V. Повторение изученного материала

− Следующая станция — «Вычислительная».

1) Задание № 2. с. 12.

Сначала выполняется первый столбец примеров. Уменьшаемое каждый раз уменьшается на 50 единиц, вычитаемое не изменяется. Нужно увидеть уменьшение разности на 50 единиц.

Закономерность: при уменьшении уменьшаемого на несколь­ко единиц, разность также уменьшается на столько же единиц.

После выполнения другого столбца формулируется следующая закономерность: при увеличении уменьшаемого на несколько единиц, разность также увеличивается на столько же единиц.

2) Задание № 3. с. 12 — коллективно, с комментированием.

3) Индивидуальная работа.

Перед выполнением задания повторяется алгоритм вычитания трехзначных чисел.

569 - 283 = 526 - 329 = 550 - 346 =

474-228= 728-155= 746-346 =

Взаимопроверка.

VI. Закрепление изученного материала.

1) Работа в парах.

Задание № 5. с. 12.

2) Задание № 8. с. 13 — на доске, с комментированием.

− Наша следующая станция — «Спортивная».

Физкультминутка.

Упражнения выполняются согласно тексту.

. * * *

Пора теперь нам отдохнуть,

Встать аккуратно, глубоко вдохнуть,

Согнуться, разогнуться

И смело отправляться в путь.

Мы будем весело шагать по тропе волшебной,

На двух ногах и на одной скакать,

Руками весело махать.

Смотреть по сторонам кругом.

С друзьями пробежим бегом И отдохнем потом.

− А мы отправляемся на станцию «Задачкино».

3) Задание № 1. с. 12 — устно.

4) Задание № 7. с. 13 — устно.

5) Задание № 4. с. 12.

1 способ.

1) 475 - 80 = 395 (кн.) — осталось в первом магазине;

2) 395 - 380 = 15 (кн.) — на столько больше книг осталось в пер­вом магазине, чем во втором.

2 способ.

1) 475 - 380 = 95 (кн.) — на столько больше было книг в первом магазине;

2) 95 - 80 = 15 (кн.) — на столько больше осталось книг в первом магазине.

− А теперь приглашаю вас посетить станцию «Внима­тельность». Здесь вы сможете проверить свои математические знания, умения и навыки, выполнив самостоятельную работу.

6) Задание № 11. с. 13.

7) Заполнить пустые «окошки».

4г. = □ мес. 3 кг = □ г

24м 8 дм =  дм □ ч = 5 сут 12 ч

□ мин = 180 с 1m12cm =  cm

□ с=5 мин 50с □дм = 3м50см

8) Решить задачу (по аналогии с задачей № 10, с. 13, предназна­ченной для домашнего задания).

Из двух городов, расстояние между которыми 800 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого поезда — 90 км/ч, второго — на 20 км/ч больше. Через сколько ча­сов поезда встретятся?

− Нас ждет следующая станция — «Смекалка». (Можно организовать команды и провести соревнования.)

— Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каж­дый? (4 часа.)

— Банан разрезали на четыре части. Сколько сделали разрезов? (Три разреза.)

— Два сына и два отца съели три яблока. По сколько яблок съел каждый? (По одному, так как это дед, отец и внук.)

— Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Три разреза.)

— У лестницы 9 ступенек. Какая ступенька будет средняя? (Пятая.)

— Улитка решила забраться на дерево, высота которого рав­на 15 м. Каждый день она поднималась на 5 м, а каждую ночь спускалась вниз на 4 метра. Через сколько суток после начала своего путешествия она достигнет вершины дерева? (Через 10 су­ток и 1 день.)

— У Насти дома живут разные животные; все, кроме двух, по­пугаи; все, кроме двух, котята; все, кроме двух, кролики. Сколько домашних животных у Насти? (У Насти дома живет один попугай, один котенок и один кролик.)

— Доктор прописал человеку три таблетки, сказав, что он дол­жен их принимать по одной через каждые полчаса. Через какое время после начала лечения человек выпьет самую последнюю — третью — таблетку? (Человек выпьет последнюю таблетку через час после начала лечения.)

VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.

− Наше математическое путешествие заканчивается, ос­талась лишь последняя станция — «Итоговая». Итак, подведем итог работы во время путешествия.

-- Что мы сегодня делали на уроке?

— Что больше всего понравилось?

— С какими трудностями столкнулись?

— Что из сегодняшнего урока хотели бы повторить? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Задания № 9—10. с. 13.

