IV. Повторение изученного материала.
1. Подберите подходящие по смыслу слова с шипящими на конце.
Летучая ______, резиновый ______, красивая ______, пахучий ______, морозная ______, чёрный ______, острый ______, громкий ______, шестой ______.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
2. Выполнение упр. 507.
– Какую орфографическую задачу решали для правильного выполнения упражнения?
– Выполните звукобуквенный разбор слов: брошь, чиж.
– Что общего у этих слов? (Последний звук [ш], а буквами разными обозначается.)
3. Наш друг Антон не может решить одну орфографическую задачку, может, вы ему подскажете?
(Объяснение ребят.)
– Оказывается, это ловушка – смотри не попадись! Образуйте от слов с шипящими буквами на конце слова с сочетанием -чк-.
Печ.. – Скрипач.. –
Доч.. – Мыш.. –
4. Творческая работа.
– Составьте текст, используя слова:
товарищ, рыбалка, луч, лещ, ерш.
– Озаглавьте его и запишите.
(Чтение получившихся рассказов.)
V. Итог урока.
– О каких трудностях написания мягкого знака в словах русского языка вы знаете?
& Домашнее задание: упр. 510.
– Примените полученные сегодня знания в этом упражнении.
Урок 130
снова о ь
Цель: формировать умения учащихся грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите существительные, где вы написали ь.
– Какие ошибкоопасные места встретились в словах и как вы решали орфографические задачи?
III. Словарная работа.
– Отгадайте слова.
1. Упакованные вещи, которые берут с собой в дорогу. (Багаж.)
2. Огородные плоды или зелень, употребляемые в пищу. (Овощ.)
3. Человек, близкий кому-нибудь, дружески расположенный. (Товарищ.)
4. Маленькое животное с иглами на спине. (Ёж.)
5. Приспособление для отпирания замков. (Ключ.)
– Какую орфографическую задачу вы решали, когда записывали отгадки?
– Какое слово имеет не одно значение, а несколько? (Ключ.)
Ключ – бьющий из земли родник.
Ключ – то, что служит для разгадки, понимания чего-то.
IV. Актуализация опорных знаний.
1. – Какой ключ для разгадки нашего правила мы подберем? (Знаешь род существительного – узнаешь, писать или не писать ь.)
– А давайте повторим, как узнать род существительного.
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя.
Средний род – оно моё:
Моё окно, село – моё.
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул тоже мой.
2. – Если сомневаешься, какого рода существительное, то куда можно обратиться? (В словарь трудностей нашего учебника.)
Узнай род | Подбери к ним прилагательные |
дич.. глуш.. калач.. мелоч.. полноч.. прыщ.. |
– Как прилагательные подчинялись существительным? (В роде и числе.)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
(Работа пальцами.)