Я забираю и выкидываю твою болезнь.

Мама должна физически ощущать эти действия и улучшать здоровье ребенка, как бы за счет своих эмоциональных усилий осво­бождать ребенка от всего болезненного, негативного. Здесь не бой­тесь императива. Здесь вы уже через маму ведете императивную суггестию. И поэтому, когда вы говорите (но ведь вы ему не плохое внушаете), происходит это озарение:«Я забираю твою болезнь. У тебя не будет болеть головка. У тебя не будет того-то и того-то».Понимаете? Здесь никак не обойтись без отрицания и прямой сугге­стии. Ведь другой возможности забрать болезнь нет.Я забираю, и у тебя больше не будет! Ведите и учите маму в этот момент испыты­вать вот эти ощущения физической защиты своего ребенка. Она фи­зически защищает ребенка. Физически ощущает.

Из зала: А что она ощущает? Здоровье?

- Нет, очищение! У нее больной ребенок, да. Она с него сни­мает плохое, больное, и он становится здоровым. Например, если у ребенка заикание:

Забираю, выбрасываю твое заикание. Действует при невро­тическом, реактивном заикании. Там можно говорить императивно. Но если это заикание неврозоподобное или заикание развития, как его заберешь? Там уже сложнее, процесс более глубокий. Надо раскручи­вать постепенно, все это довольно долго. Или какая-то фобическая реакция:«Я забираю, выбрасываю твой страх. Я забираю и вы­брасываю твои кожные проявления. Я забираю, выбрасываю твою аллергию, и ты не реагируешь больше на апельсины (или другие значимые факторы). Всех случаев не предусмотришь. Надо понять общий принцип: позитив, только позитив, здоровье, радость.

Завершающая фраза:Я тебя очень-очень сильно люблю.

Вся программа, занимающая минут десять-пятнадцать, закан­чивается на мажорной ноте. При составлении индивидуальных про­грамм первый блок сохраняется практически полностью, содержа­ние всех остальных зависит от состояния ребенка, его особенностей, но базовые фразы говорятся всегда. Число фраз не ограничивается, но они должны быть, по возможности, четкими и короткими. Чрез­мерно детализировать и растягивать программу не следует.

Маму надо всеми способами поддерживать, хвалить и деталь­но обсуждать с ней изменения в состоянии ребенка. Одну проблему можно (а часто и нужно) представлять в нескольких блоках, прора­батывая с разных сторон.

Короткие соображения по лечению некоторых распространен­ных болезней детского возраста. Например, проблема с энурезом ставится в блок сна, поведения, психосоматики. Очень интересно, что энуретики часто не проявляют заинтересованности в лечении, в отличие от заикающихся, почти всегда стремящихся к выздоровле­нию. Эффективнее всего лечение невротического энуреза, т. е. энуреза, появившегося из-за неправильного высаживания на горшок (в детских садах существует порочная практика высаживания всех де­тей на горшки одновременно, вне зависимости от желания ребенка), ошибок воспитания в детском саду или условной желаемости энуре­за, которая может возникнуть, когда мокрое белье приносит опреде­ленные чувственные ощущения сексуального характера. В ряде слу­чаев маленькие дети заигрываются и описываются, воспитатели это­го не замечают и не меняют мокрое белье. Дети могут получать удо­вольствие от манипулирования с их половыми органами: подмыва­ния, вытирания, переодевания.

Энкопрез вводится в блок поведения, внутрисемейных отно­шений, психосоматики, материнской поддержки. Чаще всего это протестная реакция на уход отца из семьи. Вы знаете, что ночью это почти не случается, только днем, когда от ощущения теплой каловой массы ребенок получает сексуальное удовольствие и эмоциональ­ную разрядку.

Из зала: Почему вы так строго разделяете выражения «ты не бу­дешь делать...» от выражений «ты не любишь или не хочешь делать...»?

- Это обращение к личным желаниям и чувствам ребенка. Это не приказ, а вызов внутреннего ощущения или желания, т. е. работа на уровне глубинных эмоциональных этажей мозга.