Тема: УМНОЖЕНИЕ. ПРИЕМЫ УМНОЖЕНИЯ. СВОЙСТВА УМНОЖЕНИЯ

Цель: повторить конкретный смысл умножения, названия ком­понентов действия умножения и связи между ними; способствовать закреплению приемов умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное; содействовать воспитанию любви к поэтическому слову на примере произведений А. С. Пушкина.

Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; портрет А. С. Пушкина; фрагмент видеозаписи произве­дения «Сказка о попе и о работнике его Балде»; карточки для само­стоятельной работы.

Ход урока

I. . Организационный момент.

Психологический прием «Комплименты».

Дети в парах друг другу говорят комплименты, например: «Ты мне нравишься за то, что ты...».

− А вы мне нравитесь за то, что очень любите матема­тику, за то, что вы прилежные ученики и всегда готовы прийти на помощь друг другу.

II. Проверка домашнего задания.

Задания № 9—10. с. 13.

− Объясните, как вы выполнили вычитание.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте реше­ние задачи.

III. Целеполагание.

− Сегодня на уроке мы будем работать по теме «Умно­жение. Приемы умножения. Свойства умножения», а также вспом­ним некоторые сказки. Для этого давайте расставим данные числа в порядке возрастания, чтобы узнать, в мир сказок какого писателя мы отправимся.

V. Повторение изученного материала - student2.ru Таблица 2

Ученики определяют фамилию автора сказок — Пушкин, учитель вывешивает на доску его портрет.

− А. С. Пушкин — великий русский писатель, произве­дения которого интересны и любимы и взрослыми, и детьми. Наш урок математики будет посвящен сказкам А. С. Пушкина, которые он написал для детей, заложив в основу народные сказки, рассказан­ные ему любимой няней.

— Каким образом может быть связана математика и сказки? Об этом вы узнаете дальше. Итак, начинаем!

IV. Устный счет.

− Сколько стихотворных сказок было написано Алексан­дром Сергеевичем? (5.)

—- Из какой сказки Пушкина эти строки?

*

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Уверена, что вы справитесь со следующими заданиями и «рас­щелкаете» их, как белка — золотые орешки.

1) Продолжить «цепочку» выражений.

V. Повторение изученного материала - student2.ru

2) Задание № 2. с. 14.

− Как называются компоненты действия умножения?

(Ответы.)

— Сравните выражения. Какой вывод можете сделать? Закономерность: каждая пара произведений имеет по одному

одинаковому множителю, в таком случае большим будет то произ­ведение, у которого больше второй множитель.

3) Задание № 3. с. 14.

− При увеличении (уменьшении) одного множителя в несколько раз произведение увеличивается (уменьшается) во столько же раз.

Можно рассмотреть конкретный пример,

2 * 10 = 30. Увеличим первый множитель в 2 раза, получим (3*2)*10 = 60. Произведение стало в 2 раза больше. (60: 30 = 2.)

6*5 = 30, Уменьшим первый множитель в 2 раза, получим (6 :2.) • 5 = 15. Произведение стало в 2 раза меньше. (30 :15 = 2.)

4) Вычисление длин ломаных.

− А теперь помогите мне закончить следующие пушкин­ские строчки:

* *

Ветер по морю гуляет На раздутых парусах.

И кораблик подгоняет; По морю, по океану

Он бежит себе в волнах В царство славного... (Салтана).

− Молодцы! А нам необходимо определить, по какому пути купцы быстрее доберутся до царства Салтана,

На доске — планшет с изображением корабля, находящегося в противоположной стороне от дворца царя Салтана. Между ними начерчены три разноцветных ломаных линии, состоящие из четырех звеньев, каждому звену соответствует именованная величина — километр.

45км 19 км 32 км 59 км — красный цвет.

27 км 41 км 49 км 58 км — зеленый цвет.

68 км 44 км 32 км 37 км — синий цвет.

Задание выполняется по рядам. Каждый ряд находит длину ло­маной линии определенного цвета.

− Итак, самый бысгрый маршрут первый, так как он короче.

5) Решение задач.

а) Царица и ее сын Гвидон плыли по морю в бочке 3 дня и 3 ночи. Сколько часов царица и ее сын находились в бочке?

б) Дядька Черномор и 33 богатыря парами вышли из моря. Сколько всего было пар? (17 пар.)

V. Повторение изученного материала.

− А теперь послушайте такую загадку.

Я круглое и гладкое.

