ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. При подготовке курсовой работы студентам рекомендуется придерживаться следующих этапов ее выполнения:

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

При подготовке курсовой работы студентам рекомендуется придерживаться следующих этапов ее выполнения:

1) выбор темы, поиск и анализ соответствующей психологической литературы;

2) выбор и уточнение методики исследования и сбор фактического материала;

3) обработка результатов исследования;

4) обсуждение результатов и формулирование выводов;

5) оформление курсовой работы.

После выбора темы курсовой работы необходимо приступить к библиографическому поиску и последующему чтению литературных источников. При выполнении курсовой работы используются как печатные (книжные и периодические издания), гак и электронные (Интернет и различные компьютерные носители) источники научной информации. Традиционными средствами их библиографического поиска являются библиотечные каталоги, научно-справочный аппарат книги, специализированные библиографические издания, а в качестве современных рассматриваются информационно- поисковые системы и профессиональные базы данных. Особое внимание среди последних следует обратить на следующие: http://infomiika.ru (ФГЛУ ГНИИ ИТТ «Информика»), http://rsl.ru (Российская государственная библиотека), http://www.childpsy.ru (Детская психология для специалистов), http://www.rospsy.ru (Российская психология: информационно-аналитический портал), http:/ psyjoumals.ru (Портал психологических изданий) и др.

При библиографическом поиске желательно учитывать, чтобы год и здания литературных источников был не позднее пяти последних лет. В связи с этим будет полезно просмотреть статьи из российских научных журналов по психологии. Наиболее авторитетными из них являются «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психологическая наука и образование». «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» и др.

По всем вопросам, касающимся содержания и последовательности

выполнения курсовой работы, студентов консультирует научный руководитель, который оказывает им также помощь в подборе необходимой литературы и методик.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Основными и традиционными элементами композиционной структуры курсовой работы в порядке их расположения являются следующие: титульный лист, оглавление, введение, основная масть, заключение и библиографический список. В структуру курсовой работы могут входить также приложения в качестве ее необязательного (факультативного) элемента. Объём курсовой работы, включая все ее структурные элементы (кроме приложений), составляет не более 25-30 страниц машинописного текста.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – это первая страница курсовой работы, которая отличается от всех остальных ее частей минимальным количеством текста и является ее «лицом», по которому будут судить не только о ней самой, но и об ее авторе. Это визитная карточка работы, которая выполняет задачу ее опознания и создания первого впечатления.

Титульный лист должен содержать наименования: ведомства, которому подчиняется вуз; самого вуза, в котором обучается студент; кафедры, которую представляет его научный руководитель; дисциплины, по которой выполняется работа; ее темы; а также номер группы, форму обучения, наименование факультета и фамилию, имя, отчество студен га-исполнителя работы; звание, ученую степень, должность и фамилию, и инициалы научного руководителя; место и год выполнения работы.

ОГЛАВЛЕНИЕ помешается на второй странице работы (после первого, титульного листа) и выполняет две функции: дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре, а также помогает быстро найти в тексте «нужное место». В нем последовательно перечисляются заголовки и подзаголовки всех структурных элементов работы: введение, наименование глав и параграфов, заключение, библиографический список, приложения. При этом обязательно указываются страницы, с которых они начинаются.

Форма оглавления курсовой работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Наименование главы…………………………………………..6

1.1. Название параграфа………………………………………………...6

1.2 Название параграфа………………………………………………...10

Глава 2. Наименование главы…………………………………………14

2.1. Название параграфа……………………………………………..14

2.2. Название параграфа……………………………………………..20

Заключение..............................................................................................25

Библиографический список....................................................................27

Приложения……………………………………………………………..30

Наименования глав и параграфов должны кратко, точно и понятно отражать суть их содержания, быть логически взаимосвязаны дру1 с другом и сформулированы в едином стиле изложения с использованием принятой для данной работы терминологии. Они не могут полностью совпадать с названием темы курсовой работы. Кроме тою, наименование каждой главы должно предполагать более широкое содержание, чем вея совокупность ее параграфов.

ВВЕДЕНИЕ – вступительная часть курсовой работы. Оно должно занимать не более 3 страниц (10 % от общего объема) машинописного текста и отражать основные характеристики работы: актуальность исследования, его объект и предмет, цель, гипотезу и задачи, используемые методы и практическую значимость.

Актуальность исследования – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности должно занимать примерно 0,5 страницы машинописною текста и содержать ответ ни вопрос о том, почему именно сейчас необходимо это исследование. Актуальность исследования может быть связана как с недостаточно»! изученностью в современной психологической науке определенного психического явления или процесса, так и с возможностью решения конкретной практической задачи на основе использования полученных в нем данных.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. В качестве объекта исследования обычно выступает фрагмент психологической реальности, на который направлен исследовательский интерес автора, например, это может быть игровая деятельность детей.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Это элемент или аспект объекта, который изучается; например, в качестве предмет психологического исследования могут выступать конфликтные отношения в игровой деятельности детей. Иными словами, предметом исследования могут быть психологические особенности, процессы, связи между явлениями, влияние одного из них на другое и т.д.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему научной работы. Поэтому при ею формулировании следует помнить, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней.

Цель исследования – это ожидаемый результат курсовой работы, который позволит разрешить обозначенную в ней проблему. Возможные цели психологического исследования могут состоять в определении характеристик психического явления, изучении его возрастной динамики, выявлении взаимосвязи психических явлении и т.д.

