Социология как наука: объект, предмет и методы социологии.
Социология как наука: объект, предмет и методы социологии.
Объект социологии.
Социология как наука возникла в середине XIX века.
Слово «социология» было придумано в 1838 году Огюстом Контом (Огюст Конт придумал). Он считается основоположником социологии как науки. Сначала было «позитивная философия», «социальная физика», потом из латинского языка взяли «socio» – общество и из греческого языка «logos» – учение, буквально – наука об обществе.
Причины появления социологии:
-Переход человечества от аграрной (традиционной) к индустриальной (промышленной) цивилизации. В 1825 году – первый экономический кризис, 1830-1831 годы – первые рабочие движения.
-Накопление большого количества повторяющихся фактов, которые необходимо было объяснить (войны, революции).
-Фундаментальные открытия в естественных науках: в физике (закон сохранения и превращения энергии), биологии (теория эволюции видов Дарвина в Англии).
Источники социологии.
-Социальная (общественная) мысль. То, о чём люди говорят…
-Философия.
-Социальная теория (2000 лет назад древние греки). Исчерпала себя.
Предмет социологии.
Социология – это наука о закономерностях функционирования и развития исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей и социальных групп.
Специфика предмета:
-Социология – это наука об обществе как социальной системе. Сферы общества: экономическая, культурная, политическая, социальная
-Наука о социальных связях, социальных взаимодействиях и социальных отношениях.
-Это наука о социальном поведении людей.
-Наука о социальных процессах и изменениях.
Методы социологии.
Это способы познания (3 группы методов).
1)Теоретические методы.
-Метод системного анализа.
-Метод структурного анализа.
-Метод функционального анализа.
-Метод типологизации, то есть по какому-то критерию характеризуем явление.
-Сравнительно-исторический метод.
2)Эмпирические методы, то есть практические.
-Опрос.
-Анализ документов.
-Наблюдение.
-Эксперимент.
-Экспертные оценки…
3)Математические методы.
-Статистические методы.
-Метод факторного анализа.
-Метод корреляции.
Структура и функции социологии. Социология и другие науки.
Структура социологии.
1)По характеру знаний:
-Теоретическая (изучает общество и выявляет объективные законы его развития).
-Эмпирическая социология (изучает общественное мнение).
2)По уровню знаний:
-Микросоциология (личности, малые группы изучает).
-Макросоциология (социальные институты и общество изучает).
-Мегасоциология (международные отношения и глобальные проблемы современности).
3)По содержанию: социальные системы, общества, личность, культуру, социальные организации, социальные институты, социальную стратификацию (деление на неравные слои), социальные нормы и социальный контроль, социальные конфликты, социальные реформы и революции.
Функции социологии.
-Теоретическая философия, то есть формулирование объективных законов социального развития.
-Информационная (перед референдумом 1993 года).
-Мировоззренческая (то есть формирование культуры мышления и выбора позиции).
-Прогностическая (прогноз кратковременный).
Социология и другие науки.
Социология взаимодействует со многими науками, но с разными – по-разному:
-Методологически она связана с естественными науками (это физика, математика, биология).
-Теоретические (общие теории) связаны с философией, историей, политологией, экономикой, юриспруденцией…
-Функционально связана с логикой и языкознанием.
-Практическая связь – социология даёт практические рекомендации (менеджмент, педагогика и медицина (медстатист)).
-Появление новых наук, то есть при взаимодействии социологии с другими науками появляются другие науки: социальная психология, экономическая социология (de facto – менеджмент) и социальная экология.
-История и социология. История изучает события в хронологическом порядке (что, где, когда), а социология выявляет причинно-следственные связи (почему и как).
-Экономика изучает производственные отношения, а социология – социальные отношения (межличностные).
-Психология изучает чувства и эмоции людей, социология – ценностные ориентации.
-Право изучает нормы отношений между людьми, а социология изучает реальные отношения, реальные действия.
Позитивизм.
Позитивизм рассматривает общество как систему, которая развивается по естественным законам (О = ЕЗ).
Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер.
Огюст Конт (1798-1857 годы жизни). Французский философ и социолог.
Основной вклад:
-Ввёл термин «социология».
