Модель конфликтующей личности
Конструктивная модель конфликтного поведения характеризуется стремлением уладить конфликт. Нацелена на поиск приемлемого решения. Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытостью и искренностью в общении, лаконичностью и немногословностью.
Деструктивная модель конфликтного поведения - свойственно стремление к расширению и обострению конфликта; постоянному принижению роли партнера, негативная оценка его личности, проявление подозрительности и недоверия, нарушение этики общения.
Конформистская модель конфликтного поведения. Для нее характерны: пассивность, склонность к уступкам; непоследовательность в оценках, суждениях, поведении; легкость к соглашению с точкой зрения соперника; уход от острых вопросов.
Оценивая приведенные выше модели поведения, следует подчеркнуть, что наиболее эффективной моделью является конструктивная. Деструктивная модель поведения не может быть оправданной. Она, как правило, превращает конструктивный конфликт в деструктивный. С одной стороны, данная модель поведения опасна. Ее опасность кроется в том, что она провоцирует агрессивность соперника. С другой стороны, когда противоречия носят несущественный характер, конформистская модель может играть и положительную роль. Она может привести к быстрому разрешению конфликта.
Юридический конфликт: понятие, виды
Понятие
«Противоборство субъектов права в связи с применением, нарушением или толкованием правовых норм». (В.Н. Кудрявцев)
Любой конфликт, в котором спор, противоборство так или иначе связаны с правовыми отношениями сторон.
Цивилизованная форма противоборства, поскольку его рамки определены законом, правовыми процедурами.
Группы:
1)Конфликты, порожденные противоречиями между двумя или несколькими нормативными актами, когда по одному вопросу различные законы противоречат друг другу;
2)Конфликты, порожденные противоречиями между нормой права и правоприменительной практикой;
3)Конфликты, порожденные противоречиями между двумя или несколькими правоприменительными актами;
4)Конфликты, возникшие в связи с одним н.п.а., но толкуемым сторонами по-разному.
Последствия конфликта для индивида и общества.
Негативные последствия конфликтов:
• дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
• отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации;
• неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
• нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
• ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
• отвлечение участников конфликта от решения задач организации.
Позитивные последствия:
• инициирование изменений, обновления, прогресса;
• артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу;
• мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации;
• формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
• стимулирование более продуманных и обоснованных действий;
• побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений;
• развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству;
• разрядка психологической напряженности;
• преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, индивидуальности работника;
• вовлечение обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем;
• выявление неформальных групп, их лидеров и более мелких группировок;
• выработка у участников конфликта умений и навыков безболезненного решения возникающих в будущем проблем;
• усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов.
Понятие индивидуальной борьбы