Как вы поймете, что мама хорошо работает? Она вам скажет: «Вы знаете, я после этой работы чувствую, как будто я вагон дров разгрузила. Я очень устала!» Вот это значит она поработала. Она отдала. И она взяла на себя.

Все эти нюансы вы в процессе работы будете сами видеть и чувствовать. Вот так, исходя из общих принципов, по блокам, рас­цвечивается и создается индивидуальная программа.

Созданную индивидуальную программу мама записывает в

тетрадь. Базовая программа - на первых страницах, трудности и бо­лезненные проявления, т. е. негатив - на следующих. Потом идет дневник. Потом мама записывает индивидуальную программу. И когда она к вам приходит на следующий контроль, вы уже по разделам читаете ее дневник. Вы обязательно должны найти улучшение и помочь маме его найти. Запомните это.

Она говорит: «Да вроде ничего». Тогда вы задаете вопрос:

- Ну, а как ребенок спит?

- Да, он стал лучше засыпать.

Дальше задаете вопрос:

- Как кушает?

- Он вроде бы перестал выплевывать кашу.

И так далее. Вы должны маме помочь «Вот видите, вот види­те!». Это опять общий принцип психотерапии. К вам приходят взрослые больные, вы должны обязательно найти улучшение. А он вам будет морочить голову, что ему не помогает. Тогда вам нужно или прекращать лечение, или вы должны найти улучшение и убе­дить его в этом.

Из зала: О частичке «не», ее употреблении. Она в гипнотиче­ском состоянии вообще не воспринимается, она упускается мозгом.

- Всячески избегайте! Я сказал: «хочется - не хочется». Это не однозначное: «будешь - не будешь». Понимаете? «Не будешь» -это установка насилия. Вы заставляете его. А «хочется - не хочется» -вы вызываете у него внутренние ощущения, положительные или негативные. Вы вызываете у ребенка его собственное желание. Вы не говорите «нельзя». Это другое, чем «нельзя». Это разное. Вы вы­зываете у него положительные или отрицательные внутренние ощу­щения. Но вы его не лишаете желаний и не запрещаете. Вы дейст­вуете как раз на подсознание. Когда вы запрещаете, адресуетесь к высшим человеческим функциям. Говори, не говори собачке: «Ты не будешь кусаться!» - ничего не изменится. А вот если ты ее отучишь кусаться! Так и здесь. Вы не на сознание, а на подсознание дейст­вуете. Метод перспективный для токсиконаркоманов. Мы идем в подсознание через маму. Мы проходим барьеры, через которые обыч­но личность не пропускает. В этом и положительное и негативное.

Лекция 3

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА. МЕТОД И БОЛЬШОЙ КОЛЛЕКТИВ РОДИТЕЛЕЙ. СЕАНС ГИПНОТЕРАПИИ С АУДИТОРИЕЙ

Сегодня мы будем говорить о коллективном использовании метода. Я вам расскажу о своем опыте и дам рекомендации, на осно­вании, которых вы сможете работать в малых группах или больших коллективах. Сегодня я вам дам элементарный вариант тренинга, который больше всего мне нравится и который уже десятки лет я использую для работы с родителями. Мы его проводим с родителя­ми, когда они объединяются в коллектив. Для того чтобы что-то внушать, надо понимать, что ты хочешь внушить. Поэтому надо по­стараться это прочувствовать самим, ощутить, что родители должны чувствовать, когда мы что-то с ними делаем. Тогда это осознано!

