Результаты апробирования развивающей программы
«Уроки психологического развития» в начальной школе
Апробирование данной развивающей программы началось в 1995/1996 учебном году. За прошедшие годы экспериментом было охвачено 99 начальных классов в разных регионах России с общим числом учащихся 1618.
Приведем результаты психодиагностических обследований школьников 26 экспериментальных классов (452 ученика), в которых осуществлен полный экспериментальный цикл, в сравнении с соответствующими результатами школьников контрольных классов (29 классов, 564 ученика).
Мы использовали прямые и косвенные показатели эффективности развивающей работы. Прямыми показателями явились показатели развития познавательной сферы школьников (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления). В качестве косвенных показателей выступили показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Психодиагностические обследования одних и тех же учащихся проводились в начале I класса, в конце I класса, в конце II класса, в конце III класса и в конце IV класса.
Рассмотрение полученных результатов показало, что прирост в познавательном и мотивационно-личностном развитии больше у школьников экспериментальных классов. В развитии познавательной сферы ученики этих классов заметно опережают своих сверстников из контрольных классов уже в конце I класса. Во II классе преимущество учащихся экспериментальных классов еще более увеличивается. Прирост от I класса и Ш у них составил 34,8%. В контрольных классах прирост от I класса к Ш - 18,89%, а к IV классу - 34,56%.
Та же динамика проявилась и в результатах изучения мотивационно-личностной сферы. От I класса к IV в результате развивающих когнитивных воздействий неуклонно увеличивается число школьников, характеризующихся позитивными сдвигами (их прирост составил 15,2%). В контрольных же классах учеников с позитивными характеристиками мотивационно-личностной сферы через три года от начала школьного обучения не только не становится больше, но их число к концу IV класса даже уменьшается на 7,81% .
Что касается учащихся, не справившихся с диагностическими за'даниями, т.е. с исходно низкими показателями когнитивного развития, то в результате развивающей работы по данной программе их количество в экспериментальных классах резко уменьшилось (в 3,6 раза) с 78,85% в начале I класса до 21,89% к концу III класса и до 6,53% к концу IV класса (в 12,07 раза). В контрольных классах число таких школьников с I по III классы уменьшилось лишь в 1,92 раза (с 72,78% до 37,99%), а к IV классу - до 22,0% (в 3,31 раза). Число школьников в экспериментальных классах с негативными проявлениями в мотивационно-личностной сфере сократилось с 23,75% до 11,41% (в 2,08 раза) с I по III класс и к IV классу до 5,40% (в 4,4 раза), а в контрольных классах - с 28,93% до 23,62% (в 1,22 раза) к III классу и до 19% (в 1,52 раза) к IV классу.
На основании имеющихся у нас данных можно с уверенностью говорить о высокой эффективности подобной развивающей работы также и с учащимися, наиболее нуждающимися в психологической помощи, - учащимися коррекционных классов. Даже за один год работы по развивающей программе «Уроки психологического развития» школьники классов коррекции существенно продвинулись в своем когнитивно - личностном развитии и в конце учебного года показали результаты, превышающие соответствующие данные школьников даже из обычных классов. Так, если в начале учебного года количество третьеклассников, успешно справившихся с диагностическими заданиями на когнитивное развитие, в коррекционных и обычных классах существенно не различалось (соответственно 16,8% и 14,76%), то после года развивающей работы «успешных» учащихся в классах коррекции стало значительно больше (51,13%, в контрольных классах - 28,32%). Следует отметить и больший прирост в числе учащихся с позитивными изменениями в мотивационно-личностной сфере в экспериментальных классах (+9,81%), чем в контрольных классах (+2,49%).
По количеству третьеклассников, характеризующихся низкими показателями когнитивного развития, в коррекционных и обычных классах в начале экспериментального периода существенных различий не было (57,07% школьников в экспериментальных классах и 54,8% - в контрольных классах). Но в конце учебного года школьников, не справившихся с заданиями на когнитивное развитие, в экспериментальных классах стало значительно меньше (27,76% против 37,99% в обычных классах).
В конце учебного года в экспериментальных классах (III класс коррекции) и контрольных классах число учащихся, у которых отсутствует учебная мотивация, оказалось примерно одинаковым (22,8% в экспериментальных классах и 23,62% в контрольных классах), но в начале учебного года в экспериментальных классах было 39,32% школьников с низкой учебной мотивацией, а в контрольных классах - 24,05%. Под влиянием развивающей работы позитивные сдвиги в мотивационно-личностной сфере произошли у 16,52% «неуспешных» учащихся коррекционных классов и имели место лишь у 0,43% «неуспешных» школьников обычных классов в условиях традиционного обучения.
Существенное повышение уровня психологического развития учащихся не могло не сказаться положительно на их школьной успеваемости. Так, у школьников III класса коррекции, в которых проводились уроки психологического развития, успеваемость повысилась с 3,72 балла в начале учебного года до 4,18 балла в конце учебного года, в то время как у их сверстников из коррекционного класса, в которых уроки психологического развития не проводились, она не изменилась и осталась на том же достаточно низком уровне -3,84 балла.