Направленность коррекционно-развивающей программы.

МОСКВА

Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3

Тематический план…………………………………………………………………………………9

Содержание занятий……………………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………………………..….…19

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Пояснительная записка.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что она реализует в себе два подхода по преодолению детской тревожности, которые выделяются в литературе по данной теме:

1. Основной упор делается на выработку конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях и на овладении приемами, позволяющими справляться с излишним волнением и тревогой.

2. Основной упор делается на укрепление уверенности ребёнка в себе, развитии самооценки.

В программе обращается также внимание на развитие и обогащение операциональных навыков поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы они могли свободно выбрать более продуктивные формы.

Определенное место в программе занимает непосредственная работа по снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Принципы

В своей работе мы опираемся на следующие принципы:

· принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;

· принцип принятия личности ребенка, его уникальности и значимости;

· принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;

· принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон;

· принцип гуманистической направленности.

Цель и задачи программы.

Цель программы– снижение уровня и профилактика возникновения тревожности у детей 3 - 11 лет.

Задачи программы:

Диагностические:

· Исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми;

· Исследование отношения ребенка к себе, к родителям.

· Выявление факторов, порождающих тревожность.

Коррекционные:

· Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка;

· Снизить уровень тревожности у детей, ориентируя ребенка на собственные возможности в преодолении тревожности;

· Уменьшить интенсивность страхов детей;

· Способствовать у детей повышению уверенности в себе, самостоятельности;

· Формировать эмоциональную саморегуляцию;

· Корректировать межличностные отношения ребенок – родитель.

Содержание программы

Часть 1.

Раздел 1. «Мой мир».

Занятия 1-2. «Это я!»

Цели:

1) создать положительную мотивацию на занятия

2) создать настрой на совместную работу

3) регуляция мышечного напряжения.

1. Знакомство. Упр. «Волшебное имя» (с 3 лет)

Психолог спрашивает о вариантах имени (как его зовут члены семьи, ласковые имена, как зовут, когда сердятся, какой вариант имени больше нравится ребенку и как он хочет, чтобы его называли на занятиях), предлагает познакомиться с песочной феей (фигурка, игрушка, которая будет сопровождать все последующие занятия.)

Для детей старше 5 лет «фея» предлагает ребенку назвать «волшебные» качества, зашифрованные в его имени, начинающиеся на те буквы, которые есть в имени. Например: Дима; Д-добрый, И-интересный, М-мужественный, А-активный.

Варианты для умеющих писать – написать на песке, разукрасив камушками, нарисовать на бумаге, вылепить из пластилина и т.д.

2. Упражнение «Мир моих увлечений». (с 5 лет)

Написать в центре листка букву «Я» и от нее лучики. У каждого лучика предлагается ребенку нарисовать, что он любит делать. С 7 лет можно предложить сделать коллаж.

Вариант для детей 3-4 лет: Расставляются разнообразные игрушки и фигурки, игрушечные предметы домашнего обихода, предлагается ребенку выбрать, что ему интересно, рассказать, как игрушки общаются.

3. Упражнение «Мой мир» (с 5 лет)

Построить в песке картину «Мой мир».

4. Упражнение «Мой дом» (для 3-4 лет)

Ребенку предлагается поселить кукол в домике: маму, папу, детей, других персонажей, показать, как они живут, что делают, как друг с другом разговаривают.

Занятия 3-7. «Уроки волшебства». [16, с.96-97]

Цели: снятие тревожности в деятельности и самовыражении ребёнка, развитие тактильной чувствительности, воображения.

(Занятия в песочнице)

Технологии игр в песке. ( Описание занятий для детей от 3 до5 лет)

1. При проведении первых игр-занятий необязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей.

2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости, игра-занятие нена- вязчиво завершается.

3. Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок по принципу «рука в руке» или самостоятельно повторяет их.Не стоит настаивать на четком

выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

4. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, действие с песочными часами и т. д.)

5. На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), либо он выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.

В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника - Песочную фею.

Ориентировочный этап

Взрослый знакомит детей со своей игрушкой — Песочной феей.

«Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и твоими игрушками». (Ребенок показывает игрушки и, по возможности, называет их.) Песочная фея приглашает к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир».

Сначала ребенок осматривает песочный поднос: дотрагивается до бортиков, крышки, тихонько стучит пальчиками по крышке.