Два года назад по каналу «Радио России» мы провели три пе­редачи. Один раз выступила автор передачи, рассказала, что есть та­кой метод. Второй раз выступил я. А в третий раз выступили снова я и те родители, которые работали со мной и получили ощутимый ре­зультат. Мы дали телефон московского детского фонда, под эгидой которого работали. Мы не рекламу делали, надо было просто попро­бовать и набрать людей. Телефон закипел. А потом стало трудно, потому что передача шла на Россию. И пришли мешки писем. Но обслужить всех мы, к сожалению, не смогли, потому что структура и сеть были еще не готовы. Да и сейчас не готовы. Но отдельным семьям мы смогли помочь. После того, как эта передача отзвучала, мы ото­брали двести человек мам и бабушек. Но в основном, мам. И пригла­сили их в зал, который специально для них арендовали. Мы даже не ожидали того, что произойдет. Большой зал, а там негде было сесть. И тогда возникла самая серьезная проблема: что же делать в этой си­туации с такой аудиторией? Начинать фокусничать? Нельзя.

И тогда я начал с рассказа о том, что собой представляет ме­тод, для чего я пришел к ним и что они могут получить от общения со мной. Три кита: психоэмоциональная общность, материнская лю­бовь и использование психоэмоциональной общности, связанной с речью матери, и в частности с ее голосом. С этого мы с вами начинали. После этого я обратился к аудитории: «По поводу услышанно­го есть вопросы?».

Потом я полтора часа отвечал на вопросы. Затем (и так я сове­тую вам работать) я дал задание родителям: вот здесь, сегодня за­полните анкету. Она выглядит примерно так:

• фамилия, имя, отчество ребенка.

• Возраст ребенка, адрес и телефон.

• Состав семьи: полная или неполная (если неполная, то при­чина) и обстановка в семье: спокойная, благоприятная, хорошая или беспокойная, неблагоприятная. Если неблагоприятная, то желатель­но написать почему.

Таким образом я начал уходить от обезлички. Иначе нельзя работать, мы ведь занимаемся лечением, коррекцией. Следующее:

• Особенности состояния вашего ребенка в настоящий момент, которые заставили вас обратиться к нам за помощью. Поподробнее. «Постарайтесь, - говорили мы им, - написать все, что у вас на душе».

Затем:

• Где, как лечились, куда обращались за помощью и эффек­тивность этой помощи.

• Очень сжато какие-то особенности характера вашего ребенка.

• Пожалуйста, на листочке напишите про свои проблемы со здоровьем или о чем хотите.

Затем я объяснил родителям (причем там были мамы, бабуш­ки, но было много и пап, которых мамы привели с собой), как этот метод используется в массовом варианте (подробнее об этом будет дальше). Объясняете родителям, что помимо их самостоятельной работы с детьми, с ними будет проводиться коллективная психоте­рапия. Она ни на одну минуту в их представлении не должна ассо­циироваться с методами массовых сеансов психотерапии и гипноте­рапии. Это не то.

- А для того, чтобы вы это почувствовали, мы уже сегодня подключаем вас пока еще не к работе с вашими детьми, а к нашей работе. Вы запишете очень простой метод самоуспокоения, самона­строя, саморасслабления, который во время нашей совместной рабо­ты будете использовать, приводя себя в соответствующее состояние. Перед работой с ребенком вы должны провести самонастрой, используя записанный материал. А затем я проведу настраивающий сеанс суггестивной психотерапии.

Мы в нашей клинике никогда не называли сон гипносном. Мы называли его лечебным сном. То есть мы всячески уходили от задер­ганного, избитого слова «гипноз». Мы с вами проведем групповой отдых, настраивающий вас на лечение.

Все участники работы записывают содержание тренинга, кото­рый они будут проводить перед началом работы с ребенком. (Подроб­ней об этом ниже.) Они записали наш тренинг, мы проводили сеанс этой суггестивной полугипнотерапии-полуэриксонотерапии, может быть где-то приближающейся к методу Бехтерева - суггестия в состоя­нии психофизического покоя. Нечто среднее. Вот эту часть мы прово­дили под музыку. Когда шла релаксация, играло «Эхо тишины». Когда мы начали их усыплять, заиграл «Доктор сон». А когда мы их пробуж­дали, играл «Путь света». Три основные кассеты*. Провели. Должен вам сказать, после этого обстановка в зале резко изменилась, уже начал налаживаться двусторонний контакт. Это очень тяжелая работа.

