Оформление курсовой работы. 1. Цель и задачи выполнения курсовой работы5

Содержание

Введение……………………………………………………………………....4

1. Цель и задачи выполнения курсовой работы.............................................5

2. Методика выполнения курсовой работы ………………….…………...6

3. Структура и содержание курсовой работы............................... ….….8

4. Процедура защиты курсовой работы ……………………………….…12

5. Критерии оценки курсовой работы ……………………………….....…13

6. Примерный перечень тем курсовых работ................................ ……..15

7. Примерное содержание тем курсовых работ……………………….......19

8. Примерная структура доклада при защите курсовой работы...….…..24

9. Оформление курсовой работы…………………………………………..25

10. Список рекомендуемой литературы…………………………………..30

Приложения…………………………………………………………....……...32

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 38.05.02 «Таможенное дело» имеют своей целью оказание помощи студентам в подготовке курсовых работ и успешной их защите.

Подготовка курсовой работы направлена на развитие и закрепление у студентов навыков творческого и всестороннего анализа научной, методической и специальной литературы по выбранной проблематике; выработку умений грамотно и аргументировано излагать материал, чётко формулировать обобщения, выводы и рекомендации.

При выполнении курсовой работы студент должен показать умение самостоятельно подбирать, анализировать и обобщать материал, увязывать его с практическими данными исследований, формулировать выводы и вносить предложения по совершенствованию деятельности.

В методических указаниях отражены цель и задачи курсовой работы, организация выполнения, структура и содержание работы, подготовка и процедура защиты, критерии оценки, примерные планы курсовых работ, включающих различные управленческие аспекты.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ курсовой работы

Целью написания курсовой работы является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков при выполнении задания с элементами исследования над выбранной проблемой. В этой связи при выполнении курсовой работы перед студентом ставятся следующие задачи:

- сформулировать проблему, ее актуальность, цель и задачи работы;

- изложить теоретические положения, сущность используемых понятий и категорий, используя учебную, научную, специальную и справочную литературу по исследуемой проблеме;

- проанализировать степень изученности проблемы;

- провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

- выявить факторы влияния на процессы и показатели деятельности объекта исследования;

- определить круг проблем по рассматриваемой теме;

- сформулировать предложения по решению проблем, рассматриваемых в работе;

- привести и обосновать выводы по результатам исследования и внесённым предложениям.

При решении задач курсовой работы студент должен уметь:

- критически анализировать и обобщать материал из литературных источников по тематике курсовой работы;

- обрабатывать и анализировать собранный фактический материал;

- применять современные методы экономического, управленческого анализа, прогнозирования и планирования, экономико-математические методы и модели, пакеты прикладных программ;

- использовать передовой опыт работы таможенных органов зарубежных стран, обосновывать практическую целесообразность его использования в российских условиях;

- чётко и логически последовательно излагать теоретический материал, формулировать и обосновывать выводы и предложения.

При написании курсовой работы студент должен показать способность обобщать теоретический материал и осмысливать практический опыт работы таможенных органов, использовать полученные знания для решения конкретной проблемы, исследовать динамику организационно-экономических процессов, оценивать экономический эффект возможных управленческих решений.

Курсовая работа должна иметь достаточный научно-теоретический уровень и практическую направленность. Научно-теоретический уровень определяется степенью освещения истории развития и состояния рассматриваемых вопросов, умением автора рассуждать научными категориями, логической последовательностью излагаемого материала.

Практическая направленность курсовой работы определяется не только объёмом привлекаемого фактического материала, но и умением студента анализировать его, выявлять движущие причины и источники происходящих изменений, давать им оценку с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности таможенных органов.

Практическая значимость определяется уровнем рекомендаций и выводов, направленных на повышение эффективности деятельности объекта исследования.

Курсовая работа может основываться на материалах научных докладов и статей, учебных практик, курсовых работ выполненных в процессе обучения ранее.

2. методика ВЫПОЛНЕНИЯ курсовой работы

Тематика курсовой работы по специальности 38.05.02 – «Таможенное дело» разрабатывается и утверждается кафедрой таможенного дела и маркетинга в соответствии с актуальными направлениями совершенствования экономики таможенного дела и развитием науки в рассматриваемой области. Тематика курсовой работы ежегодно согласовывается с руководством факультета и изменяется в связи с актуализацией проблем таможенного дела.

Студент выбирает тему в соответствии со своими научными или прак­тическими интересами, спецификой предстоящей профессиональной или научной деятельности, актуальностью проблемы. Студент может предложить на рассмотрение кафедры собственную тему курсовой работы, обосновав ее необходимость. При этом курсовая работа может являться продолжением и логическим завершением исследований, проводившихся студентами в процессе обучения, при подготовке ими курсовых работ.

Закрепление выбранной темы оформляется подачей заявления на имя заведующего кафедрой. Назначение руководителя курсовой работы производится заведующим кафедрой из числа наиболее квалифицированных преподавателей.

