Правила проверки составленной анкеты или опросного листа
Проверка формулировок вопросов.
Вопросы не должны содержать трудных и неясных формулировок, специальных терминов. (Если такие есть, их необходимо объяснить или заменить.)
Система категорий должна быть понятна всем респондентам. ("Часто Вы ходите в кинотеатр?" для одних часто - это раз в неделю, а для других, может быть, раз в месяц.)
В вопросах не должны проявляться мнение, ценности и установки исследователя. ("Чем не нравится работа - однообразная, не заставляет думать ...", но для многих как раз в этом может заключаться привлекательность данной трудовой деятельности.)
Если вопрос связан с оценкой неодобряемого в обществе поведения или деятельности, надо дать понять респонденту, что ответ не вызовет осуждения.
Нельзя допускать, чтобы конструкция вопроса склоняла опрашиваемого к ответу.
Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на тематические блоки и вместо одного вопроса задать блок вопросов.
При ответе на вопрос обычно внимание респондента фиксируется на первом и последнем вариантах ответа (с перевесом к первому) и больше всего положительных ответов бывает на первый ответ. (Расположение альтернатив не последовательно, а в случайном порядке влияет на изменение результата.)
Чтобы повысить достоверность ответов, необходимо обеспечить респонденту возможность уклониться от ответа, если у него появится такая необходимость. ("Когда как", "Не знаю", "Бывает по-разному", "Не помню" и т.д.)
Проверить закрытые вопросы, возможно их лучше превратить в полузакрытые.
Вопросы не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, каких-то его престижных представлений. ("Почему Вам не нравится политический курс, проводимый Коммунистической партией?")
Вопросы необходимо орфографически и стилистически правильно оформить.
Необходимо проверять не только отдельные вопросы, но и композицию анкеты, и ее графическое оформление.
Проверка композиции анкеты.
Необходимо проверить, достаточно ли четко объяснена респонденту техника ответов на вопросы.
Вопросы в начале анкеты должны быть наиболее простыми ("контактными"), в середине - наиболее сложными и содержательными, а в конце - опять простыми.
Для перехода от одного блока вопросов к другому надо использовать буферные вопросы (вопросы с преамбулой).
Необходимо, если возникает эффект излучения, нейтрализовать его.
Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и его проверяют, то это может отразиться на достоверности последующей информации.
Если есть подозрение, что не все респонденты могут быть достаточно компетентны в каком-то вопросе или что они не все будут относиться к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр.
Вопрос-фильтр доложен иметь указатель перехода для разных групп респондентов.
Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли, или которые, хотя и имели место недавно, для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты. ("Напишите фамилию депутата Вашего района".)
Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т.п.). Это приводит к утомлению респондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире применять функционально-психологические вопросы.
Проверка графического оформления анкеты.
Шрифт текста не должен быть "слепым" (иначе слабовидящие не ответят на анкету).
Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом.
Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог обратить на них внимание.
Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк.
Вопросы в табличной форме рекомендуется разлиновать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработку этих вопросов.
На ответы влияет и длина альтернатив, поэтому их необходимо графически уравновесить, проставить ряд точек.
Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования помогает уточнить правильную формулировку и содержание вопросов, полноту набора вопросов и вариантов ответов, а также последовательность расположения вопросов. Проверка позволяет не только выявить и исключить лишние вопросы, которые являются общеизвестными или не имеющими прямого отношения к исследуемой проблеме, но и определить, какие вопросы будут наиболее сложными для респондентов, и постараться сделать их более доступными. Качественно разработанный инструментарий (анкета) - необходимое условие успешного проведения социологического исследования.
29. Правила проведения интервью. «Золотые правила интервьюера».
Эффект интервьюера
Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность исполнения выборочной процедуры, благоприятную ситуацию опроса, контролирует влияние третьих лиц на формирование ответов респондента, адаптирует текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого. Роль и влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера.
Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным.
Эффект интервьюера — так обозначают все погрешности, которые связаны с влиянием интервьюера на качество получаемых данных. Он может даже не осознаваться самим интервьюером, происходить подспудно и проявляться в разговоре (вербальном общении), а также в неявных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников. Короче говоря, в том психологическом и поведенческом контексте интервью,ко-торый называют невербальным общением.
Отрицательные проявления эффекта интервьюера: а) избиратель-ное восприятие, неправильное понимание и, следовательно, недостоверная регистрация ответов респондента (интервьюер истолко-вывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие его собственным убеждениям и в таком виде регистрирует ответ); б) «стереотип узнавания» — после нескольких проведенных бесед ин-тервьюер приобретает уверенность в том, что он уже с первых отве-тов респондента понимает, к какому типу его отнести и как люди данной категории обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может слышать не столько то, что реально отвечает рес-пондент, сколько то, что он заранее предполагал услышать.
