Структура анкеты и техника составления опросного листа.

Анкета_- метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы АНКЕТА - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

Основные части Анкеты:

· в вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, правилах и излагаются цели исследования и то, как будут использованы результаты опроса, оговариваются правила заполнения и возврата А., дается гарантия анонимности.

· Содержательная часть- содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы

· Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др. (вопросы паспортички связаны с выборкой исследования)

· Заключительная часть, содер­жит необходимые сведения о респонденте

Принципы составления анкет.

1. Анкеты должны строиться с учетом психоло­гии восприятия, а не в соответствии с логикой ис­следования.

2. При построении анкет необходимо учитывать особенности опрашиваемых (их культурный уро­вень, социальный опыт).

3. При расположении вопросов необходимо идти от частного к общему, а не в обратном направлении.

4. Смысловые блоки, на которые делится анкета, должны быть примерно одинакового объема.

5. Начинать анкету следует с самых простых воп­росов, постепенно их усложняя, затем сложность вопросов должна снижаться, а перед самым завер­шением анкеты снова повы­шаться. Таким образом, наиболее сложные вопро­сы должны располагаться в середине анкеты и по­чти в самом ее конце, перед простой для ответов заключительной частью.

наиболее оптимальным считается заполнение А. в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов. Однако при проведении, например, оперативных социологических исследований оптимальный объем опросника составляет 10-15 вопросов

.

Социальный экспиримент. Виды экспиримента. Логическа структура эксперемента

Эксперимент —изучается искусст­венно созданная ситуация, которая в природе либо не встречает­ся вовсе, либо не встречается в чистом виде — исследо­вательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправ­ленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в опреде­ленном порядке изменять другие характеристики.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при по­мощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, ве­личину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными

Экспериментальная ситуация — совокупность условий, в кото­рых проходит эксперимент. Они могут быть полевыми илабора­торными. Уникальность научного эксперимента кроется в его спо­собности создать исключительные условия для того, чтобы уче­ные могли «проиграть» определенную ситуацию, получив в итоге очень ценную информацию о социальном явлении.

Объект эксперимента — социальная группа, коллектив, лич­ность (участники эксперимента). В эксперименте выделяют два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспери­ментальные группы. Сопоставление двух групп выявляет разни­цу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно неве­лико и редко превышает 10—15 человек

В социальных науках эксперименты подразделяются на: 1) ис­тинные эксперименты и квазиэксперименты; 2) натурные (нату­ральные) эксперименты { и натуралистические эксперименты { 2) полевые (естественные) и лабораторные эксперименты; 3) параллельные и последователь­ные (линейные) эксперименты; 4) активные и пассивные экспери­менты; 5) эксперименты «улучшающие» и «дублирующие реальный мир»; 6) методическое экспериментирование и эксперименты в оценочных исследованиях; 7) многофакторные и однофакторные эксперименты; 8) модельные и мысленные эксперименты и др. Кроме того, бывают еще пилотные эксперименты

Наши рекомендации