Но не румяное и не сладкое.

Глядят в меня,

А видят себя. (Зеркало.)

— Кто из героев сказок А. С. Пушкина очень часто смотрелся в зер­кало? (Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)

— Сейчас мы решим задачу об этой царице.

1) Решение задачи.

До обеда царица смотрелась в зеркало 23 раза, а после обеда — в 3 раза больше. Сколько раз смотрелась в зеркало царица после обеда?

− Замените умножение вида «23 • 3» сложением.

2) Работа в парах.

Задание № 1. с. 14.

Проверка выполненной работы.

− Назовите ответ, в котором количество единиц совпада­ет с количеством десятков. (411.)

Назовите выражение, в ответе которого 2 сотни 5 десятков б еди­ниц. (64 • 4.)

Назовите ответ, который является наименьшим числом среди ответов. (104.)

3) Задание № 4. с. 14.

Ученики е тетрадях рисуют при помощи линейки друг под другом три отрезка. Длина первого отрезка — 2 см, второго — б см (2 см • 3 = = б см), третьего — 12 см (6 см • 2 = 12 см).

− Во сколько раз длина третьего отрезка больше длины первого отрезка? (12 : 2 - 6 раз.)

Вывод: увеличение одной и той же величины сначала в 3 раза, а потом в 2 раза вызывает ее увеличение в 6 раз (3*2 = 6).

Физкультминутка.

− А сейчас мы с вами отдохнем вместе с самым наход­чивым героем сказок А. С. Пушкина. Догадались, о ком идет речь? (Ответы.)

Во время просмотра фрагмента видеозаписи произведения «Сказ­ка о попе и о работнике его Балде» дети выполняют произвольные тан­цевальные движения.

4) Решение примеров (с комментированием).

Повторить алгоритм умножения двузначных и трехзначных чи­сел на однозначное.

Задание Ns 7 (1—3-й столбцы), с. 15.

VІ. Закрепление изученного материала.

1) Практическая работа в группах.

Задание № 8. с. 15.

Вывод: через одну точку можно провести много разных прямых; через две или три общие точки можно провести только одну прямую.

2) Дифференцированная работа по группам.

Задание объясняется для каждой группы. После этого ребята са­мостоятельно выбирают группу, в которой они желают работать.

1 группа — задания № 7 {4-й столбец), № 11 (1-й столбец), с, 15 (найти значения выражений).

2 группа — задание № 9. с. 15 (решить уравнения).

3 группа — задание № 6. с. 15 (решить задачу).

4 группа — задание № 5*. с. 14 (решить задачу повышенного уровня сложности).

Проверка работы групп.

3) Самостоятельная работа.

а) Выполнить умножение.

226 • 3 = 143 • 7 =

107 • 5 = 216-4 =

188 * 2 = 126 • 6 =

б) Решение задачи.

За три дня белка разгрызла 635 золотых орешков. В первый день — 139, во второй —в 2 раза больше, чем в первый. Сколько золотых орешков белка разгрызла в третий день?

Самопроверка.

VII,Подведение итогов урока. Рефлексия.

− Над какой математической темой мы работали?

— Сказки какого писателя вспомнили?

— Какая сказка вам больше всего нравится?

Сказки А. С. Пушкина ~ наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще перечитывать произведения этого великого русского писателя, быть похожими на положительных героев и каждый раз отыскивать для себя что-то новое. В нашей школьной библиотеке есть прекрасные издания произведений А. С. Пушкина. В любой день вы можете взять их и прочитать, (Учитель организует небольшую выставку книг с произ­ведениями А. С. Пушкина.)

* * *

Сказки Пушкина в сердце живут,

Радость и свет всем детям несут!

Вновь помогут они нам с тобой

Восхититься волшебной страной!

VIIІ. Домашнее задание.

Задания № 10.11 (2—3-й столбцы), с. 15.

Тема: ДЕЛЕНИЕ. ПРИЕМЫ ДЕЛЕНИЯ СВЯЗЬМЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ДЕЙСТВИЯ ДЕЛЕНИЯ

Цель: повторить конкретный смысл действия деления, названия компонентов действия деления и связи между ними; способство­вать отработке навыков умножения и деления трехзначных чисел; содействовать развитию интереса, воспитанию трудолюбия, ста­рательности.

Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; карточки для игры «Да — нет»; геометрические фигуры желтого, синего и красного цветов для дифференциро­ванной работы.

Ход урока

Наши рекомендации