Гипотеза исследования – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое пока еще не подтверждено и не опровергнуто. В качестве гипотезы исследования может выступать, например, предположение о наличии возрастной динамики в предъявлении причин конфликтного взаимодействия в игровой деятельности детей. Гипотеза определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. К научной гипотезе предъявляются два основных требования: она должна 1) содержать только точные понятия и 2) быть проверяема при помощи имеющихся методик. В результате такой проверки гипотезу либо подтверждают, либо опровергают.

Задачи исследования – исследовательские действия (например, «рассмотреть», «раскрыть», «выявить», «определить», «разработать» и др.), которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или проверки сформулированной гипотезы.

Задачи помогают структурировать исследование. Их не следует путать с этапами выполнения работы. Они должны показывать, для чего делается тот или иной шаг и как это способствует достижению обшей цели работы. Формулировки задач исследования необходимо делать как можно более тщательно, поскольку именно из них «рождаются» названия глав научной работы, содержание которых должно составить описание решения поставленных задач.

Методы исследования – это пути научного познания, «способы, посредством которых познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Они «служат инструментом в добывании фактического материала», являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. При характеристике данною раздела введения необходимо указать, какие именно исследовательские методы (теоретические, эмпирические, обработки данных) и методики использовались в курсовой работе.

Практическая значимость работы. Ее характеристика может быть связана с тон пользой, которую принесут полученные в ней данные или разработанная в ней методика или программа. Она может заключаться в возможности решения на основе результатов исследования той или иной практической задачи, проведения дальнейших научных исследований, использования полученных данных в работе практических психологов или процессе подготовки тех или иных специалистов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В ней раскрывается содержание курсовой работы. Как правило, она состоит из двух глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на 2-3 параграфа и выполняет свою функцию в общей логике изложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕдолжно занимать по объему от 1,5 до 3 страниц (5-10 % от общего объема) машинописного текста, быть кратким и обстоятельным и соответствовать поставленным в курсовой работе задачам. В нем подводятся итоги проведенного исследования, делаются выводы, даются рекомендации, а также намечаются перспективы дальнейших исследований в этой области. Никакие конкретные случаи, факты, цифры здесь уже не приводятся и не анализируются.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК представляет собой перечень всех использованных в курсовой работе источников (книг, статей, электронных ресурсов и т.п.) из не менее 20-25 наименований. Он помещается в конце работы после заключения и является важным свидетельством научной подготовки автора, того, насколько глубоко он изучил состояние вопроса по разрабатываемой проблеме. По уровню и качеству оформления библиографического списка можно составить первое впечатление о научной этике и степени самостоятельности автора при выполнении им курсовой работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ. В них (если они имеются) дастся материал вспомогательного или дополнительного характера, который загромождает текст основной части работы. Это может быть описание новой методики, образцы протоколов, бланков, таблицы, рисунки, фотографии, схемы и т.д.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Текст работы должен быть расположен по ширине страницы формата А4 (21 см * 29,7 см) с учетом полей (левое - 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее по 2 см), набран в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman (14 кегль) с междустрочным интервалом 1,5. Абзацные отступы должны быть одинаковыми но всему тексту- 1,25 см. Кавычки (« »), скобки (( ), [ ]) и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего текста. Переносы слов в тексте работы автоматические.

Все основные структурные элементы работы (введение, каждая глава основой части, заключение, библиографический список) должны начинаться с новой страницы. Их заголовки и подзаголовки (наименования параграфов) отделяются от основного текста одним полуторным интервалом, располагаются по центру и выделяются полужирным шрифтом. Заголовки записывают прописными буквами, а подзаголовки строчными Переносы слов в них не допускаются, и точка в конце не ставится. Названия глав и параграфов в тексте и оглавлении работы должны соответствовать друг другу.

Нумерации страниц в работе обязательна. Ее следует начинать со страницы 3, где дается «Введение», располагая цифру вверху страницы по центру. Титульный лист и страница, на которой расположено оглавление работы, не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницы текста.

Все таблицы и рисунки, включающие все виды иллюстраций (схемы, графики, диаграммы и т.д.), должны быть пронумерованы и выполнены 12 шрифтом. Их размешают сразу после первой ссылки на них в тексте. Слово «таблица» с указанием ее номера выравнивается по правому краю страницы и пишется с прописной буквы без значка «№» и точки на конце. Каждая из таблиц должна иметь свой тематический заголовок, который располагается по центру и выделяется полужирным шрифтом. Рисунки, в отличие от таблиц, имеют подрисуночные подписи, которые пишут в одну строку вслед за номером рисунка. Точка в конце тематического заголовка таблицы н подрисуночной подписи не ставшем. Если в работе одна таблица ИЛИ один рисунок, то они не нумеруются. Ширина таблицы или рисунка не должна быть больше полосы набора текста.

На все таблицы и рисунки в тексте работы должны быть ссылки.

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей и когнитивной психологии

Курсовая работа

По дисциплине «Психология»

_______________________________________________________

(наименование работы (прописными буквами, полужирным шрифтом))

Выполнил (а):

студент(ка) группы ___________________ отделения

(дневного, заочного)

факультета __________________

(наименование факультета)

_____________________________

(ФИО полностью)

Научный руководитель:

______________________________

(звание, степень, должность, ФИО)

Астрахань – 20__

Наши рекомендации