По отдельным темам в целях приобретения позитивного практического опыта и сближения проводимых исследований с потребностями реальной практики к руководству курсовыми работами могут привлекаться преподаватели других вузов, сотрудники научно-исследовательских учреждений, авторитетные специалисты из числа сотрудников федеральных, региональных и местных органов власти, работников различных государственных и муниципальных учреждений и организаций.

Руководитель курсовой работы:

- оказывает помощь студенту в выборе и окончательной формулировке темы курсовой работы и разработке плана ее выполнения;

- выдаёт студенту задание на курсовую работу с указанием сроков выполнения;

- оказывает студенту помощь в составлении календарного графика написания работы;

- рекомендует студенту необходимые для проведения полноценного исследования нормативные акты, научную литературу и иные материалы;

- проводит периодические консультации студента для оказания помощи в разрешении вопросов, вызвавших затруднение, информирования о появлении новых нормативных актов, научных работ и т.д.;

- контролирует ход и качество выполнения студентом намеченного графика исследования;

- оценивает работу студента в целом, готовит отзыв на неё, в котором высказывает своё мнение о качестве содержания и оформления представляемой работы и возможности ее допуска к защите, даёт рекомендации относительно содержания доклада при ее защите.

В течение 1 недели после подписания распоряжения о назначении руководителя и закреплении темы курсовой работы за студентом ему выдаётся задание, в котором определяется структура работы, подлежащие рассмотрению вопросы, характер необходимой информации для проведения аналитической работы, срок выполнения задания и дата окончания всей работы.

Индивидуальный график выполнения курсовой работы согласуется руководителем совместно со студентом и содержит планируемые сроки готовности отдельных частей курсовой работы.

В соответствии с утверждённым графиком студент отчитывается перед руководителем о выполнении курсовой работы. В процессе выполнения научный руководитель проверяет качество её выполнения. Студент, не справившийся с выполнением работы в установленные сроки, отчитывается перед кафедрой о причинах нарушения сроков. За 2 недели до начала защиты курсовая работа сдаётся на кафедру. Решение о готовности и допуске работ к защите принимает руководитель в индивидуальном порядке.

Содержание курсовой работы разрабатывается студентом совместно с научным руководителем на основе задания. При разработке «содержания» учитываются требования, предъявляемые к структуре и содержанию курсовой работы. В содержании отражается перечень определённых заданием вопросов, формулируются наименования глав и параграфов. Названия глав не должны повторять название темы, а названия параграфов — названия глав. Содержание курсовой работы по мере необходимости может корректироваться.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ курсовой работы

Курсовая работа должна состоять из введения, трёх частей (глав), заключения, списка использованной литературы, приложений (при необходимости).

Рекомендуется придерживаться приведённой ниже структуры курсовой работы. Каждая глава (раздел) должна содержать не менее 2-х подразделов

Титульный лист

Задание

Содержание

Введение

1.Теоретические и методологические основы изучения проблемы (название 1-го раздела)

1.1. название 1-го подраздела

1.2. название 2-го подраздела

1.3. название 3-го подраздела

2.Анализ изучаемой проблемы на исследуемом объекте (название 2-го раздела)

2.1. название 1-го подраздела

2.2. название 2-го подраздела

2.3. название 3-го подраздела

3.Разработка рекомендаций (мероприятий) по разрешению изучаемой проблемы на исследуемом объекте и обоснование предлагаемых мероприятий (название 2-го раздела)

3.1. название 1-го подраздела

3.2. название 2-го подраздела

3.3. название 3-го подраздела

Заключение

Список литературы

Приложения

Конкретная структура работы определяется ее видом, характером, содержанием и согласовывается с руководителем. Объем каждой из частей (глав) курсовой работы определяется ее структурой, содержанием и согласовывается с руководителем.

Рекомендуемый объем курсовой работы — 40-60 страниц (без учёта приложений).

Во введении рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, оценивается современное состояние разрабатываемой проблемы, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются цель и задачи работы, характеризуется научно-нормативная база и методика проведённого исследования.

Введение должно содержать следующие научные категории: «Актуальность», «Цель работы», «Задачи работы», «Объект исследования», «Предмет исследования». К представлению каждой научной категории существуют определённые требования. Объем введения не должен превышать 3 страниц.

Актуальность должна раскрывать важность избранной темы в рамках решения определённой проблемы в настоящее время. Как правило, в этой категории даётся краткое описание результатов, полученных исследователями в данном направлении деятельности, а также акцентируется внимание на недостаточно изученных аспектах проблемы. При определении актуальности темы следует указать, чем обусловлена необходимость проведения исследований по теме, а также подчеркнуть значение работы для деятельности таможенных органов.

Цель работы должна быть сформулирована исходя из названия работы. Чтобы ее грамотно представить, к теме работы необходимо добавить один из глаголов: «исследовать», «проанализировать», «разработать», «оптимизировать» и др.

Задачи курсовой работы конкретизируют цель и отражают последовательность исследований при достижении цели. Как правило, задачи исследования вытекают из содержания курсовой работы.