Песочная фея разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Ребенок осматривает песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо». Указывает на дно песочницы без песка: «Оно синее, как вода в море».

Этап прикосновений и игр на поверхности песка

Взрослый говорит: «Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком».

Целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Так как часть песка при игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

Правила игры в песочнице для малышей (чем младше дети, тем короче правила).

«Песочная фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки — не выбрасывай ихиз песочницы. Если случайно песок высыпался — покажи это взрослому, и он поможет имвернуться обратно в песочницу. Нельзя вы-брасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда ихберут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики, Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

Раздел 4. «Азбука общения»

Занятия 1-2. «Я и ты»

Цель: развитие умения понимать другого человека, обучение способам конструктивного взаимодействия.

Упражнение «Совместное построение песочных картин». (Картины могут строиться вместе с одним из сиблингов, если проблема, заявленная родителями, в их взаимоотношениях.) С 3 до 5 лет занятие проводим с родителем или с более старшим братом и сестрой - на 3-5 лет.

Строительство волшебных стран совместно со взрослым. (Психолог и ребенок или родитель и ребенок строят свои страны в песке, после этого происходит взаимодействие жителей двух стран).Во взаимодействии важно подчеркнуть и сходство, и различие. У каждого есть своя индивидуальность, и в то же время есть то, что помогает нам находить общий язык, дружить. Обращаем внимание ребенка на границы государств и то, как важно уважение к другой территории, правилам и обычаям, учим конструктивному взаимодействию.

Занятие 3. «Язык жестов»

Цель: развитие навыков невербального общения.

1. Упражнение «Выключенный звук» [22; с.114] Игра с 3 лет – для 3-4 лет берутся простые, хорошо знакомые детям действия. По очереди взрослый и ребенок выполняют молча действия, а другой должен их отгадать.

2. Упражнение «Подарок» (с 3 лет до11)

Инструкция: «Мы сейчас подарим друг другу подарки в воображении. Для этого жестами нужно показать его, а другой должен догадаться, что это».

3. Совместный рисунок. [22; с.115] Проводится с 6 лет.

Выполняется на одном листе А3. Рисуют ребенок и родитель или психолог с ребенком. Во время рисования нельзя разговаривать. После рисования идет обсуждение, как было рисовать, понимали ли друг друга, какие были эмоции, что помогало понимать друг друга.

4. Игра «Зеркало» (с 3 лет) Взрослый и ребенок встают друг напротив друга. Один выполняет действия, другой их копирует.

5. Игра на тактильное взаимодействие: один подставляет ладошку, другой использует ее как площадку для пальчиков - что-то показывает: «шагает», «танцует» и т.д. (с 3 лет)

Занятие 4. «Мы все такие разные»

Цель: повышение самооценки ребенка.

1. Упражнение «Ладошки» [16; с.104] (с 3 лет)

Оставить отпечатки ладошек на песке, а потом создать какую-нибудь картину из этого отпечатка. Обращаем внимание ребенка, какие разные получаются отпечатки.

Вариант – нарисовать, обведя ладонь на листе.(с 3 лет)

2. Упражнения «Следы на песке» и «Песочный круг» [16; с.103] (с 3 лет)

(Выше описанные упражнения с дополнением, какие следы мы оставляем в жизни, когда общаемся с другими людьми, делаем что-нибудь: для детей с 6 лет)

3. Упражнение для детей от 3 до 7 лет. Подбираем фигурки сказочных персонажей или зверей, просим ребенка показать, как он двигается, говорит, какой он по характеру, что он любит.

4. Игра для детей от 5-6 лет. Используем наборы семей из разных стран и континентов. Можно построить разные страны в песочнице, можно использовать домики для кукол или на столе. Предложить построить разные государства. Обсуждение, в чем наши отличия и в чем похожесть. Также можем использовать набор с фигурками инвалидов. Рассказать о них, о том, как им важны внимание и помощь других людей.

Занятие 5-6 «Конфликт»

Цель: научение способам конструктивного взаимодействия в конфликте.

1. Упр. «Игра в ситуации». Ребенку предлагаются различные ситуации конфликтов и вопрос, как из них выйти.(с 5 лет)

2. Упр. «Злая фея». Разыгрываются в песке сказочные ситуации конфликтов с участием злой феи, Бабы Яги, дракона и т.п. [16; с.36] (с 3 лет) Можно начать сказку и предложить помочь принцессе, жителям царства, для самых маленьких выбираем куклы, пупсиков. Ребенок должен сам найти выход из ситуации. По окончании можно обсудить, что помогло ребенку справится, какие качества потребовались герою.

