Сроки реализации оздоровительно-развивающей программы

Пояснительная записка

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения – от 5 до 7 лет.

В программе «Игровая ритмическая гимнастика» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец.

В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры.

В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Цель программы «Игровая ритмическая гимнастика»:

содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмической гимнастики.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- формировать правильную осанку.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

- развивать координацию, гибкость, выносливость;

- развивать мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей детей:

- формировать навыки самостоятельного выражения движений по музыку;

- развивать мышление, воображение, находчивость,

- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.

Разделы программы и их задачи.

1. Игропластика.

Задачи:

· развитие мышечной силы и гибкости,

· обретение ребёнком умиротворенности, открытости и внутренней свободы.

2. Пальчиковая гимнастика.

Задачи:

· развитие ручной умелости, мелкой моторики,

· обогащение внутреннего мира ребёнка,

· оказание положительного воздействия на улучшение памяти, мышления,

· развитие фантазии.

3. Игровой самомассаж.

Задачи:

· закаливание и оздоровление детского организма,

· получение ребёнком радости и хорошего настроения,

· формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.

4. Музыкально – подвижные игры.

Задачи:

· содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

· развивать скоростно-силовые и координационные способности,

· формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.

Используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

5. Игрогимнастика.

Задача:

· способствовать освоению ребёнком различных видов движений.

В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.

6. Игроритмика.

Задача:

· способствовать развитию чувства ритма и двигательных способностей ребёнка, позволяющих красиво и координационно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу.

7. Игротанец.

Задачи:

· способствовать формированию у детей танцевальных движений,

· доставлять эстетическую радость занимающимся.

В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного.

8. Танцевально-ритмическая гимнастика.

Задачи:

· формировать навыки пластичности и грациозности танцевальных движений,

· развивать координацию и гибкость,

· доставлять эмоциональную радость занимающимся.

В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость.

9. Креативная гимнастика.

Задачи:

· способствовать развитию выдумки, творческой инициативы,

· создавать благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Сроки реализации оздоровительно-развивающей программы.

Учебный год: с 01.10 по 31.05

Учебная неделя: 2 дня

Продолжительность занятий: 30 минут

Реализация дополнительной оздоровительно-развивающей программы предполагает следующие ожидаемые результаты:

1. Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем.

2. Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.

3. Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное развитие.

Список используемой литературы:

1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.

3. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб, 1997.

4. Кряж В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск, 1987.

5. Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

6. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.

7. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.

8. Ротэрс Т.Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.

9. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 1972.

10. Тюрин Аверкий. Самомассаж. – СПб.: Москва, Минск, Харьков, 1997.

11. Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.

12. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб; «Детство –ПРЕСС», 2000.

13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.

14. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.