Замечено, что респонденты в ряде случаев стремятся «угадать" такой ответ на заданный вопрос, который бы «понравился» интер-вьюеру, совпал с его предполагаемым мнением. Ясно, что преодо-леть эти отрицательные влияния интервьюеру помогут в первую очередь сдержанность в проявлении собственных реакций на по-ведение и ответы опрашиваемого, умение слушать доброжелатель-но и внимательно, не вступая в дискуссии с респондентом по по-воду его мнений.
Чем больше стандартизировано интервью, тем меньше вероят-ность влияния интервьюера. В то же время опыт исследований показывает, что интервьюер активно реагирует на недоработки автора вопросника, остро ощущает их в ситуации опроса и пыта-ется исправлять ошибки исследователя в меру своего умения и понимания. Так, если в вопроснике встречаются бестактные фор-мулировки вопросов, интервьюеры испытывают неловкость, зада-вая их респондентам и пытаясь избежать напряженности, либо меняют формулировку по своему усмотрению, либо совсем не за-дают этих вопросов. Таким образом, качество работы интервьюе-ра во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему, разработанных исследователем.
Специалисты, занимающиеся методикой опроса, выявили весь-ма широкий круг способов воздействия интервьюера на мнение опрашиваемых, в том числе в форме прямой подсказки, с помо-щью примера в ситуации, когда респондент находится в затруд-нении, либо в процессе записи ответа. Можно также предполо-жить, что респонденты учитывают личные особенности интервью-ера, например мужчины в общении с интервьюерами-женщинами строят тактику своих ответов иначе, чем в беседе с интервьюера-ми-мужчинами. В свою очередь интервьюеры ведут себя по-раз-ному в зависимости от пола респондента. Помимо собственных ценностных ориентации у интервьюера, как правило, имеются вполне определенные представления о взглядах мужчин и женщин, что также обусловливает характер оказываемого им влияния.
Не только контакт в ходе интервью оказывается взаимным, построенным на принципе обратной связи, когда информация идет в ту и другую сторону. Обоюдным оказывается и влияние, оказываемое партнерами в ходе беседы. В процессе интервью обе стороны (может быть, в неодинаковой степени) воздействуют друг на друга, благодаря чему формируется мнение, которое обычно приписывается исключительно респонденту. Как показали исследования Г.А. Погосяна40, на систему ценностей респондента как бы накладывается, изменяя ее, система ценностей интервьюера, хотя главным источником полученной информации служит сам опрашиваемый. Окончательный результат, таким образом, представляет собой наложение систем ценностей интервьюера и респондента. Большое значение при этом имеют пол, возраст и, по-видимому, еще целый ряд факторов, хотя главным источником полученной информации служит сам опрашиваемый.
Методические исследования показывают, что интервьюер — не пассивный исполнитель инструкций, но активный участник сбора данных. Интервьюер остро реагирует на действительные (а иногда и мнимые) недостатки вопросника, на методические и организационные просчеты исследователя и пытается их исправлять по ходу дела в меру своего умения и понимания.
Чтобы этого не случилось, в текст вопросника полезно включить специальный документ — «Инструкцию интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, описание роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера; правила поиска респондента, установления контакта с ним и получения согласия на интервью; организация ситуации интервью, правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.
Отрицательные проявления эффекта интервьюера: а) избирательное восприятие, неправильное понимание и, следовательно, недостоверная регистрация ответов респондента (интервьюер истолковывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие его собственным убеждениям и в таком виде регистрирует ответ); б) «стереотип узнавания» — после нескольких проведенных бесед интервьюер приобретает уверенность в том, что он уже с первых ответов респондента понимает, к какому типу его отнести, и как люди данной категории обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может слышать не столько то, что реаль-но отвечает респондент, сколько то, что он заранее предполагал услышать.
Эффект интервьюера обнаружен и в других методах исследо-вания, в частности в эксперименте и наблюдении. По имени про-веденных в 1927—1932 гг. знаменитых хоторнских исследований (в ходе которых обнаружено влияние человеческого фактора на производительность труда) это явление приобрело название хотор-некого эффекта. Явно или неявно оно присутствует практически во всех проводимых социологами, психологами и антропологами эмпирических исследованиях.
Существует огромное число публикаций, связанных с описа-нием различных эффектов, вызванных присутствием, поведени-ем, манерой и т.п. интервьюера. Большие усилия направляются на то, чтобы если не снять, то по крайней мере свести к минимуму последствия этих эффектов41. Например, специалисты выяснили, что при телефонном опросе влияние интервьюера на респонден-та ниже, чем в традиционном интервью.
Для того чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж, где излагаются правила по-иска респондентов и замены отсутствующих запасными канди-датурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. В тексте вопросника предус-матриваются пояснения по технике заполнения: указатели пере-ходов от вопросов-фильтров к специализированным вопросам; правила заполнения вопроса табличной формы; напоминания о карточках и т.д.42 Формируется стройная система контроля каче-ства работы интервьюера, наиболее распространенной формой которого является выборочное повторное посещение респонден-тов. Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатле-нии, которое произвел интервьюер.