуна­родных делах. Содержание внутренних и внешних функций требует определенной организационной структуры государства: представительные органы государственной власти; исполнительно-распорядительные органы, или органы государствен­ного управления; органы прокуратуры; органы государственного контроля; органы охраны общественного порядка (полиция, милиция); органы государственной безопасности; вооруженные силы.



Наши рекомендации