  Первый год обучения   Игроритмика   Ритмичкский танец   Танцевальная ритмическая гимнастика   Музыкально-подвижная игра   Хореографические упражнения   Танцевальные шаги   Игропластика Креативная гимнастика на расслабление дыхания, на укрепление осанки
октябрь Занятие 1-2 Хлопки в такт музыки (горошинки) «Кузнечик» (песня о кузнечике, муз. В. Шаинского) «На крутом бережку» (Б.Савельева, А.Хайт) «Найди своё место» Стойка – руки на пояс, пятки вместе, носки врозь и расслабление Танцевальный шаг с носка «Змея», «Ёжик» Творческая игра «Кто я?»
Занятие 3-4 Хлопки в такт музыки (горошинки) «Кузнечик» (песня о кузнечике, муз. В. Шаинского), «Танец сидя» (музыка любой польки)     «На крутом бережку» (Б.Савельева, А.Хайт) «Нитка – иголка» Плавные движения руками Танцевальный шаг на носках «Морская звезда», «Краб», «Дельфин» Упражнение на расслабление мышц «Вороны»
ноябрь Занятие 5-6 Акцентирован-ная ходьба с махом руками вниз на сильную долю «Если весело живётся» Упражнение «Хоровод» (песня «От улыбки» В.Шаинский, Пляцковский) «Цапля и лягушка» Приседания (плие) поднятие на носки (релеве) Комбинация из шагов: 8 шагов с носка, 4 приставных шага вправо, присесть, ногу на пятку, 4 хлопка в ладоши.     «Морская звезда», «Улитка» Творческая игра «Море волнуется»    
Занятие 7-8 Акцентирован-ная ходьба с махом руками вниз на сильную долю «Галоп шестёрками» (йоксу-полька) «Чебурашка» (В.Шаинский) «У медведя во бору» Комбинация: 1-2 присесть 3-4 исходное положение 5-6 на носки 7-8 исходное положение 1-2 руки на пояс 3-4 руки вниз 5-6 за спину 7-8 вниз Приставной шаг в сторону, скрестный шаг в сторону «Медведь», «Цапля», «Кошечка» На укрепление мышц живота и спины: «Орешек», «Кобра», «Велосипед»
декабрь Занятие 9-10 Хлопки на каждый счёт и через счёт «Мы пойдём сначала вправо», «Галоп шестёрками» (йоксу-полька) «Часики» (песня «тик-так» З.Петров, А.Островский, «Чебурашка» В.Шаинский) «Нитка – иголка» Комбинация: 1-2 присесть 3-4 исходное положение 5-6 на носки 7-8 исходное положение 1-2 руки на пояс 3-4 руки вниз 5-6 за спину 7-8 вниз Сочетание приставных и скрестных шагов в сторону «Медуза», «Уж» Игровой самомассаж «Разотру ладошки сильно»
Занятие 11-12 Удары ногой на каждый счёт и через счёт «Лавота» «Ну, погоди!» (песня «Расскажи, снегурочка» Г.Гладков, Ю.Энтин) «Часики» «Марш-полька» Танцевальные позиции ног: 1, 2, 3, 4 Комбинация: 8 танцевальных шагов на носках, 8 шагов с поворотом на 360 градусов Упражнение для развития гибкости «Я – маг волшебник» Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»
январь Занятие 13-14 На 1 – хлопок, 2,3,4 - пауза «Полька – хлопушка» (музыка любой польки), «Мы пойдём сначала вправо» Упражнение с платочком (песня «На свете невозможное случается»), «Ну, погоди!»   «Эхо» Танцевальные позиции рук: подготовительная, 1, 2, 3   Комбинация: 8 танцевальных шагов на носках, 8 шагов с поворотом на 180 градусов «Кошечка», «Кобра» Творческая игра «Кто я?»
Занятие 15-16 На 1 – притоп, 2,3,4 - пауза «Матушка – Россия» (поёт Т.Буланова), «Полька – хлопушка» Упражнение с обручем («Неприят-ность эту мы переживём» Б.Савельев) «Отгадай, чей голосок» Перевод рук из подготовительной позиции в 1, во 2, в 3, в подготовительную Русский хороводный шаг «Лодочка», «Замок» Упражнение на дыхание, расслабление: «Руки к солнцу поднимаю..»