-Под социологией понимал научное изучение явлений общественной жизни;
-Рассматривал общество как сложную социальную систему;
-Считал, что общество развивается по законам функционирования (статики) и законам изменения (динамики);
-Основу общества составляет семья;
-Конт открыл закон двойной эволюции, то есть социальной и интеллектуальной.
Герберт Спенсер (1820-1903 годы жизни). Английский философ и социолог.
Основной вклад:
-Положил в основу социологии идею эволюции.
-Он считал, что общество – это единая система взаимодействующих природных и социальных факторов.
-Социальная эволюция представляет собой развитие общества по пути его усложнения, дифференциации и интеграции.
-Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности людей.
-Общество имеет 3 системы органов:
а) Поддерживающие (экономика);
б) Распределительная (социальная сфера);
в) Регулирующая (политическая сфера.
Общества бывают военные (традиционные) и промышленные.
Марксизм.
Общество развивается как по естественным, так и по исторически законам (О = ЕЗ, О = ИЗ, одновременно).
Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс…
Карл Маркс (1820-1883 года жизни, с 1842 года работал). Немецкий социальный теоретик.
Основной вклад:
-Разработка диалектико-материстической парадигмы (диалектика – всё взаимосвязано, первична материя, сознание вторично – бытие определяет сознание).
-Общество – это естественный исторический процесс, закономерности которого не зависят от воли и сознания людей.
-Главную роль в обществе играют материальное производство и экономические отношения.
-Существует диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания.
-Ступенями общественного прогресса являются общественно-экономические формации.
Структурный функционализм.
-Считает, что общество функционально едино.
-Все общественные явления функциональны и необходимы.
-Изменение элемента системы ведёт к изменению всей системы.
-Условие выживания системы – равновесие.
-Развитие общества носит эволюционный характер.
Представители: Толкотт Парсон, Роберт Мертон (1910-2003 года; американский социолог).
Конфликтология.
-Конфликт – это норма жизни, это фактор развития социальных систем.
-Конфликт выполняет позитивные функции.
-Форма регулирования конфликтов – демократическое общество.
Представители: Льюис Козер и Ральф Дарендорф.
Постмодернизм.
Разрабатывает концепции современных общественных систем:
-Постиндустриальное общество;
-Глобально общество;
-Коммуникативное общество.
Представители: Энтони Гидуенс, Даниэл Белл, Иммануил Валлерштайн, никлас Луман, Олвин Тоффлер.
Особенности современной западной социологии:
-Развивается в двух обособленных руслах:
1)Академическая (теоретическая).
2)Прикладная (эмпирическая).
-Разделена на два уровня социологических обобщений:
1)Микросоциология.
2)Макросоциология.
-Представлена двумя методологическими основами:
1)Социоцентризм (предмет социологии – общество).
2)Человекоцентризм (предмет социологии – поведение).
-Имеет два непримиримых научных лагеря:
1)Эволюционизм.
2)Конфликтология.
-Основывается на множестве парадигм (больше двух десятков).
-Связана с осознанием глобализации современного мира.
-Уделяет значительное внимание социальным технологиям (социальному прогнозировании, диагностике, консультированию, тренингам).
Вывод: современная социология имеет сложно организованную и постоянно развивающуюся структуру социального знания.
Типы социальных системы.
По уровню системы:
-Микросистемы (личность – это сложная социальная система; малая группа – студенческая, семейная; изучают их микросоциологии).
-Макросистемы (об обществе в целом…).
-Мегасистемы (общепланетарная система).
По качеству:
-Открытые, то есть такие, которые взаимодействуют с другими системами по множеству каналов.
-Закрытые, то есть те, которые взаимодействуют с другими системами по одному-двум каналам. Скажем, СССР был закрытой системой.
-Изолированные социальные системы. Это очень редкое явление, поскольку изолированные системы нежизнеспособны. Это те, которые не взаимодействуют с другими вообще. Албания.
По структуре:
-Гомогенные (однородные).
-Гетерогенные (разнородные). Состоят из элементов разного рода: экологических, технических и социальных элементов (людей).
Типы обществ.
По способу производства.
-Первобытное общество.
-Рабовладельческое общество.
-Феодальное общество.
-Капиталистическое общество.