Занятие 7-11. «Моя семья».

Цель: развитие конструктивного общения в семье.

1. Рисунок «Моя семья» (с 4-5 лет); «Моя семья в образе животных», «Моя семья в образе растений»; «Моя семья в образе сказочных героев».(не менее 2 занятий)

2. Построение на песке картины «Моя семья» (с 5 лет); для детей 3-4 лет просим поселить фигурки, изображающие членов семьи, в кукольный домик, предложить расселить их в свои комнаты, далее предложить игру на взаимодействие членов семьи. Можно провести 2-3 занятия.

3. Упражнение «Построение генеалогического дерева» (5-11 лет)

На большом листе предлагаем ребенку нарисовать дерево, приклеиваем на него кружочки с именами или фотографиями. Расспрашиваем, что ребенок знает о дедушках и бабушках, и других родственниках.

4. Занятие с родителями: построение на песке картины «Моя семья»(3-11 лет)

Этапы построения картины в песке. [4, с.91]

1. Ритуал превращения в волшебников.

2. Выбор фигурок.

3. Построение.

4. Рассказ о картине.

5. Разбор страны.

Информация для ведущего

Со второго занятия начинаем цикл «Знакомство со слугами-чувствами». Важно донести до ребенка, что чувства являются именно СЛУГАМИ Короля, который символизирует наше Я. Алгоритм знакомства со слугой-чувством может быть следующим:

1. Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость).

2. Выбор фигурки или рисование образа слуги-чувства (Как же выглядит этот слуга?)

3. Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается на том, что все образы разные и мы все разные, в этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые сознают свою непохожесть и принимают исключительность другого, никогда не бывает скучно вместе.

4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зрительный образ слуги-чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисунка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности:

- слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий? тихий? громкий?);

- обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или нет, что это за запах);

- вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь, сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов);

- тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он танцует).

5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег |реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь поселился этот слуга Короля).

6. Создаем архитектурный проект дома слуги-чувства.

7. Строим дом для слуги-чувства.

8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к Королю. Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления Короля при посещении его слугой-чувством.

9. Вводим понятия Меры (что будет с Королем и королевством, если слуга-чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержится во дворце). Потеря Меры — потеря эмоционального баланса. Проговариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно приносит пользу, в каких — вред.

10. Проговариваем, как распознать слугу-чувство у себя.

Занятие 2. «Знакомство со слугой по имени Интерес»

Цели занятия: развитие воображения, развитие любознательности, креативности.

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ребенок восстанавливает Сказочную страну. У Короля — немало придворных. Но есть среди них слуги особенные, называемые Чувствами. Пришло время познакомиться с ними поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость, Страх, Обида, Вина, Стыд, Жалость, Удивление и Интерес.

— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Интерес.

Слугу и друга Интерес

С волненьем ждет Король,

Когда тот входит во дворец,

Всё оживает в нем!

«Интересно, интересно, даже очень интересно, что это тут у вас происходит...» С такими или очень похожими словами появляется Интерес в королевских покоях.

А как появляется Интерес? Быть может, он вползает, осторожно и медленно, как черепаха; или влетает, как вездесущий говорящий попугай, или же врывается так стремительно, как спущенная с поводка охотничья борзая?

Как же это происходит? Какая музыка звучит при его появлении? Медленная, тихая и спокойная, или громкая, бодрая, радостная, а может быть, и тревожная?

Давай на минутку закроем глаза и постараемся представить себе, что же происходит во дворце Короля, когда к нему приходит слуга по имени Интерес. Замечательно! А теперь, пожалуйста, покажи, как входит Интерес в гости к Королю.

Удивительно, что этот слуга по имени Интерес может быть разным. Почему, как ты думаешь? Конечно, конечно, ты, как всегда, прав: мы все — разные и интересы у нас тоже отличаются друг от друга.

А какие запахи приносит во дворец слуга по имени Интерес. Быть может, это затхлые запахи старых заброшенных домов и вещей? Или не изученных доселе миров и чужеземных стран?

Какие блюда принесет Интерес на пробу Королю? Жареную картошку, вареные яйца или нечто невиданное и не опробованное еще нами? Давай пофантазируем на эту тему, если хочешь, можешь прямо сейчас составить рецепт Интересного блюда. Преподнеси свое воображаемое изысканнейшее Интересное блюдо Королю от имени его слуги Интереса.