После второго перерыва я дал базовую программу. В заклю­чение, я дал задание завести дневники и подробно проинструктиро­вал, как их вести:

- Работа будет проводиться раз в неделю - по субботам. Но уже неделю к следующей субботе вы должны попробовать работать с вашим ребенком. Обязательно нужно заполнить первый лист.

Я говорил:

- Пойдите домой, соберите семью, подробно напишите, что беспокоит вас в состоянии вашего ребенка, в его взаимоотношении с миром в его поведении. Что для вас самое главное. И работать мы начнем с этого уровня. Сегодня, на сегодняшний день. Мы не будем возвращаться в прошлое, к патологии, если она не актуальна на се­годняшний день. Мы будем нашу работу ориентировать на будущее. Но сегодня мы примем ребенка таким, каков он есть.

Главное, что надо помнить родителям, - это устремление в будущее, а не возвращение в прошлое.

- Да, хочется погрузиться в болото прошлого, это приятно, сладостно... Необходимо кому-то излить душу. Ну, изливайте мне сегодня все это. А завтра меня это уже не интересует. Я лучше лиш­ний час буду с вами сидеть сегодня. Лейте на меня все, что хотите, я выдержу. А завтра меня не будет интересовать, что было. Меня бу­дет интересовать, что есть и что будет.

Я учу их быть оптимистами. Есть много анекдотов про опти­мистов-пессимистов. Оптимисту и пессимисту предстоит дальняя, тяжелая дорога, и вот они дошли до середины пути. Оптимист вос­клицает: «Ура! Половина пути уже позади!» Пессимист вздыхает и грустно говорит: «Только половина пути, впереди еще столько же».

- Теперь мы с вами от пессимизма переходим к оптимизму. Напишите базовый вариант в эту тетрадку, а дома в другой тетради опишите жизнь ребенка и начинайте вести дневник.

И вот у вас кипа анкет, над которой вы работаете. Это очень сложно и трудоемко. Но вы не имеете права грести проблемы и бо­лезни детей под одну гребенку, необходим индивидуальный подход.

Вот так выглядел первый день занятий, которые продолжа­лись больше четырех с половиной часов. В следующую субботу пришли все, кто написал листочки. С чего начался следующий день? «Пожалуйста, ваши вопросы» - и мои ответы. И опять полтора часа. Уже вопросы конкретные. Это уже вариант семейной терапии. Потому что вопросы, которые задает один, в той или иной степени ка­саются всех. Обсуждались все их проблемы, вопросы, трудности. Занятие шло на фоне коллективной дискуссии. За это время они сдали все свои тетрадки, все свои листочки. И снова релаксация. И сно­ва настраивающий сеанс, но уже с учетом их вопросов и ответов.

Из зала: Когда была дискуссия, каким образом она проходила? Разрешали ли вы родителям выступать, вступать в споры?

- Друг с другом - нет. Со мной - да. Если я видел, что это по­лезно, - пожалуйста. Они снимали боль с души. А самое главное -мы их очищали и стимулировали.

Третье занятие. Вторая неделя была вообще очень тяжелой для меня. Мы писали индивидуальные программы на основании жизне­описания ребенка и жалоб взрослых, которые раздавались на этом за­нятии. Вы себе представьте, двести индивидуальных программ! Как-то мы справились. Третье занятие опять начиналось: «Здравствуйте! Да­вайте поговорим...». Вопросы - ответы. Что интересно, на третье заня­тие многие привели детей. «Вы знаете, нам так понравилось это со­стояние, когда мы отдыхали, вот мы и привели, чтобы наши дети в этом участвовали». Причем, когда дети сидят рядом с мамами, полу­чается хорошо. Одно дело собрать группу этих маленьких детей и пы­таться с ними справиться. А когда каждая мама сидит рядом, они, в общем, работали хорошо. Значит, проводился третий сеанс. Но пока они расслаблялись, пока проводилась общеоздоровительная часть, их индивидуальные тетрадки просматривались, и уже шла настройка на лечение детей. Заканчивалось лечение, опять дискуссии.