Объект — это процесс или явление, которое явилось источником проблемной ситуации, избранной для исследования.

Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

Во введении не следует давать определений, приводить таблицы.

Основное содержание работы предусматривает изучение теории вопроса, его практическое исследование и рекомендательную или конструктивную части работы. Каждая часть имеет своё название, которое выносится в оглавление. Содержание глав должно точно соответствовать теме работы полностью ее раскрывать.

В теоретической части работы раскрывается сущность изучаемой проблемы, необходимость и возможность ее углубленного рассмотрения. Даётся краткая характеристика степени разработанности проблемы в целом, отмечаются нерешённые задачи, приводятся позиции различных авторов, даётся их сравнительная характеристика. Раскрывается содержание основных понятий и категорий, на которых базируются рассматриваемые в работе вопросы. На этой основе формулируется собственное мнение студента. При необходимости теоретические положения могут быть подкреплены кратким цифровым материалом. Глубина проработки материала характеризуется широтой приведённого спектра мнений по рассматриваемой проблеме.

Например, главу 1 «Теоретические и методологические основы изучения проблемы» целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решённые и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе и высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Разработка методологической части курсовой работы предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.

При изложении текста работы не допускается дословное переписывание литературных источников. Использование цитат, фактов, заимствований обязательно оформляется с помощью библиографических ссылок. В тексте наряду со ссылками на изученные литературные источники должна быть отражена и обоснована точка зрения автора курсовой работы.

В конце первого раздела делается заключение о степени разработанности проблемы и обоснование выбранного направления исследования.

Аналитическая часть выполняется на основе имеющейся информации о состоянии исследуемой организации (конкретного таможенного органа, участника ВЭД) за период 3-5 лет, собранной студентом самостоятельно. Информация должна быть сопоставимой, однородной и репрезентативной. На основе конкретных данных в процессе анализа прослеживается динамика рассматриваемых в работе показателей (процессов), закономерность их изменения за рассматриваемый период времени. По возможности и в зависимости от темы рекомендуется проследить и сопоставить динамику показателей (процессов) нескольких таможенных органов одного экономического региона, таможенного управления. Желательно также сравнить (по возможности) со средними показателями по стране.

В процессе анализа необходимо не только констатировать факты, но и выявлять причины происходящих изменений, представлять количественную оценку их влияния на состояние и развитие анализируемых показателей и на исследуемый объект.

Так, в главе 2 «Анализ изучаемой проблемы в исследуемом таможенном органе и/или предприятии-участнике ВЭД» на основе методики анализа исследуется состояние проблемы в конкретном таможенном органе и/или предприятии-участнике ВЭД. Материалами для анализа могут быть планы работы, годовые отчёты, статистическая отчётность и другая служебная документация.

Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.

Студент должен показать навыки обобщения и обработки информационного материала, умение владеть различными методами анализа: сравнения, группировок, графическим, индексным, математико-статистическим. При проведении анализа следует использовать различные способы структурирования и представления результатов: таблицы, рисунки, схемы, графики и диаграммы, которые дают наглядное представление о количественных характеристиках изучаемого процесса. По результатам анализа должны быть сделаны конкретные выводы. Необходимо рассматривать показатели в динамике за несколько месяцев, кварталов или лет, в зависимости от вида показателя.

В конце каждого подпункта (параграфа) второй главы необходимо сделать выводы, которые можно начинать со слов: «Таким образом ...», «На основании проведённого анализа ...» или «Итак ...». В конце второго раздела делается обобщение по результатам проведённого анализа.

Выявленные тенденции, вскрытые недостатки и причины, их обусловившие, позволят определить возможные варианты конструктивного изменения ситуации и в третьей части работы разработать рекомендации (предложения, организационно-управленческие решения) по их реализации.

Студент обрабатывает информацию, применяя статистические методы. Сложные расчёты рекомендуется проводить на персональном компьютере, используя пакеты прикладных программ. В последнем случае научная ценность курсовой работы значительно возрастает. Исходная информация и громоздкие расчёты должны помещаться в Приложение, а результаты, выводы и комментарии к ним — в основной части работы.

Третья (рекомендательная, конструктивная, проектная) часть работы является логическим продолжением и завершением предыдущих, опирается на выводы по результатам анализа. В третьей главе обосновываются рекомендации (мероприятия) по разрешению поставленной проблемы на объекте исследования. Рекомендации должны иметь прикладное значение и содержать материал, имеющий практическую направленность. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в деятельности таможенных органов, повышения эффективности (совершенствование) их деятельности, обосновываются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы.

Каждое рекомендуемое предложение сопровождается изложением его сути и экономическим обоснованием, местом, уровнем и масштабами его внедрения. При наличии нескольких вариантов решения, студент должен проанализировать каждый из них и выбрать оптимальный.