И вот зажжены свечи в трапезной Короля, звучит музыка, Король с Интересом беседуют за столом. Давай послушаем, о чем они говорят.

Удивлен Король, очарован рассказами своего слуги Интереса. И говорит ему: «Как тебе удается везде побывать, многое узнать и запомнить, да еще и рассказать обо всем этом так ярко, красочно и увлекательно!»

«Владею я одним секретом, который тебе, Король, так и быть раскрою. Прежде всего научись с Интересом относиться к самому себе, научись слушать себя, верить себе, доверять себе, слушаться себя. Конечно, сразу все не получится, но для начала постарайся с большим Интересом слушать себя».

— Давай и мы поиграем в эту увлекательную игру. Садись поудобнее, закрой глаза. Сделай глубокий вдох и медленный выдох. Прислушайся к себе.

Слушай биенье своего сердца. Теперь послушай, как движется грудь при дыхании. А что происходит в животе? Послушай ноги. Сначала левую, затем правую: коленку, пальцы, пятку. Не расстраивайся, если не получится услышать сразу, если тебя отвлекает шум на улице или в комнате, постарайся снова начать слушать себя. У тебя все получится!

«Что же Вы услышали, о мой Король?» — спрашивает Интерес. Король услышал, как бьется его сердце, как движется грудь и трепещут крылья носа при дыхании, как подрагивают веки... А что услышал ты? Что почувствовал?

Молодец! Умница! Как интересно все то, что происходит у нас внутри!

Ты слышал и чувствовал, как работает сердце, а знаешь ли ты, почему оно именно так стучит и вообще зачем оно? Почему движутся грудь и диафрагма (знаешь это слово?) при дыхании и что будет, если эти движения изменятся или прекратятся? О, как много вопросов! А где можно найти ответы на эти вопросы? (Спросить у мамы, у врачей, а может, у учителей, А можно книгу с полки взять, раскрыть ее и почитать!) «А в каких книгах говорится об этом?» — спросил Король у Интереса. «Пожалуйста, читайте на здоровье, Ваше Величество!» — сказал Интерес и подвел Короля к библиотечной полке, на которой стояли книги:

  • Анатомический атлас
  • Р. Роттенберг «Расти здоровым»

..

Для чего пригодятся тебе в жизни знания и умения слушать и слышать себя? Как ты думаешь?

Когда Король и ты вместе с ним научились с огромным Интересом слушать и чувствовать себя, узнали о себе так много нового, Интерес продолжил свои увлекательные игры. Но об этом мы узнаем на следующем занятии.

Дополнительный материал:

Мы снова с тобой в гостях у Интереса. Давай восстановим сказочную страну и замок Короля. А как ты думаешь, дом слуги Интереса остался таким же или он может измениться? Давай построим его и послушаем, чему учит Интерес Короля.

Он учил Короля слушать и внимательно наблюдать за собеседниками.

Прислушиваться, присматриваться, притрагиваться к обыкновенным предметам и явлениям и искать много интересного и удивительного в том, что кажется привычным и обыденным. Особенно любил Король игру под названием «Загадочные узоры». Сыграем вместе с Королем.

«Знаете ли вы, мой Король, что нас повсюду окружают удивительные и загадочные узоры. Они не видны лишь незаинтересованному взгляду, а их таинственные истории не слышны лишь незаинтересованному уху.

Приглядитесь. Вот загадочное пятно на паркете. Как оно похоже на маленького динозаврика! Это пасть, а это чудный гребень-хохолок. Что тут делает динозаврик? Как тут оказался? Расскажите его историю».

Король с увлечением принялся за игру. И мы тоже.

Устройся поудобнее на диване, кровати или на ковре. Можно лечь на спину. Посмотри на потолок. Что ты видишь? Лампу. А еще? Вглядись повнимательней. Трещинки, пятна, неровности...

Рассмотри их внимательно. Что они вам напоминают? На что похожи?

Как они попали на потолок? Или кто их туда поместил? Что они делают ночью, когда весь дом спит, а что днем, когда в доме шумно и много людей. Смелей! Не бойся фантазировать! Это же так интересно! Поделитесь своими фантазиями.

«Ах, как интересно! Ах, как увлекательно!» — восклицает Интерес. «А давайте...» — начал было Интерес, но смолк, потому что увидел, а точнее, почувствовал, как устал Король.