Четвертое занятие. Вообще родители по отношению к психо­терапевту - «вампиры» ужасные. «Съедали до костей». Каждая мама считает, что ее трагедия самая тяжелая, ее ребенок самый больной. На четвертом занятии опять обмен мнениями. Но что нового включа­лось? На основании дневников, на основании дискуссии выбирались те, кто нуждался в индивидуальной работе. Это дети и родители, для которых фронтально-массовая работа была недостаточна. Эти роди­тели приглашались на индивидуальную работу. И на четвертом заня­тии мы открывали тетрадку, называли фамилию, человек вставал. Я уже знал, что я от него хочу. Конечно, не всегда мы угадывали. Но люди не могли нам сказать, что мы занимались здесь «обезличкой».

Пятое занятие примерно через месяц, где они отчитываются о проделанной работе и результатах. Через две недели примерно семьдесят процентов пришло, в основном те, у кого лечение шло хорошо. Немного пришло тех, у кого ничего не получилось. Думай­те, ищите, почему не получилось. Те, кто не пришли, - непонятно почему: то ли потому, что не выздоровели и разуверились, то ли потому что выздоровели и решили о нас забыть.

Так проводилась эта работа. Работа очень тяжелая. Для чего нужна? Мы хотим, чтобы этот метод расширялся и чтобы его грамотно использовали по стране. И он невольно расползается: кто-то кому-то рассказал, от человека к человеку, от специалиста к спе­циалисту. Нужно, чтобы те люди, которые работают на местах, уме­ли бы работать и с аудиторией. А если они станут проводниками массовой работы, то тогда, может быть, осуществится моя мечта: мы сможем использовать метод для того, чтобы вырастить то поколение детей, которому сейчас нет еще десяти лет, устойчивым к социаль­ным коллизиям, к асоциальным поступкам, особенно к употребле­нию наркотиков. Мы можем задать ребенку установку на здоровье, счастье, радость и на неприятие любых попыток заставить его гло­тать таблетки, колоться и т. п.

Что было сложно в этой работе? Очень сложно было научить родителей не пытаться зомбировать детей. Это, кстати, одна из опас­ностей метода. Помните, я вам говорил о бабушках. Однажды такая бабушка попалась, которая просто уничтожила внука, вместе с мамой: «Он должен. Я хочу. Он должен слушаться. Он должен выполнять мои распоряжения. Он должен не нарушать дисциплину. Он должен быть самым тихим, послушным и пр., и пр.». К сожалению, так бывает час­то, но так нельзя. Дети не такими должны быть. Дети должны быть счастливыми и, пускай, непослушными. Но только в рамках такого поведения, которое не приносит вреда их развитию и их здоровью. Для этого самое сложное - убедить маму не зомбировать. Здесь я не совсем корректно, с профессиональной позиции, говорю аудитории:

- У меня есть дополнительные возможности. И если, не дай Бог, вы будете зомбировать вашего ребенка, то зомбирование не пройдет, а мы его негатив развернем на вас.

Некорректно, но действует. Что поделаешь! Ради детей можно.

Из зала: А что, вы им действительно показывали ваши воз­можности?

- Возможности у меня такие же или почти такие же, как у вас. У меня техника хорошая. Опыт очень большой. За каждым моим словом что-то может скрываться. Да и определенные возможности же есть, я их раскрывать не буду, а приведу аналогичный пример. Общался с одной мамой два часа. То, что она рассказала, очень интересно. Поздний ребенок. Крайне желанный. Мама в настоящее время находится в плохом состоянии, и в точно таком же состоянии находится и ребенок. Восемь лет беременность не наступала. И вот поехала она с мужем отдыхать в Анапу, и там хозяйка дома сказала: «Тут у нас ясновидящая живет. Вы к ней сходите, она вам скажет, стоит вам или не стоит продолжать бороться за беременность». Они пошли к «ясновидящей». Та сказала: «Через два месяца Вы забере­менеете». Да, действительно, через два месяца женщина заберемене­ла. (У женщины был психофизиологический блок - боязнь беспло­дия, который был снят «ясновидящей», ее внушением.)