февраль Занятие 17-18 На 1 – хлопок, 2,3,4 – пауза, на 5 – притоп, на 6,7,8 - пауза   Полька «Старый жук» (музыка из к/ф «Золушка»), «Матушка – Россия» «Ванька - встань-ка» (ансамбль «Рондо»), «Неприят-ность эту мы переживём»   «Совушка» Комбинация из пройденных элементов: 1-2 плие, 3-4 исходное положение, 5-8 повторить, 1-2 ногу в сторону на носок, 3-4 приставить 5-8 повторить 1-2 руки в 1поз. 3-4 во 2 поз. 5-8 в подготовительной   Переменный шаг «Веточка», «Книжка» Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»
Занятие 19-20 На 1-4 поднять руки вперёд, 5-8 опустить «Автостоп» (музыка диско), Полька «Старый жук» «Божья коровка» (песня «Лети коровка божья Т.Булановой), «Ванька - встань-ка» «Космонав-ты» Комбинация из пройденных элементов: 1-2 плие, 3-4 исходное положение, 5-8 повторить, 1-2 ногу в сторону на носок, 3-4 приставить 5-8 повторить 1-2 руки в 1поз. 3-4 во 2 поз. 5-8 в подготовительной   Шаг с притопом с переменой ног «Ящерица», «Кораблик» Упражнение на релаксацию «Я лежу на спине как медуза на воде…»
март Занятие 21-22 Руки в сцеплении на 1-4 вверх 5-8 вниз 1-2 вверх -2р. 3-4 вниз -2р. «Большая прогулка» (любой марш), «Автостоп» «Пластилино-вая ворона» (Г.Гладков, Э.Успенский) «Божья коровка» «Поезд» «Под музыку вивальди» (С.Никитин) Тройной шаг с притопом «Качели», «Рыбка» Игровой самомассаж «Я в ладоши хлопаю…»
Занятие 23-24 Шаги по кругу: 1-4 руки вверх, 5-8 руки вниз Бальный танец «Вару – вару», «Большая прогулка» «Разноцветная игра» (Б. Савельев), «Пластилино-вая ворона» «Усни трава» «Под музыку вивальди» (С.Никитин) «Ковыряло-чка» «Кузнечик», «Черепаха» Творческая игра «Магазин игрушек»
апрель Занятие 25-26 1-4 первая шеренга руки вперёд 5-8 вторая шеренга руки вперёд 1-4 первая шеренга руки вниз 5-8 вторая шеренга руки вниз «Чунга-чанга» В.Шаинский, бальный танец «Вару – вару» «Марш» Г.Свиридов, «Разноцветная игра»   «Погода» «Танцкласс» (Ф.Лоу) «Ковыряло-чка», «Топотушки» «Ёжик», «Слон» Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»
Занятие 27-28 Бег по кругу: 1-8 на каждый счёт, 1-8 через счёт (по кочкам) «Мячик» (М.Минков), «Чунга-чанга» «Марш» Г.Свиридов, «Красная шапочка» А.Рыбников «Марш-полька» «Танцкласс» (Ф.Лоу) Боковой шаг «Крестик» «Страус», «Птица» Упражнение на расслабление «Шалтай – Болтай сидит на стене»
май Занятие 29-30 Ходьба по кругу: 1-8 на каждый счёт, 1-8 через счёт, поднимая вперёд колено (через кочки)   «Полька» (Кремена), «Мячик» (М.Минков),   «Кот Леопольд» Б.Савельев, «Красная шапочка» А.Рыбников «Нитка-иголка» Перевод рук из одной поз. в другую, полуприседы и подъёмы на носки Галоп вперёд и в сторону «Веточка», «Улитка» Упражнение на расслабление «Ветер дует нам в лицо»
Занятие 31-32 Ходьба по кругу с подниманием рук вперёд в разном темпе: 1-4 руки вверх, 5-8 руки вниз, 1-2 вперёд, 3-4 – вниз) Повторение: «Большая прогулка», «Вару-вару», «Чунга-чанга», «Мячик» Повторение: «Разноцветная игра», «Марш», «Красная шапочка», «Кот Леопольд» «Отгадай, чей голосок» «Под музыку вивальди» (С.Никитин) Прыжки с выбрасыва-нием ног вперёд «Месяц», «Лисичка» Творческая игра «Магазин игрушек»
Второй год обучения   Игроритмика   Ритмичкский танец   Танцевальная ритмическая гимнастика   Музыкально-подвижная игра   Хореографические упражнения   Танцевальные шаги   Игропластика Креативная гимнастика на расслабление дыхания, на укрепление осанки
октябрь Заня-тие 1-2 Бег по кругу 1-8 на каждый счёт 1-8 через счёт «Всё мы делим пополам» В.Шаинский «Всадник» Т.и С.Никитины «Погода» Выставление ноги на носок вперёд, в сторону, назад, в сторону – крестом. Тройной шаг с притопом «Белые кораблики» В.Шаинский Самомассаж: «Трём рукой – мочалкой»