Как ты думаешь, какие качества Интереса помогли ему почувствовать состояние Короля?

Конечно же, ты прав. Наблюдательность и то неизменное качество, которым обладают все слуги Короля, — качество Меры.

Покидает Короля Интерес, отправляется в свой дом, чтобы в скором времени снова навестить Короля.

Благодарен Король Интересу. Как ты думаешь, за что?

А в знак нашей благодарности можно спеть песенку об Интересе. Например: ИНТЕРЕС

Конечно, интересно

Всё то, что неизвестно!

Ритуал выхода из сказки и прощание.

Занятие 3. Тема «Путешествие в страну Удивления»

Цели занятия: формирование положительных эмоций, интереса, развитие воображения.

Ход занятия:

Совершается ритуал входа в сказку.

Сегодня мы с тобой отправляемся в гости к слуге Удивлению. Он близкий родственник слуги Интереса. Как ты думаешь, как реагирует Король, когда к нему приходит Удивление? А когда это происходит?

Послушай рассказ.(Ведущий читает рассказ Н.Носова «Живая шляпа»)После этого ребенок сам рассказывает о ситуациях, которые вызвали у него удивление.

Есть удивительные места, и сегодня мы туда отправимся. Это цирк. Давай построим его на песке и отправим туда Короля. Что его удивило? Акробаты? Клоуны? Фокусник? Ну, конечно, фокусник. Давай попробуем удивить Короля, показав ему фокус. Ведущий и ребенок по очереди показывают фокусы (заранее готовятся необычные игрушки с фокусом).

Давай нарисуем рисунок под названием «Чудеса».

Прощание, ритуал выхода из сказки.

Занятие 4. Тема «Путешествие в страну Радости»

Цели: Развитие позитивных эмоций, развитие навыков саморегуляции

Исполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ведущий говорит: «Давай восстановим Сказочную страну, поставим дворец, поселим туда Короля.

Давай поближе познакомимся со слугой Короля по имени Радость. Сможешь ли ты отличить этого слугу от прочих? Найди среди фигурок слугу по имени Радость. Давай поближе с ним познакомимся.

Комментарий. Знакомство может происходить следующим образом:

а) ведущий просит рассказать о фигурке: что любит есть, во что одевается, чем любит заниматься, какие любит песни, игры и танцы;

б) ведущий включает ритмичную музыку и просит ребенка показать, как танцует его персонаж;

— А теперь сделай проект дома для слуги по имени Радость.

Для «строительства» дома можно ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши, стен, фундамента, окон, дверей и пр.) и картонную карточку (6x6 см), на которой он создаёт дом для слуги по имени Радость.

— Где же мы поставим дом для слуги по имени Радость?

Когда дом будет поставлен, ведущий спрашивает:

— Как вы думаете, что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость?

(Важно, чтобы ребенок перечислили как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости.)

— Мы с вами знаем, что Король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.

Здесь можно предложить ребятам начать психодинамические игры: танцевать; петь; подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику.

— А какие звуки приносит с собой Радость? Какие запахи приносит с собой слуга по имени Радость? Что подают к столу, когда в гостях Радость? А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому человеку? Часто ли слуга по имени Радость приходит к тебе в гости? Когда и как это происходит?

Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но что будет с Королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?

Конечно, Король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?

Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством — МЕРОЙ. Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить. В этот момент важно показать ребенку фигурку, символизирующую Меру. В дальнейшем мы часто будем к ней обращаться. Как ты думаешь, знание Меры пригодится в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с тобой такое, что ты забывал Меру?

— Итак, мы познакомились со слугой короля по имени Радость. Оказывается, у нас внутри тоже есть Король, у него тоже есть слуга по имени Радость.

Занятие 5. Тема «Путешествие в страну Грусти»

Цели: Развитие осознавания эмоций, знакомство с приемами психорегуляции

Ход занятия:

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ребенок восстанавливает Сказочную страну с дворцом Короля и домом Радости. ,

— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Грусть.

Вот навестила Короля

Слуга – подруга Грусть,

Что будет во дворце сейчас,

Сказать вам не берусь!

