Протокол опросного листа дошкольников

на тему «Я и мои ценности»

Вопрос ответ
Что ты любишь больше всего на свете?  
Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь)  
Что ты будешь делать, если станешь волшебником?  
Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.  
Зачем человеку природа?  
Что ты будешь делать, если на свете останутся одни дети?  
Что ты будешь делать, если вдруг станешь взрослым?  
Как ты думаешь, без чего человек не может жить счастливо (хорошо)?  

Для более глубоко изучения сущности того или иного педагогического явления, изменений, происходящих в нем и причин этих изменений, в процессе исследований прибегают к варьированию условий протекания явлений и процессов и факторов, влияющих на них. Этим целям служит эксперимент.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях [6, с.56]. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными и. т.д.

По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента – лабораторный и естественный.

Если эксперимент проходит в условиях группы ДОУ без нарушения естественного хода воспитательно-образовательного процесса и испытуемый не знает о проведении эксперимента, то его называют естественным экспериментом.

Лабораторный эксперимент проводится в условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим увеличиваются возможности контроля над переменными. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой — известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, далеко не всегда можно сделать вывод, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода, так как испытуемый знает о проведении эксперимента и ведет себя не естественно.

В дошкольной педагогике целесообразно применять естественный эксперимент, когда ребенок исследуется в привычной для него обстановке с помощью материала и заданий, подобных тем, которые часто использует воспитатель, например рассказывание или пересказ сказки, рассматривание картинок, рисование и пр. Условия проведения такого эксперимента, инструкция и материал четко планируются и подбираются взрослым в соответствии с целью изучения.

Эксперимент естественный —разновидность эксперимента, в котором вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где изучаемый фактор (обычно связанный с предметом исследования) находился бы в максимальной изоляции от других факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора. Для более надежных выводов относительно роли последнего необходимо провести повторные исследования.

Преимуществом данного метода является естественность изучаемого процесса. Недостатком — сравнительная редкость и стихийность возникновения ситуации, соответствующей целям исследования; зависимость исследователя от хода событий; невозможность вмешательства; трудности фиксации основных характеристик процесса. Данный метод исследования является переходным от эксперимента к наблюдению: отсутствуют такие существенные признаки эксперимента, как активность исследователя и контроль переменных.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент Цель констатирующего эксперимента — измерение наличного уровня развития (например, уровня социального развития дошкольника, допредметных компетентностей и т. п.). Таким образом, получается исходный материал (входной контроль), который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, в которой изменяется независимая переменная (предмет) и исследуется влияние данного изменения на зависимую переменную (объект). Формирующий эксперимент позволяет выявить не только условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.

В таком эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов наблюдения – экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной — та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выравнены, выравнен и состав групп. Если экспериментальная и контрольная группа на констатирующем этапе эксперимента имели статистически не значимые изменения, а после воздействия исследуемого фактора в экспериментальной группе наблюдаются статистически значимые изменения, а в контрольной группе — нет, гипотезу можно считать подтвержденной.

Подводя итоги экспериментальной работы, очень важно для начинающего исследователя не только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом. В этом случае практическая работа действительно может выступить критерием «истины».

При проведении любого педагогического эксперимента для получения объективных и достоверных данных существенную роль играет планирование эксперимента. Планом эксперимента определяется характер отдельных фраз эксперимента и порядок их проведения. При планировании педагогического эксперимента исследователь должен определить: количество испытуемых (дошкольников, родителей, воспитателей); способы отбора испытуемых; этапы проведения эксперимента. Чем более четко спланирован эксперимент, тем более объективные результаты он дает.

План эксперимента должен включать:

- цель и задачи эксперимента;

- место и время проведение эксперимента и его объем;

- характеристику участвующих в эксперименте дошкольников, родителей, педагогов;

- описание материалов, используемых для эксперимента;

- описание методики проведения эксперимента и применение частных методов исследования;

- методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента;

- описание методики обработки результатов эксперимента.

Необходимо отметить, что исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы всякий другой достаточно подготовленный человек мог бы по нему успешно провести эксперимент.

Наши рекомендации