-Коммунистическое общество.
По цивилизационному критерию.
-Традиционные общества (доиндустриальные, аграрные).
-Индустриальные общества.
-Постиндустриальные общества.
По политическому критерию:
-Демократические общества.
-Авторитарные общества.
-Тоталитарные общества.
Религиозный критерий.
-Христианские общества: католические (их больше всего); протестантские; православные.
-Мусульманские – суннитские и шиитские общества.
-Буддистские (буряты).
-Иудейские общества (евреи).
Личность как система.
Личность как система обладает следующими свойствами:
1) потребностью в информационном обмене с внешней социальной и предметной средой, поскольку личность представляет собой систему переработки информации; эта система имеет свои «входы и выходы» и может оказывать воздействие на другие системы посредством передачи информации; личность является не только потребителем, но и источником информации;
2) определенной степенью открытости-закрытости, что позволяет ей сохранять свою стабильность и в то же время совершенствоваться, изменяться;
3) наличием механизмов саморегуляции и адаптации, сохранения работоспособности при непредвиденных внутренних и внешних изменениях путем смены программ функционирования или поиска оптимальных состояний;
4) определенным внутренним равновесием – психологическим гомеостазисом, то есть стремлением к большей внутренней упорядоченности и гармоничности;
5) тенденцией к увеличению внутреннего напряжения, необходимого для взаимодействия с внешней средой или преодоления внутренних конфликтов;
6) уникальной способностью к взаимодействию с другими социальными системами – как индивидуальными, так и групповыми; важным механизмом этого взаимодействия служит социальная роль и ролевое поведение;
7) функционированием по принципу эквифинальности, согласно которому нет единственного наилучшего способа достижения определенного конечного состояния при одном и том же исходном состоянии. Благодаря этому существует много путей движения к намеченной цели, что открывает широкие возможности творчества.
Системный подход к личности, являясь полезным и многообещающим научным инструментом, несет вместе с тем и опасность схематизации, искусственного подгона фактических данных под заранее построенные системы. Значит, не следует стремиться к исчерпывающей систематизации и недооценивать научные факты, которые не укладываются в существующие представления о личности как системе.
Социальная мобильность.
Социальная мобильность –это всевозможные перемещения, переходы людей в обществе из одной социальной позиции в другую .
Типысоциальной мобильности. Различаю т вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность имеет место, когда индивид или группа перемещаются между стратами разных социальных
уровней . Здесь возможны два варианта: восходящая мобильность, то есть
социальное восхождение, и нисходящая мобильность – движение вниз по
иерархической лестнице социального успеха, или социальная деградация.
Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение
индивида или группы на одном и том же социальном уровне, внутри одно-
го слоя, без изменения статуса и престижа. Мобильность может быть индивидуальной (связана с переходами индивидов из одной общности в другую ) и групповой (осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами
критерии стратификации). Существует также различие между структур-
ной и неструктурной социальной мобильностью . Структурная мобильность относится к движениям, ставшим возможным благодаря фундаментальным изменениям в форме структуры занятости в рамках конкретного
общества; неструктурная мобильность – к любым движениям, которые не
предполагаю т таких изменений .
Функциисоциальной мобильности: - обеспечение стабильности общества, - обеспечение справедливости, когда выполнение наиболее важной
работы предоставляется наиболее способным людям.
Типы социальных процессов.
По содержанию социальные процессы бывают:
-Ассоциативные, объединяющие процессы.
-Диссоциативные (разъединяющие процессы).
По качеству:
-Процессы воспроизводства, то поддержания существующего.
-Это процессы развития, то есть качественного развития состояния.
-Трансформационные процессы, то есть переходные процессы.
По уровню системы социальные процессы бывают:
-Микропроцессы (на уровне личности: личностные, межличностные, групповые).
-Макропроцессы (на уровне большой группы).
-Мегапроцессы (общепланетарные).
По направленности социальные процессы бывают:
-Прогрессивные (развитие вперёд, к лучшему, к высшему, к инновационному);
-Регрессивные (назад, вспять, к более низкому уровню развитию).
-Стагнационные (застойные).
По степени управления процессы бывают:
-Целенаправленными.
-Стихийными.
-Естественно-историческими.