К дворцу Короля приближается слуга по имени Грусть. Льется музыка. Все громче и громче. Что же это за музыка? Есть ли в нашей фонотеке такая? Найди и включи эту музыку.— Расположись удобно (лучше лежа) на ковре. Закрой глаза. Сделай глубокий вдох, длительный выдох. Постарайся рассмотреть, как приходит к Королю слуга по имени Грусть. (Врывается в широко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влетает в распахнувшееся окно или выползает из угла...) В образе какого животного или явления природы является Королю Грусть. (раненая ласточка, маленький сверчок или огромная серая слониха?..) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени Грусть? (Охает, ахает, станет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды, холодного осеннего дождя?..) Слушай музыку и проживи несколько минут в королевском дворце вместе с Королем и слугой по имени Грусть. А теперь сделай глубокий вдох и плавный, медленный выдох, открой глаза и расскажи о том, что ты видел.

— Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Грусть развязывает свою котомку и выкладывает на стол Короля приготовленные им угощения. Что же это за блюда? Какие они на вкус?

Вооружись бумагой и цветными карандашами. Составь рецепт приготовления одного Грустного блюда. Нарисуй его.

Расскажи об этом блюде. Как ты думаешь, понравится ли Королю такое угощение, попросит ли он добавки?

И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет беседа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Грусть? Послушаем? Садись поудобнее.

Закрой глаза. Глубоко вдохни, медленно выдохни. Рассмотри, что происходит за королевским столом. Слушай, о чем говорят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. Глубоко вдохни, медленно выдохни и открой глаза.

Что удалось услышать?

Что рассказывал Королю слуга по имени Грусть?

Что ей отвечал Король?

О чем Король поведал Грусти?

Пора нам возвращаться во дворец. Интересно, что делают сейчас Король и его слуга Грусть?

Но вот слышишь?! Звучит легкая веселая музыка. В зал дворца заглядывает яркое солнышко. Что же это происходит? Да, это златокудрая Мера пришла напомнить слуге по имени Грусть, что пора уходить. Король устал грустить, и ему о многом надо поразмыслить.

О чем раздумывает Король после ухода Грусти? Чем же Грусть бывает полезна, а когда и в чем может навредить? Конечно, когда Король грустит, он начинает очень тонко чувствовать все то, что его окружает. Ведь в радости не всегда легко понять нужду другого. Когда к Королю приходит слуга по имени Грусть, он начинает тонко чувствовать и понимать нужды своих подданных, старается им помочь, стремится их понять, сопереживает им.

3ачем слуге Короля по имени Грусть обладать таким качеством?

«Грусть — это важное чувство, но и оно уходит в свой дом, потому что знает Меру».

Слуга по имени Грусть — важный слуга Короля. Не нужно бояться его прихода. Однако важно помнить о Мере.

Прощание, ритуал выхода.

Занятие 6. Тема «Путешествие в страну Удовольствия».

Цели: Осознавание эмоции, формирование умения изменения эмоционального настроя,

формирование умения релаксации, позитивного настроя.

Ход занятия:

Выполняется ритуал входа в сказку. Ребенок восстанавливает в песке сказочную страну с дворцом Короля и домами слуг-чувств.

- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Удовольствие.

- К дворцу Короля приближается слуга по имени Удовольствие. Льется музыка. Что же это за музыка? Давай найдем ее.

- Располагайся удобнее, можно лежа на ковре. Закрой глаза. Сделай глубокий вдох, длинный выдох. Постарайся рассмотреть, как приходит к Королю слуга по имени Удовольствие. (Прыгает с разлета в широко распахнутое окно или тихо вползает в двери, а может, втекает во все щелочки.) В образе какого животного или явления природы является Королю Удовольствие (ласковая кошечка, веселый щенок или неповоротливый бегемот?..) Как оно движется? (Легко, крылато, мягко или тяжело ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени Удовольствие? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды, холодного осеннего дождя?..) Слушай музыку и проживи несколько минут в королевском дворце вместе с Королем и слугой по имени Удовольствие. А теперь сделай глубокий вдох и плавный, медленный выдох, открой глаза и расскажи о том, что ты видел.

— Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Удовольствие развязывает свою котомку и выкладывает на стол Короля приготовленные им угощения. Что же это за блюда? Какие они на вкус?

Вооружись бумагой и цветными карандашами. Составь рецепт приготовления одного блюда, которое приготовило Удовольствие. Нарисуй его.

Расскажи об этом блюде. Как ты думаешь, понравится ли Королю такое угощение, попросит ли он добавки?

И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет беседа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Удовольствие? Послушаем? Садись поудобнее.

