IV. Повторение изученного материала.

1. Подберите подходящие по смыслу слова с шипящими на конце.

Летучая ______, резиновый ______, красивая ______, пахучий ______, морозная ______, чёрный ______, острый ______, громкий ______, шестой ______.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

2. Выполнение упр. 507.

– Какую орфографическую задачу решали для правильного выполнения упражнения?

– Выполните звукобуквенный разбор слов: брошь, чиж.

– Что общего у этих слов? (Последний звук [ш], а буквами разными обозначается.)

3. Наш друг Антон не может решить одну орфографическую задачку, может, вы ему подскажете?

(Объяснение ребят.)

– Оказывается, это ловушка – смотри не попадись! Образуйте от слов с шипящими буквами на конце слова с сочетанием -чк-.

Печ.. – Скрипач.. –

Доч.. – Мыш.. –

4. Творческая работа.

– Составьте текст, используя слова:

товарищ, рыбалка, луч, лещ, ерш.

– Озаглавьте его и запишите.

(Чтение получившихся рассказов.)

V. Итог урока.

– О каких трудностях написания мягкого знака в словах русского языка вы знаете?

& Домашнее задание: упр. 510.

– Примените полученные сегодня знания в этом упражнении.

Урок 130
снова о ь

Цель: формировать умения учащихся грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите существительные, где вы написали ь.

– Какие ошибкоопасные места встретились в словах и как вы решали орфографические задачи?

III. Словарная работа.

– Отгадайте слова.

1. Упакованные вещи, которые берут с собой в дорогу. (Багаж.)

2. Огородные плоды или зелень, употребляемые в пищу. (Овощ.)

3. Человек, близкий кому-нибудь, дружески расположенный. (Товарищ.)

4. Маленькое животное с иглами на спине. (Ёж.)

5. Приспособление для отпирания замков. (Ключ.)

– Какую орфографическую задачу вы решали, когда записывали отгадки?

– Какое слово имеет не одно значение, а несколько? (Ключ.)

Ключ – бьющий из земли родник.

Ключ – то, что служит для разгадки, понимания чего-то.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. – Какой ключ для разгадки нашего правила мы подберем? (Знаешь род существительного – узнаешь, писать или не писать ь.)

– А давайте повторим, как узнать род существительного.

Женский род, помню я,

То, про что скажу – моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село – моё.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул тоже мой.

2. – Если сомневаешься, какого рода существительное, то куда можно обратиться? (В словарь трудностей нашего учебника.)



Узнай род Подбери к ним прилагательные
дич.. глуш.. калач.. мелоч.. полноч.. прыщ..  

– Как прилагательные подчинялись существительным? (В роде и числе.)

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

(Работа пальцами.)

Наши рекомендации