Экономическое обоснование предлагаемых решений может охватывать следующие группы показателей по направлениям:

- расчёт экономической эффективности затрат на повышение произ­водительности труда персонала таможенного органа, повышение качества работ, сокращение сроков на выполнение реальных процессов;

- оценка эффективности труда работников по реализации научных рекомендаций;

- определение перспективы развития таможенного органа;

- обоснование расширения объёмов перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств и др.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

В заключении работы излагаются основные теоретические положения, наиболее важные выводы и обобщения результатов исследования, оценивается возможность практической реализации рекомендаций и их экономическая эффективность. Рекомендации должны носить конкретный, адресный характер, и по возможности, подтверждаться расчётами ожидаемого эффекта от их внедрения.

Следует избегать расплывчатых выводов, не вытекающих непосредственно из содержания проведённого исследования и рекомендаций, сформулированных в виде лозунгов типа «повысить»», «углубить», «совершенствовать», «пересмотреть» и т.д.

Заключение логично завершает проведённое автором исследование.

В целом, в заключении даётся общая оценка о достижении поставленной цели и решении поставленных задач исследования во введении.

Объем заключения не должен превышать 5 страниц.

Список литературы является составной частью курсовой работы и должен включать использованные источники в соответствии с темой (не менее 20 источников).

В приложении помещаются вспомогательные материалы, которые при включении в основную часть курсовой работы либо загромождают текст, либо затрудняют понимание работы. По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, рисунки, графики, документы и т.д. В частности, к вспомогательным материалам, включённым в приложения, могут быть отнесены:

- таблицы данных (справочные таблицы, отчётные данные, статистические выборки и т.п.);

- диаграммы, фотографии и другие документы вспомогательного характера;

- устав организации, положения, инструкции, методики, структурные схемы, другие рабочие документы или извлечения из них;

- копии документов (справки, приказы, распоряжения, протоколы).

На все приложения в тексте курсовой работы должны быть сделаны ссылки.

4. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ курсовой работы

Курсовые работы защищаются студентами на открытом заседании при участии в нем не менее 2/3 ее общего состава.

В течение 5-7 минут студент излагает основные результаты проведённого исследования. При этом должна быть названа тема курсовой работы, обоснована ее актуальность, охарактеризованы научно-нормативная база, объект, предмет и методология проведённого исследования, сформулированы цель и задачи. После этого излагаются полученные автором результаты, те выводы и предложения, к которым он пришёл в итоге, даётся оценка эффективности тех предложений, которые сформулированы автором.

Для того чтобы выступление студента было позитивно воспринято и оценено комиссией, его следует тщательно подготовить. Большую часть доклада должны составлять конструктивные предложения по разрешению проблем, существующих в рамках избранной темы. Данные предложения должны быть хорошо аргументированы, их практическую значимость следует чётко обосновать. Доклад обязательно сопровождается демонстрацией различного иллюстративного материала (схемы, таблицы, графики, рисунки).

После выступления студент отвечает на вопросы членов комиссии.

Принятие решения по каждому из студентов производится комиссией на основании ознакомления ее членов с оригиналом представленной работы, доклада ее автора в ходе защиты. При этом комиссией учитываются глубина проведённого исследования, его теоретический уровень, значимость полученных результатов, обоснованность выводов и предложений, сформулированных автором, соответствие оформления курсовой работы установленным стандартам, качество иллюстрационного материала, а также уровень общей подготовленности студента к выполнению своих профессиональных обязанностей. Решение по каждой работе принимается путём открытого голосования, на основе мнения большинства членов комиссии.

В этот же день заинтересованными лицами должны быть поданы, а комиссией рассмотрены апелляции на результаты объявленных решений.

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ курсовой работы

Критериями при оценке курсовой работы выступают:

1) актуальность избранной темы и задач, стоящих перед автором;

2) полнота исходных фактических данных, обоснованность и глубина результатов проведённого исследования и сформулированных по его итогам выводов и предложений;

3) степень новизны полученных в ходе проведённого исследования ре­зультатов;

4) степень самостоятельности студента при написании работы, умение научно аргументировать и защищать свою точку зрения;

5) практическая значимость полученных в ходе выполненного исследования результатов.

Обоснованность полученных результатов, а также выводов и предложений, содержащихся в работе, определяется с позиций их соответствия известным научным положениям и фактам, корректности методики проведённого исследования и иных соображений.

Новизна полученных результатов определяется как подтверждение известного факта для новых условий; получение сведений, приводящих к формулировке проверяемых гипотез, которые требуют дальнейшей проверки; применение известных методик для решения новых задач; обоснованное решение поставленной задачи.

Личный вклад студента в подготовку представленной работы определяется степенью его самостоятельности при выборе темы, постановке задач исследования, обработке и осмыслении полученных результатов, написании и оформлении.

Практическая значимость полученных в ходе написания курсовой работы результатов оценивается возможностью их использования в деятельности таможенных органов, научно-исследовательских работах, проводимых в Филиале или иных учреждениях, для совершенствования учебного процесса, целесообразностью их публикации в научных изданиях, журналах и т. д.

