Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы игротерапии

Коррекционно-развивающая программа включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога на каждом из этапов и по продолжительности этапа:

1) ориентировочный этап;

2) этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций;

3) конструктивно-формирующий этап;

4) обобщающе-закрепляющий этап.

На первом — ориентировочном — этапе продолжительностью в 1—2 занятия решаются следующие задачи: 1) установление эмоционально-положительного контакта с ребенком; 2) ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты и правилах поведения в ней; 3) знакомство с членами группы и установление первичных межличностных отношений. Тактика поведения психолога носит недирективный характер, ребенку предоставляется свобода, самостоятельность в пределах правил поведения, поощряется инициатива. На этом этапе используются спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры и игры, направленные на знакомство и установление отношений со сверстниками («Передай имя по кругу», «Каравай», «Ручеек» и т.д.). Для формирования чувства принадлежности к группе и идентификации с группой используются специальные приемы — посвящения в группу, значки, ритуальное приветствие и пр. Психолог широко использует технику эмпатического слушания, игровые и неигровые приемы, обеспечивающие введение правил и ограничений и их выполнение детьми.

Второй этап — объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов — имеет выраженный диагностический характер (2—3 занятия). Основными задачами психологической работы здесь являются актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со взрослыми и сверстниками (непослушания, ревности к сиблингам, агрессивности или тревоги и страха в отношениях со сверстниками и пр.), диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуаций, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия. На этом этапе тактика психолога заметно меняется: на смену недирективности приходит взвешенное сочетание директивность в направленности на актуализацию трудностей развития (постановка задач, участие в игре, планомерное развертывание сценария игры и пр.) и недирективности. Недирективность находит выражение в предоставлении ребенку свободы в выборе формы реагирования и поведения. Здесь используются такие методы, как направленные ролевые игры проективного диагностического типа («Построй свой мир», «Два дома» и др.), подвижные игры с правилами, арттерапия (проективные рисунки, сочинения, метод цветописи и др.), эмпатическое слушание, а также приемы, обеспечивающие выполнение правил поведения ребенка в группе.

Ключевое значение для игротерапии имеет третий — конструктивно-формирующий — этап, что находит отражение и в его продолжительности (10—12 занятий). Именно на этом этапе решаются основные коррекционные задачи:

формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

развитие социальной и коммуникативной компетентности ребенка;

развитие способности к осознанию себя и своих возможностей;

увеличение уровня самопринятия и самоотношения;

расширение сферы осознания чувств и переживаний как своих, так и других людей, развитие способности к эмпатии, преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма;

формирование способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности.

Мера директивности поведения терапевта на этом этапе еще более возрастает и распространяется на подбор игр, упражнений, тематики рисунков, распределения ролей и игровых предметов в игре и пр. Важной функцией психолога является предоставление детям обратной связи об эффективности их поведения и общения, продвижении в направлении решения коррекционных задач, поддержка и поощрение даже самых незначительных достижений. Методы и приемы включают: эмпатическое активное слушание; приемы конфронтации, резюмирования, суммирования; направленные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные игры с правилами, игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций («Азбука эмоций»), упражнения на развитие релаксации, игры на лучшее осознание своего Я, проигрывание реальных условных ситуаций, метод систематической десенсибилизации, тренинг поведенческих умений, метод социальной и статусной психотерапии, жетонный метод. На данном этапе широко используются арттерапевтические методы. Для развития произвольности общения и его компетентности используются приемы, способствующие развитию умения принимать групповые решения и координировать свои действия с действиями группы. Для решения конфликтных ситуаций используется метод разрешения конфликтных ситуаций, основанный на эмпатическом слушании, а также используются приемы «жребия» и «очередности».

Основными задачами четвертого — обобщающе-закрепляющего — этапа становятся задачи обобщения сформированных на предшествующем этапе способов деятельности и перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизнедеятельности ребенка и его отношений с другими людьми. На этом этапе широко используются техники проигрывания реальных условных ситуаций, совместной игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности детей с родителями, использования «домашних заданий». Характерной особенностью этого этапа становится широкое привлечение ближайшего социального окружения ребенка к совместной работе как в роли партнера по совместной деятельности, так и в функции ассистента психолога в организации и контроле выполнения ребенком «домашних заданий». Родители и педагоги, участвуя в реализации коррекционных заданий и предоставляя психологу обратную связь о новых возможностях и компетентности детей, сами приобретают новую компетентность в общении и сотрудничестве с ребенком, изменяя тем самым особенности социальной ситуации развития детей в сторону большей адекватности их возрастным и индивидуально-личностным особенностям. Для решения задачи формирования коммуникативной компетентности детей поощряются виды кооперативной деятельности и широко используются приемы, обеспечивающие выполнение норм, правил поведения в группе, формирование умения принимать групповые решения. Тактика поведения психолога сочетает элементы недирективности, выражающейся в предоставлении детям инициативы и самостоятельности на игровых занятиях, и директивности в организации необходимых условий для переноса нового опыта в реальную жизнь и общение детей.

Наши рекомендации