Все типы социальных процессов могут быть и позитивными, и негативными, функциональными и дисфункциональными.
В целом социальные процессы представляют собой динамику развития социальных феноменов (явлений).
Социальные конфликты.
Социальный конфликт – это столкновение людей или социальных групп с разными (можно даже сказать, противоположными) интересами, взглядами, ценностями, потребностями.
Природа конфликта или общие универсальные причины любого конфликта.
Природа конфликта.
-Это само социальное развитие. Не может быть всё и всегда гладко и хорошо, невозможно без конфликтов.
-Неравное положение людей (очень серьёзное основание, почему мы изучаем социальную стратификацию).
-Несовместимость претензий.
-Неумение вовремя снимать противоречия (именно снимать, а не разрешать – так в философии принято).
Структура конфликта.
-Участники конфликта.
-Предмет конфликта.
-Конфликтное поведение, конфликтное взаимодействие.
-Условия протекания конфликта (они либо усиливают, либо ослабляют конфликты).
-Последствия разрешения конфликта.
Типы социальных конфликтов.
По сферам конфликты бывают:
-Политические.
-Экономические.
-Идеологические.
-Религиозные.
-Этнические
-И много разных других.
По уровню: мегаконфликты, макроконфликты, мезаконфликты и микроконфликты.
Любые конфликты могут быть антагонистическими (то есть враждебными, непримиримыми) и неантагонистическими (то есть конфликты цели). Любые конфликты могут быть позитивными и негативными, большими и малыми, объективными и искусственными и явными и латентными (скрытыми).
Функции конфликтов:
Позитивные функции:
-Выявление назревших проблем.
-Стимулирование активности.
-Усиление сплочённости.
-Разрядка психической напряжённости.
-Ускорение социальных перемен.
Негативные функции:
-Ухудшение социального климата.
-Уменьшение сотрудничества.
-Конфронтация (противостояние).
-Приведение к растерянности, агрессивности и даже суициду.
Механизм развёртывания конфликта: все конфликты развёртываются по числу участников или по количеству проблем (напластование).
Этапы протекания конфликтов:
-Возникновение конфликта.
-Поляризация сил (как бы раскол на сторонников и противников).
-«Растягивание» конфликта (когда каждая сторона тянет на себя).
-Экстремизация конфликта (если сторона ни одна не перетягивает, это стремление к крайним мерам).
-Невротизация конфликта (истерика).
-Социальный пессимизм, отчаяние. Силы на исходе и человек успокаивается.
-Бунт. Человек встаёт и с новой силой кидается.
Решение конфликтов.
Решение конфликтов (или сам конфликт) должно восприниматься как превращение конфликта в нераскрытую возможность.
Для решения конфликта необходимо:
-Во-первых, выбрать подход:
а) Разрешить конфликт.
б) Отказаться от конфликта.
в) Доисследовать ситуацию.
г) Усложнить ситуацию.
-Для решения конфликтов необходимо использовать метод циклов:
а) Анализ и оценка ситуации (не рубить с плеча).
б) Разработка альтернатив.
в) Принятие решения.
г) Выполнение решения.
д) Оценка результатов.
-Использование разных форм. Формы:
а) Переговоры.
б) Насилие.
в) Возмездие.
-Способы решения конфликта:
а) Контроль эмоциональной сферы.
б) Использование разума и использование интуиции.
-Использовать приёмы решения конфликтов. Приёмы конфликтов:
а) Выиграть-выиграть, то есть учесть нужды каждого.
б) Приём творчества. То есть превратить проблему в возможность открыть что-то новое.
в) Оптимальное самоутверждение, то есть нападать на проблему, а не на личность.
г) Нейтрализация борьбы за власть. Не должно быть в конфликте «ты начальник, я дурак». Даже с ребёнком.
Социальные кризисы.
Социальный кризис – это острейшая форма проявления социального противоречия когда разрушается социальная стабильность, связи и наступает упадок, социальная система выходит из равновесия и её функционирование становится невозможным.
Объективная сторона кризиса – это противоречия, а субъективная сторона – это осознание социальной ситуации как критической.
Динамика кризиса.
1 этап. Оживление социальных сил.
2 этап. Брожение социальных сил.