Результаты защиты курсовой работы оцениваются комиссией по 4-х балльной шкале. При этом учитываются:

- уровень подготовки доклада, умение аргументировать и защищать свою точку зрения на защите;

- соответствие оформления работы установленным требованиям, качество иллюстративного материала к докладу.

Оценка «Отлично» выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, глубоко и всесторонне освещает теоретические основы избранной темы, содержит квалифицированный анализ существующих в рамках исследуемой темы проблем и противоречий, а также реальные и аргументированные выводы и предложения, имеющие научную и прикладную ценность. Материалы исследования изложены чётко, логически последовательно, грамотно. При защите работы автор показал глубокое знание исследуемых вопросов, свободное владение материалами исследования, чётко сформулировал и обосновал предложения, направленные на оптимизацию исследуемых видов деятельности и процессов. Доклад при защите построен методически правильно. Оформление результатов исследования безупречное.

Оценка «Хорошо» выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, имеет квалифицированно изложенную теоретическую часть, содержит достаточно глубокий анализ существующих в рамках исследуемой темы проблем. Материалы исследования изложены последовательно, в них содержатся предложения, направленные на совершенствование исследуемых видов деятельности и процессов. В то же время приводимые в работе аргументы не всегда представляются бесспорными. При защите результатов своей работы ее автор показывает хорошее владение материалом, уверенно оперирует данными исследования, уверенно отстаивает свою точку зрения. Удачно использует в ходе выступления перед аттестационной комиссией демонстрационный и/или раздаточный материал. Ответы на дополнительные вопросы — уверенные. Оформление работы в принципе отвечает предъявляемым требованиям.

«Удовлетворительно» выставляется за работу, которая носит исследо­вательский характер, основана на практическом материале, однако проведённый анализ не отличается глубиной и критичностью. Материалы исследования изложены не всегда последовательно, а сформулированные выводы и предложения не отличаются чёткостью и обоснованностью. При защите студент проявляет неуверенность, слабое владение материалами исследования, не всегда способен дать аргументированный ответ на поставленные вопросы. Результаты исследования оформлены с несущественными нарушениями установленных требований.

Оценку «Неудовлетворительно» заслуживает курсовая работа, которая носит описательный характер и не содержит элементов исследования. В ней отсутствует анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы, а также особенностей ее реализации на практике. Выводы и предложения в работе либо вообще отсутствуют, либо носят декларативный характер. В ходе защиты студент ведёт себя неуверенно, теорией вопроса и материалами собственной работы владеет слабо, на поставленные вопросы ответить затрудняется, допускает существенные ошибки в докладе.

6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ курсовых работ

1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли.

2. Экономический механизм антидемпинговых мер во внешней торговле.

3. Экономический механизм компенсационных мер во внешней торговле.

4. Экономический механизм специальных защитных мер во внешней торговле.

5. Экономическая сущность технических барьеров во внешней торговле.

6. Международная интеграция в области таможенного дела.

7. Евразийский экономический союз и его роль в экономической интеграции государств.

8. Материально-техническая база таможенных органов, ее структура и динамика.

9. Анализ кадрового обеспечения таможенных органов РФ.

10. Экономическая сущность и назначение основных фондов таможенных органов.

11. Организация тылового обеспечения в таможенном деле.

12. Основные направления совершенствования материально-технического обеспечения таможенных органов.

13. Оплата труда и социальное обеспечение сотрудников таможенных органов РФ.

14. Основные направления повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

15. Управление рисками как способ повышения эффективности таможенной деятельности.

16. Финансовое планирование в таможенных органах на основе бюджетирования, ориентированного на результат.

17. Анализ и оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ.

18. Анализ динамики и структура расходов на содержание таможенных органов РФ.

19. Экономическая роль околотаможенной инфраструктуры в таможенном деле.

20. Организационная структура и территориальное размещение таможенных органов РФ.

21. Система методов, критериев и показателей оценки эффективности таможенной деятельности.

22. Анализ эффективности таможенного контроля и пути его повышения.

23. Анализ использования информационных технологий в целях повышения результативности деятельности таможенных органов.

24.Основные направления совершенствования организации труда в таможенных органах РФ.

25.Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности.

26.Определение, заявление и контроль страны происхождения товаров для целей декларирования.

27.Таможенное регулирование в особых экономических зонах как фактор инвестиционного развития стран ЕАЭС.

28.Развитие международной торговли товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности: таможенный аспект.

29.Совершенствование практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях ЕАЭС.

30.Анализ влияния динамики цен на мировых рынках на таможенную стоимость товаров в условиях экономических санкций.

31.Совершенствование порядка применения обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС.

32.Совершенствование организации таможенного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты таможенных платежей.

33.Совершенствование тарифного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС.

34.Создание условий для развития инфраструктуры и складских таможенно-логистических терминалов.

35.Анализ организации таможенной инфраструктуры (на примере таможни или таможенного поста).

36.Совершенствование взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами Российской Федерации.