Заня-тие 3-4   Бег по кругу 1-8 на каждый счёт 1-8 через счёт «Волшебный цветок» Ю.Чичиков, «Всё мы делим пополам» «Зарядка» (песня «День рождения» В.Шаинский), «Всадник» «Птички и ворона» (муз. А.Кравцова) «Открывание» рук из подготовительной поз. в 1и 2 Русский шаг - припадание «Белые кораблики» В.Шаинский Упражнение на расслабление «Подуем на плечо»
ноябрь Заня-тие 5-6 Выполнение движения в разном темпе 1-2 наклон вниз, 3-4 выпрямится, 1-4 наклон, 5-8 выпрямится «полька» (йоксу-полька), «Волщебный цветок» «Четыре таракана и сверчок», «Зарядка» «Эхо» «Открывание» рук из подготовите-льной поз. в 1и 2, выставление ноги на носок «крестом» Тройной переменный шаг Пластич. этюд с обручами (П.Мориа) Пальчиковая гимнастика «Серенький комок сидит»
Заня-тие 7-8 Выполнение движения в разном темпе 1-2 наклон вниз, 3-4 выпрямится, 1-4 наклон,5-8 выпрямиться «Модный рок» (любая современная), «Полька» Упражнение с двумя лентами («Облака» В.Шаинский), «Четыре таракана и сверчок»     «Козочки и волк» (музыка из к/ф «Звуки музыки») «Открывание» рук во 2 поз., ногу в сторону на носок, наклон корпуса в сторону Комбинация из выученных шагов Пластич. этюд с обручами (П.Мориа) Упражнение на расслабление «Руки кверху поднимаем»
декабрь Заня-тие 9-10 Гимнастичес-кое дирижиро-вание: исходное положение – стоя, руки вверх; 1 – руки с акцентом вниз, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх муз. размер 3/4 Бальный танец «Падеграс» («Маленькая страна»), «Модный рок»   «Бег по кругу» (Кремена), упражнение с двумя лентами     «Игра с мячом» (Берлинская Полька) «Открывание» рук из подготовительной поз. в 1и 2, выставление ноги на носок «крестом», «Открывание» рук во 2 позицию, ногу в сторону на носок, наклон корпуса в сторону Шаг, шаг, тройной притоп Пластический этюд «Дорогой длинною» Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке»
Заня-тие 11-12 Гимнастичес-кое дирижиро-вание: исходное положение – стоя, руки вверх; 1 – руки с акцентом вниз, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх муз. размер ¾   «Макарена», «Падеграс» «Приходи сказка» (песня «Приходи сказка»), «Бег по кругу»     «Пятнашки» (песня «Тико-тико») «Открывание» рук в сторону и на пояс «Припадание» в сторону, «припадание с поворотом, «ёлочка» Пластический этюд «Дорогой длинною» Дыхательная гимнастика «Воздух мягко набираем»
январь Заня-тие 13-14 Гимнастичес-кое дирижиро-вание, тактирование на музыкальный размер 4/4: исходное положение – стоя, руки вверх; 1 – руки с акцентом вниз, 2 – руки скрёстно перед грудью, 3- с небольшим акцентом в стороны, 4 – руки вверх   Русский народный (любая русская народная песня), «Макарена» «Чёрный кот» (Ю.Энтин), «Приходи сказка»   «Волшебный весёлый бубен» «Открывание» рук в сторону и на пояс, Выставление ноги «носок – пятка» вперёд и в сторону Комбинация из выученных шагов Пластический этюд «Голубая вода» (П.Мориа) Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»
Заня-тие 15-16 Гимнастичес-кое дирижиро-вание, тактирование на музыкальный размер 4/4: исходное положение – стоя, руки вверх; 1 – руки с акцентом вниз, 2 – руки скрёстно перед грудью, 3- с небольшим акцентом в стороны, 4 – руки вверх Танец «Кик» (музыка в стиле диско), «Русский народный»   «Марш» (военный марш Г.Свиридов), «Чёрный кот» «Шеренга – колона – круг» Подъём ноги через выставление на носок вперёд и в сторону Скрестный шаг в сторону, выставить ногу на пятку, руки открыть в стороны Пластический этюд «Голубая вода» (П.Мориа) Упражнение на расслабление «Один, два, три, четыре, пять!»