Теперь простой вариант аутогенной тренировки. Помните, что подростки аутотренингом не занимаются. Психология подростка иная: «Я пришел к тебе, или меня привели. Ну, скажите мне за это спасибо, что я к вам пришел. Я сделал это лишь ради моих родите­лей». После беседы он скажет: «Ну, ладно, вы мне понравились (или не понравились), и я буду у вас лечиться, но по такому принципу: вот, бери меня, делай со мной все, что хочешь, и вылечи, ну, а я буду стараться тебе не мешать». Это психология подростка. Подростков, которые очень хотят и стремятся лечиться немного. Ну, разве что ипохондрики... Так это не для поверхностной психотерапии, тут на­до консультироваться с опытным психиатром. Одно исключение -заикающиеся. Вот эти чаще всего будут лечиться. Это светлое пятно в нашей медицинской практике. Девяносто процентов подростков с заиканием лечиться хотят и будут лечиться.

Аутотренинг с детьми? В его возможности я сомневаюсь. Гетеротренинг возможен - по типу сказки. Это профессор Г. К. Ушаков описывал. Немцы много занимались игровым тренингом с детьми. Но это все равно не аутотренинг. Со взрослыми это возможно. Мы роди­телям не говорим, что это тренинг. Мы говорим: «Этот метод помо­жет вам хорошо работать с вашим ребенком и также поможет вам са­мим лучше себя чувствовать». Поэтому там все легко и понятно.

Наш вариант тренинга - это даже меньше, чем первая ступень. Он работает как основа дальнейшей работы. Объясняете основные принципы самовнушения и аутотренинга. И подросткам тоже объяс­няем, когда проводим с ними гетеротренинг. Образные представле­ния, значение слова, завязка слова на физические ощущения. На­пример, сейчас я вам скажу: «Ну, какие же вы все страшные, бездар­ные». Начну вас обижать. Вы, конечно же, обидитесь на меня, рассердитесь, покраснеете, это вызовет у вас вегетативные реакции. На этом примере объясняете, как идет тренировка. Затем идут фразы тренинга. Как правило, сидя в креслах, если есть возможность, или на сту­ле в позе кучера. Я демонстрирую вам мой вариант. Я не учу вас аутотренингу. Это система очень большая, но мой вариант очень прост. Хо­рошо подходит для подростков. Удается их в группу сплотить и подго­товить для будущего внушения в состоянии гипнотического сна. Говорите:

- Мысленно, пожалуйста, повторяйте за мной то, что я го­ворю. Я сижу удобно. Мне сидеть приятно. Я ни о чем посторон­нем думать не буду. Я начинаю отдыхать и расслабляться. (Не думайте, что я склонен к примитиву. Но я всегда ищу наиболее про­стые пути. Не люблю надувать щеки и делать умный вид, когда можно обойти все это.)Расслабление начинаю с мышц рук и ног. Я спокоен. Объясняете, что расслабление мышц является со­ставной частью спокойного психоэмоционального состояния.Мои руки и ноги расслабляются и тяжелеют. Я спокоен. Мои руки и ноги как бы наливаются свинцом. Я спокоен. Я ощущаю прият­ную тяжесть в моих руках и ногах. Теперь мои руки, ноги и тело начинают нагреваться. Я спокоен. Мои руки, ноги и тело как бы в теплой воде. Я спокоен. Я ощущаю приятное тепло в моих ру­ках, ногах и теле. Я спокоен. (Часть о перемещении тепла опускаем.) Дыхание у меня ровное и глубокое. Я спокоен. Сердце мое бьется спокойно и ритмично. Я спокоен. Мое лицо расслаблено и спокойно... Я совершенно спокоен. Обучающий тренинг с родителями проводится на каждом занятии.