37.Стратегическое планирование как основной инструмент управления развитием таможенных органов

38.Совершенствование товарной политики и управления запасами предприятия- участника внешнеэкономической деятельности.

39.Внешнеторговые цены в системе контроля таможенной стоимости

40.Анализ факторов, влияющих на уровень мировых и контрактных цен (на примере драгоценных металлов и камней).

41.Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности стран ЕАЭС.

42. Зона свободной торговли и ее роль в экономической интеграции государств.

43.Анализ и совершенствование системы управления таможенным органом.

44.Формирование организационной культуры в таможенных органах.

45.Разработка модели партнерства «таможня-бизнес» на основе рамочных стандартов ВТО.

46.Основные направления борьбы с коррупцией в таможенных органах на основе анализа международного опыта.

47.Анализ проблем обработки ценовой информации, используемой для таможенных целей.

48.Оптимизация размещения складов предприятий - участников внешнеэкономической деятельности в региональном масштабе.

49.Исследование показателей эффективности капитальных вложений в складское хозяйство.

50.Исследование показателей и экономической эффективности использования складского оборудования (на примере таможенных складов).

51.Внешние угрозы экспорта нефти (газа природного, оружия, леса, каменного угля) в страны _____________(по выбору студента Европы, Азии, ЕАЭС).

52.Экономические санкции как угроза развития экономик государств – членов ЕАЭС.

53.Значение внешнеторговой деятельности в социально-экономическом развитии России.

54.Проблемы развития торгово-экономических отношений России с Китаем (страна или экономическое сообщество по выбору студента, например, ЕС, США, ЕАЭС).

55.Анализ влияния условий внешнеторговой сделки на определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

56.Мировой и российский рынок (конкретной товарной группы): особенности развития конъюнктуры и современный механизм внешнеторгового и таможенного регулирования.

57.Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику стран ЕАЭС.

58.Регулирование внешнеэкономической деятельности России (или любой другой страны) на современном этапе (таможенный аспект).

59.Совершенствование управления системой материально-технического обеспечения таможенных органов (на примере таможни, таможенного поста).

60.Разработка целевой программы совершенствования кадровой работы (на примере таможни или таможенного поста).

61.Совершенствование работы по формированию кадрового резерва в таможенных органах.

62.Сравнительный анализ систем таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС (на примере Европейского экономического союза, США, Китая, Индии).

63.Совершенствование организации контроля таможенной стоимости в ЕАЭС.

64.Система показателей эффективности функционирования таможенных органов и её развитие.

65.Методы оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов и их совершенствование.

66.Совершенствование управления документооборотом на примере таможенного органа

7. Примерное СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ курсовых работ

Кафедрой предлагается примерные планы отдельных тем курсовых работ, включающих различные экономические и управленческие аспекты, часть из которых имеет пояснения по их выполнению.

Тема 14. Основные направления повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД

1.1. Теория взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД

1.2. Правовые основы взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД

1.3. Тенденции и перспективы развития взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД

2. Исследование взаимоотношений таможни «ХХХ» и участников ВЭД при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля.

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности таможни «ХХХ»

2.2. Анализ деятельности участников ВЭД по зоне деятельности «ХХХ» таможни

2.3. Формирование отношений таможенных органов и участников ВЭД и факторы, влияющие на них

3. Пути повышения эффективности взаимодействия таможни «ХХХ» и участников внешнеэкономической деятельности

3.1. Классификация проблем, возникающих между участниками ВЭД и таможенным органом

3.2. Предложения по разрешению выявленных проблем и их экономическое обоснование

Заключение

Список литературы

Приложения

Методические рекомендации по выполнению работы

В разделе 1 раскрываются основные положения «Теории взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД», цель которой, состоит в получении и представлении системы знаний о рациональном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД в удобной для практического применения и дальнейшего развития форме. Следует рассмотреть понятийный аппарат, принципы, формы и механизм взаимодействия, отличающиеся ориентацией на согласование интересов таможенных органов и участников ВЭД.

Далее следует прокомментировать основные положения из нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД.

В заключительном подпункте раздела необходимо обозначить основные тенденции и перспективы развития взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.

Раздел 2 носит аналитический характер. В первом подпункте приводится организационно-экономическая характеристика деятельности таможни «ХХХ», в которой должны быть представлены название таможни, ее территориальное положение (адрес и реквизиты), место и роль в региональной системе управления, организационная структура, краткая характеристика основных подразделений таможни. Проводится анализ основных показателей деятельности таможни в динамике за 3-5 лет: внешнеторговый оборот, осуществляемый через таможню; объем и структура экспорта-импорта; количество выпущенных деклараций на товар; динамика экспорта-импорта товаров по основным странам-контрагентам, количество перечисленных в бюджет таможенных платежей, количество выявленных таможенных правонарушений и преступлений и т.п. Анализ следует производить с указанием факторов (причин), повлиявших на изменения тех или иных показателей.