февраль Зан-ятие 17-18 Гимнастичес-кое дирижиро-вание, тактирование на музыкальный размер ¾ при передвижении шагом «Давай танцуй» (музыка в стиле диско) «Кик» Упражнения с флажками (песня «Настоящий друг» Б.Савельев, М.Пляцков-ский) «Марш»   «Музыкаль-ные змейки» Прыжки из 1 позиции во 2 Прямой галоп, галоп в сторону Пластический этюд «Берегись, автомобиля» А.Петров Самомассаж: «Трём рукой – мочалкой»
Заня-тие 19-20 Гимнастичес-кое дирижиро-вание, тактирование на музыкальный размер ¾ при передвижении шагом «Современ-ник» (музыка в стиле диско) «Давай танцуй»   «Три поросёнка» (песня «Ни кола, ни двора»), упражнения с флажками   «Капканы» Прыжки из 1 позиции во 2 Шаг польки Пластический этюд «Берегись, автомобиля» А.Петров Пальчиковая гимнастика «Я в руках флажок держу»
март Занятие 21-22 1- хлопок на сильную долю, 2- топнуть левой ногой, 3-4 четыре шага с левой ноги, акцентируя сильную долю «Артековская полька» (дюбая полька), «Современ-ник»   «Белочка» упражнение с мячами (песня Рождествен-ская, В.Шаинский), «Три поросёнка»   «Запев-припев» Точки класса: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Шаг польки Пластический этюд «Берегись, автомобиля» А.Петров Упражнение на расслабление «Шалтай – Болтай сидит на стене»
Занятие 23-24 1- хлопок на сильную долю, 2- топнуть левой ногой, 3-4 четыре шага с левой ноги, акцентируя сильную долю «Танец с хлопками» (музыка в стиле диско), «Артековская полька»   «По секрету всему свету» - танцевально-беговое упражнение В.Шаинский, «Белочка» «Гонка мяча по кругу» Точки класса: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Прыжки с вынесением ноги на носок вперёд Пластический этюд «Осенний марафон» А.Петров Пальчиковая гимнастика «Колокольчик всё звенит»
апрель Занятие 25-26 На короткие звуки (восьмые) – хлопки в ладоши, на длинные – половинные – положить руки на пояс «Полька тройками» (любая полька), «Танец с хлопками»   «Антошка» В.Шаинский, «По секрету всему свету» «Нам не страшен серый волк» Исходное положение – 1 позиция, руки вниз, плие – руки в 1 позицию, исходное положение – руки во 2 позиции, закрыть руки в подгот. позицию, на носках переступаниями, повернуться во 2 точку класса и т.д. Тройной шаг с притопом «Жаворонок» (П.Мариа) Музыкально-творческая игра «Займи место»
Занятие 27-28 На короткие звуки (восьмые) – хлопки в ладоши, на длинные – половинные – положить руки на пояс   «Московский рок» (музыка в стиле диско), «Полька тройками»   «Вместе весело шагать», «Антошка» В.Шаинский «Игра с мячом» (Берлинская полька) Исходное положение – 1 позиция, руки вниз, плие – руки в 1 позицию, исходное положение – руки во 2 позиции, закрыть руки в подгот. позицию, на носках переступаниями, повернуться во 2 точку класса и т.д. Тройной шаг с притопом «Жаворонок» (П.Мариа) Музыкально-творческая игра «Повтори за мной»
май Занятие 29-30 Ходьба по кругу: на короткие звуки (восьмые) – 8 хлопков, на длинные (четвёртые) – 4 хлопка «Круговая кадриль» (муз. размер 2/4), «Московский рок»   «Кукла» В.Шаинский, «Вместе весело шагать» «Птички и ворона» (музыка А.Кравцо-вич) Поворот вправо, влево из 3 позиции ног Комбинация из шагов польки, галопа и прыжков Пластический этюд «Цирковые лошадки» (П.Мариа) Творческая игра «Море волнуется»
Занятие 31-32 Ходьба по кругу: на короткие звуки (восьмые) – 8 хлопков, на длинные (четвёртые) – 2 хлопка, на половинные – руки на пояс Ритмический танец «Спенк»(музыка в стиле диско), «Круговая кадриль» «Воздушная кукуруза» (Т.Спенсер), «Кукла»   «Музыкаль-ные змейки» Повторение: позиции ног, позиции рук, точки класса Комбинация из шагов польки, галопа и прыжков Пластический этюд «Цирковые лошадки» (П.Мариа) Игровой самомассаж «Разотру ладошки сильно»

Наши рекомендации