Закрой глаза. Глубоко вдохни, медленно выдохни. Рассмотри, что происходит за королевским столом. Слушай, о чем говорят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. Глубоко вдохни, медленно выдохни и открой глаза.

Что удалось услышать? Что рассказывал Королю слуга по имени Удовольствие?

Что ему отвечал Король?

А сейчас мы вместе со слугой Удовольствием отправимся в его страну: закрой глаза и слушай. (Звучит медитативная сказка «Озеро» - «Антистрессовая программа Института сказкотерапии»).

А сейчас открой глаза, как бы не хотелось расставаться с этим слугой, но ...есть опасность: Король разлениться. Поэтому отправляем слугу Удовольствие домой.

А мы прощаемся со сказкой.

Занятие 7. Тема «Путешествие в страну Страха»

Цели занятия: осознавание страха, способы совладания со страхом.

Ход занятия:

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ребенок восстанавливает Сказочную страну с домом Страха.

— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Страх. Настало время, к Королю подкралось чувство Страха. Запахло в воздухе грозой, И...

...Со скрипом отворилась дверь в тронный зал дворца, и появился слуга Короля по имени Страх.

— Как ты думаешь, как и в образе кого появляется Страх?

Вползает как змея? А может, врывается как тигр? Или степенно подступает как пантера? Захватывает внезапно, врасплох, как гигантский паук? Какая музыка звучит при его появлении?

Как движется слуга по имени Страх?

А если бы Король осмелился поздороваться со слугой по имени Страх за руку или обнять его, то каким бы оказался Страх на ощупь? (Липким, скользким, колючим, шершавым, мягким, холодным, горячим...)

— Какие запахи заполняют дворец при появлении Страха? (Упоительные запахи цветущих растений или неприятные запахи?)

— А какие звуки приносит с собой слуга по имени Страх? (Ш————, С———, X————, Ф————..,)

— Какие слова произносит?

(Страшно мне.... Сейчас съем... Утащу к себе...)

— Можешь предположить, какое блюдо приготовил слуга по имени Страх своему Королю?

Возьми, пожалуйста, лист бумаги, цветные карандаши и составь рецепт того Страшного блюда, которым потчует слуга по имени Страх своего Короля. Нарисуй это блюдо.

И вот слуга Страх накрывает на стол и приглашает Короля на вечернюю трапезу. Что же будет пробовать Король? Расскажите о том, что приготовил Страх. Как выдумаете, какой аппетит будет у Короля?

Итак, начинается ужин, и завязывается беседа.

Давай послушаем, о чем беседуют Король и слуга по имени Страх.

Для этого закрой глаза, сделай глубокий вдох и плавный выдох. Рассмотри очень внимательно королевскую трапезную и все, что в ней происходит. О чем же говорят Король и его слуга?

Глубоко вдохни, медленно выдохни. Открывай глаза, возвращайся обратно. Что же ты слышал? Расскажи.

А было ли страшно? Если тебе было страшно, то кто мог бы тебе помочь в этом случае?

(Комментарии и дополнения. Очень важно обсудить с ребенком, что его тревожит. Если это необходимо, разыграть сцену беседы Короля и слуги по имени Страх так, как это видел ребенок. Важно, чтобы сам ребенок был режиссером этой сцены, затем посмотрел на все происходящее со стороны и смог внести какие-то коррективы в этот миниспектакль. Также можно предложить ребенку отыграть все это в песочнице.

На сегодняшний день мы имеем богатый коррекционный инструментарий для работы с детскими страхами и тревогами. Это и теневой театр (подробнее в книге «Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии»), и рассказывание «страшным» голосом «страшилок» (основное условие для рассказчиков — смешной, неожиданный конец). Все это можно использовать на таком занятии. Многократное проживание страха позволяет ребенку быстрее освободиться от него — либо повышая пороги чувствительности к нему, либо находя эффективную модель поведения в тревожащей ситуации.

Также можно использовать на занятии психокоррекционные сказки, направленные на преодоление страха (см. книгу «Практикум по сказкотерапии»).

Слуга по имени Страх предлагает нам сыграть в новую игру под жутким названием: «В паутине страха». Сыграем?

Расположись удобно (лучше лежа) на ковре. Закройте глаза. Глубоко вдохни и медленно выдохни. Представь себе, что ты — муха. Муха, опутанная паутиной. Этой паутиной тебя опутал гигантский паук, так он приготовил с

Наши рекомендации