Анализ деятельности участников ВЭД по зоне деятельности «ХХХ» таможни во втором подпункте включает: перечень основных участников ВЭД (в том числе таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев магазинов беспошлинной торговли), их краткая характеристика; объёмы перемещаемых ими товаров или их удельного веса во внешнеторговом обороте таможни; объем и структура экспорта-импорта; динамика экспорта-импорта товаров по основным странам-контрагентам; количество выпущенных деклараций на товар и др.

Здесь может быть проанализировано количество административных правонарушений и преступлений со стороны участников ВЭД, их характер; количество отменённых постановлений по результатам пересмотра дел и т.п.

В третьем подпункте необходимо: а) определить характер взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД; б) выявить факторы, влияющие на них (нарушение таможенного законодательства, занижение таможенной стоимости товаров, недостоверное декларирование товаров, задержка сроков выпуска товара по вине лица, отсутствие чёткого взаимодействия между таможенными органами РФ и таможенными органами государств — членов таможенного союза, нарушения таможенными представителями установленного порядка совершения таможенных операций, условий включения в реестр, обязанностей в соответствии с законодательством таможенного союза и т.д.). При определении причин происходящих изменений следует дать количественную оценку их влияния на состояние и развитие взаимоотношений. В процессе исследования важно выявить не только факторы, оказывающие негативное влияние на характер взаимоотношений, но также и факторы, способствующие положительным изменениям.

В разделе 3, подпункте 3.1 — «Классификация проблем, возникающих между участниками ВЭД и таможенным органов» обобщаются и классифицируются проблемы, выявленные и рассмотренные в результате исследования, проведённого в подпункте 2.3 в различных областях взаимодействия между разнообразными участниками ВЭД и таможенным органов: правовых, финансово-экономических, информационных, совершения таможенных операций в установленном порядке, идентификации, классификации и экспертизы товаров, определения страны происхождения, взаимодействия с таможенными органами государств — членов таможенного союза, правоохранительных и др. Перечень проблем с их кратким описанием обобщается и представляется в виде итоговой таблицы.

В подпункте 3.2 разрабатываются предложения (мероприятия) по разрешению каждой из выявленных проблем, и проводится их экономическое обоснование.

Например, решение проблем в области совершения таможенных операций при реализации мероприятий по внедрению современных информационных технологий упростит и соответственно ускорит декларирование и выпуск товаров под заявленную таможенную процедуру. Одним из направлений решения этой проблемы является внедрение/развитие системы электронного декларирования за счёт использования принципов электронного обмена информацией между декларантом и таможенным органом с использованием сети «интернет». Это позволит получить положительный экономический результат (эффект) за счёт:

- ускорения процессов совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (снижение затрат времени);

- снижения трудоёмкости деятельности должностных лиц таможенных органов (снижение затрат времени);

- увеличения товарооборота (в физических единицах и стоимостном выражении).

Тема 43. Анализ и совершенствование системы управления таможенным органом

Содержание

Введение

1. Теоретические основы управления таможенными органами РФ

1.1. Понятие управления в таможенной системе РФ

1.2. Организационные основы управления таможенными органами

1.3. Система управления таможенными органами РФ

2. Анализ системы управления в таможенном органе «ХХХ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика таможенного органа

2.2. Анализ реализации процесса управления в таможенном органе

3. Предложения по совершенствованию системы управления в таможенном органе «ХХХ»

3.1. Перспективы развития системы управления

3.2. Мероприятия по совершенствованию управления и их экономическое обоснование

Заключение

Список литературы

Приложение

Методические рекомендации по выполнению работы

В разделе 1 раскрываются подходы к определению понятия «управление» различных авторов классического менеджмента, а также теоретиков таможенного менеджмента, отмечается специфика и особенности управленческой деятельности в таможенных органах, характеризуется процесс управления.

В организационных основах управления рассматривается организационная структура управления в таможенных органах как упорядоченная совокупность элементов иерархической системы управления (совокупность структурных подразделений), составляющих таможенный орган, порядок их соподчинённости, а также формы распределения между ними функций. Подробно характеризуется организационный этап процесса управления, который состоит в определении рациональных форм разделения труда; в разработке структуры органов управления; в регламентации функций, подфункций, работ, операций; в установлении прав и обязанностей должностных лиц; в подборе и расстановке кадров.

При описании системы управления необходимо представить понятийный аппарат «системы управления»; охарактеризовать каждый из компонентов системы управления в таможенных органах: механизм управления; структура управления; процесс управления; механизм совершенствования системы управления; показать взаимосвязь этих элементов.

В первом подпункте раздела 2 приводится организационно-экономическая характеристика деятельности таможенного органа «ХХХ», в которой должны быть представлены название таможни, ее территориальное положение, место и роль в региональной системе управления, организационная структура, краткая характеристика основных подразделений таможни. Проводится анализ основных показателей деятельности таможни в динамике за 3-5 лет: внешнеторговый оборот, объем и структура экспорта-импорта; количество деклараций на товар, транзитных деклараций; динамика экспорта-импорта товаров по основным странам-контрагентам, количество перечисленных в бюджет таможенных платежей и т.п. Анализ следует произво­дить с указанием факторов (причин), повлиявших на изменения тех или иных показателей.