На первом занятии с родителями, когда вы дали базовую про­грамму, вы должны научить ее реализовывать. Важнейшая вещь. Вы как бы задаете размер: «Я тебя очень-очень сильно люблю». Дальше мысленно надо эту фразу повторить. Люди повторяют. А затем ска­зать ее вслух. Самые типичные ошибки: мысленная часть делается небрежно и очень быстро. Как вы проверяете? Вы про себя эту фразу говорите, повторяете. Вы только еще ее мысленно проговариваете, а мама уже говорит вслух эту фразу...

Вторая ошибка. Говорят монотонно, невыразительно, без эмоции. Весь зал хором вместе с вами проговаривает. Вы залу говорите первую фразу «я тебя очень-очень сильно люблю» и просите мам, мысленно представив своего ребенка, посылать фразу ему. После этого вы даете команду «Теперь вслух». И так ведете программу, соответствующим образом настраивая.

Массовость – это будущее метода. Также можно еще возрастные рамки расширять. Оказывается можно.

Из зала: А куда сдвигать эти возрастные рамки, на более старший возраст? Это первый вопрос. И второй вопрос. Что, эта работа трехчленной получается? То есть мама сначала читает фразу про себя, потом повторяет ее про себя, посылая ребенку, и только потом произносит вслух.

- Правильно. А что касается первого вопроса, рамки будут сдвигаться в сторону более старшего возраста. Еще вопросы.

Из зала: а шепотом можно фразы проговаривать?

- Всю программу? Можно и шепотом, только вы поищите как лучше. Хотя если ребенок глубоко спит, то шепот, наверное, не подойдет, а если он находится в просоночном состоянии, то шепот может оказаться более действенным, чем громкая речь, так как это соответствует парадоксальной фазе.

Из зала: Скажите, пожалуйста, а можно здесь варьировать? Скажем, обязательно ли это должно быть по фразам: первую фразу она читает, потом повторяет про себя. А можно ли блоками делать сначала первый блок или несколько фраз первого блока она читает, потом повторяет, потом их передает. Тут возможны варианты?

- Вы знаете, я предложил вам вариант, который мною отрабо­тан. Один из моих последователей ни с того, ни с сего исключил четвертый блок. А потом привел ко мне больного и говорит: «Что-то не действует». А я говорю: «Ты что экспериментируешь? Сначала проверь так, как я делаю. А если ты найдешь лучше, так я буду де­лать, как ты делаешь». Помните, я вам говорил? Каждое слово там отработано. Если оно вам не нравится, если оно противоречит вашей установке, не принимается вашим сердцем, вашей душой, замените его на то, что вам больше нравится. Но не делайте ошибки: сегодня вы одно говорите, завтра - другое. Ввели что-то новое - смотрите, отработайте это. Метод надо совершенствовать. Это же начало.

Вы еще, может быть, пять блоков разных придумаете. Идея ясна, а остальное делайте. Только не нарушайте принцип.

Из зала: Мама говорит: «Как читать, если в комнате темно, может мне купить фонарик?».

- Может быть. А может быть, поставить ночник. А может быть, все-таки сделать главное – выучить. Меня всегда удивляет: я выучил для ваших детей, а вы для своего ребенка не можете пятнадцать-жвадуать фраз выучить. Выучите, наконец. Если после этой работы вы встали и можете легко пойти жарить котлеты, то это ознчает, что вы рабоатли не в полную силу. После этой работы надо немножечко прийти в себя. Надо хорошенько настроиться перед ней... Тот настрой, который я давал. Настройся, и только птом иди к ребенку. С ребенком, вне зависимости от того, болен он или нет, можно и нужно работать. Вот если вы взвинчены, вы заболели, то не надо.

Я еще раз очень прошу на себе хоть что-то испытать и почувствовать. И вообще, вы знаете такой принцип, если гипнотизируемый возражает что-то гипнотизеру, то гипнотизер должен сделать все возможное, чтобы сказать ему: «Сам ты дурак». ну, я же образно говорю. Я просто хочу, чтобы вы на себе испытали то чувство, которое будете пытаться передавать родителям. Поэтому постарайтесь хорошо войти в особое состояние, необходимое для успешного проведения сеанса.

Наши рекомендации