3 этап. Объединение социальных сил.
4 этап. Подъём социальных сил.
5 этап. Натиск.
Функции социальных кризисов:
-Обнаружение противоречий.
-Обострение противоречий.
-Ликвидация отжившего.
-Ускорение развития.
Типы социальных кризисов.
По механизму действия.
-Перманентными (постоянными).
-Периодические.
-Хронические.
-Конъюнктурные (то есть спроса и производства).
-Структурные (в какой-то сфере).
По сферам проявления:
-Политический (парламентский, конституционный…).
-Экономический (финансовый, банковский, кризис перепроизводства или недопроизводства…).
-Социальные кризисы (кризис семьи).
-Кризис здравоохранения.
-Кризис воспитания.
-Кризис в сфере образования.
По уровню кризисы бывают от микрокризисах (от внутриличностных) до мегакризиса, есть ещё макрокризисы.
Основные способы разрешения кризисов: реформы, революции и террор.
Социальные революции.
Революция (латинский) – переворот.
Социальная революция – это глубокое скачкообразное качественное изменение всего общества (именно всего, а не какой-то стороны).
Особенности революций:
Революции – это всегда насилие, но это насилие может осуществляться двумя путями: мирными (какие-то кардинальные реформы как в России в 90-х годах XX века (в науке ещё рефолюцией называется) или выборы – в Чехословакии в 1948 году и в конце 70-х годов, бархатная революция – избрали снова капиталистическое правительство) и немирными (вооружённое восстание 1917 года, гражданская война, партизанская война – Фидель Кастро на Кубе) путями.
Типы социальных революций:
-Буржуазные революции XVII-XVIII век (Голландия. Великобритания, США).
-Буржуазно-демократические XIX века.
-Социалистические революции (Франция – конец XIX века, XX век в России).
-Колониальные революции, которые привели к флаговой независимости от метрополии.
-Национальные революции, то есть развитие колониальных революций.
-Антифашистские революции.
-40-60-е годы антидиктаторские революции.
-1978 год в Иране исламская революция, которая была возглавлена священнослужителями (были запрещены шахматы).
-Мирные, бархатные, цветные революции (революция красных роз в Грузии, оранжевая или каштановая революции в Украине…).
Социология как наука: объект, предмет и методы социологии.
Объект социологии.
Социология как наука возникла в середине XIX века.
Слово «социология» было придумано в 1838 году Огюстом Контом (Огюст Конт придумал). Он считается основоположником социологии как науки. Сначала было «позитивная философия», «социальная физика», потом из латинского языка взяли «socio» – общество и из греческого языка «logos» – учение, буквально – наука об обществе.
Причины появления социологии:
-Переход человечества от аграрной (традиционной) к индустриальной (промышленной) цивилизации. В 1825 году – первый экономический кризис, 1830-1831 годы – первые рабочие движения.
-Накопление большого количества повторяющихся фактов, которые необходимо было объяснить (войны, революции).
-Фундаментальные открытия в естественных науках: в физике (закон сохранения и превращения энергии), биологии (теория эволюции видов Дарвина в Англии).
Источники социологии.
-Социальная (общественная) мысль. То, о чём люди говорят…
-Философия.
-Социальная теория (2000 лет назад древние греки). Исчерпала себя.
Предмет социологии.
Социология – это наука о закономерностях функционирования и развития исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей и социальных групп.
Специфика предмета:
-Социология – это наука об обществе как социальной системе. Сферы общества: экономическая, культурная, политическая, социальная
-Наука о социальных связях, социальных взаимодействиях и социальных отношениях.
-Это наука о социальном поведении людей.
-Наука о социальных процессах и изменениях.
Методы социологии.
Это способы познания (3 группы методов).
1)Теоретические методы.
-Метод системного анализа.
-Метод структурного анализа.
-Метод функционального анализа.
-Метод типологизации, то есть по какому-то критерию характеризуем явление.
-Сравнительно-исторический метод.
2)Эмпирические методы, то есть практические.
-Опрос.
-Анализ документов.
-Наблюдение.
-Эксперимент.
-Экспертные оценки…
3)Математические методы.
-Статистические методы.
-Метод факторного анализа.
-Метод корреляции.