Анализ реализации процесса управления в таможенном органе во втором подпункте следует проводить с позиций системного подхода, исследуя таможенный орган как элемент единой системы, где все субъекты и объекты управления тесно взаимосвязаны друг с другом в единой вертикальной структуре таможенной системы России, интегрированы в социально-экономическую среду соответствующего региона. Анализ процесса управления предполагает исследование деятельности основных структурных подразделений таможенного органа, которая направлена на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путём реализации определённых функций с использованием соответствующих зако­нов, методов и принципов управления.

По сути, анализ процесса управления содержит исследование каждого из компонентов системы управления в таможенном органе: 1) механизм управления — насколько эффективно (результат) применяются законы, принципы, методы и функции управления; 2) структура управления — эффективность взаимодействия подразделений таможенного органа по горизонтали и вертикали, качество и профессионализм кадрового состава, эффективность использования технических средств управления; 3) процесс управления — деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления (результат); 4) механизм совершенствования системы управления — эффективность (результат) организационных изменений в таможенной системе в результате развития объекта управления.

Раздел 3, п. 3.1 — «Перспективы развития системы управления» следует рассматривать, опираясь в частности на программные документы: «Концепция развития таможенных органов РФ», «Стратегия развития таможенных органов РФ», «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» и др. в части касающейся исследуемой проблемы.

Мероприятия по совершенствованию управления и их экономическое обоснование в п. 3.2 разрабатываются в соответствии с проблемными вопросами в управленческой деятельности, выявленными во втором разделе.

Например, предложение по совершенствованию организационной структуры таможни, направленное на оптимизацию функциональной структуры позволит наиболее рационально распределить функции между подразделениями, сократить время прохождения и согласования документов, ускорить выполнение управленческих задач и соответственно повысить производительность управленческого персонала. Это в свою очередь позволит сократить штат исполнителей за счёт пересмотра норм загрузки подразделений и служб.

Тема 66: Совершенствование управления документооборотом на примере таможенного органа

Содержание

Введение

1. Документооборот и его роль в управлении таможенными органами

1.1. Функции и значение документов в организации управления таможенными органами

1.2. Классификация и основные этапы разработки документов по дело­производству

1.3. Основные организационно-нормативные документы по делопроизводству

2. Анализ организации системы документооборота в таможне «ХХХ»

2.1. Роль службы ОДО в деятельности таможни

2.2. Организация делопроизводства

2.3. Анализ документопотоков в системе управления таможней

3. Предложения по совершенствованию управления документооборотом в таможне «ХХХ»

3.1. Мероприятия по оптимизации делопроизводственных процессов

3.2. Организационно-экономическое обоснование предлагаемых мероприятий

Заключение

Список литературы

8. Примерная структура доклада при защите курсовой работы

1. Представление студента и ознакомление комиссии с темой защищаемой работы.

2. Обоснование актуальности темы представляемой к защите работы.

3. Чёткая формулировка цели и задач, объекта и предмета исследования.

4. Исходные данные, характеризующие исследуемый объект (таможенный орган, предприятие, организация и пр.).

5. Алгоритм и методика исследования.

6. Полученные результаты исследования (анализа).

7. Мероприятия (рекомендации, предложения) по разрешению проблем, выявленных в результате анализа.

8. Организационно-экономическое обоснование предлагаемых мероприятий (рекомендаций, предложений) и возможные направления использования результатов проведённого исследования.

9. Результаты (общий итог) проведённого исследования в курсовой работе.

Оформление курсовой работы

Оформление текста

На одной стороне сплошного текста размещается 28-30 строк через полтора интервала. Исключение составляют те страницы, на которых расположены таблицы или иллюстрации. Текст размещают на одной стороне листа при вертикальном его расположении, выдерживая следующие поля: левое-30 мм, правое-15 мм, верхнее 20 мм, и нижнее-20 мм.

Заголовки разделов и подразделов (параграфов) пишут с абзаца. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен пяти знакам (1,25 см.). Заголовки отделяются от текста сверху (две строки) и снизу (одна строка). Между заголовками раздела (главы) и подраздела расстояние не оставляют. Каждый раздел (главу) следует начинать с нового листа, подразделы продолжаются по тексту.

Все страницы выпускной квалификационной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, второй – задание и т.д. На них номер страницы не проставляется. Порядковый номер проставляется со второго листа введения. Номер страницы указывается в нижнем правом углу или по центру листа арабскими цифрами без скобок, тире и литерных добавок.

Последней страницей выпускной квалификационной работы считается лист, разделяющий текст и приложения. В центре его пишется слово «Приложения» и в обычном порядке ставится номер страницы.

Текс выполняется машинописным текстом, шрифт должен быть чётким (Time New Roman – 14, Абзац – 1,25 см.), чёрного цвета.

Наши рекомендации