Система служб и принципы психолого-педагогической помощи детям
Систему служб, существующих сегодня в области практической психологии, можно назвать достаточно развитой. Постановлением Правительства Российской Федерации № 867 от 31 июля 1998 года утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Этот документ описывает деятельность широкого круга учреждений. Он адресован центрам диагностики и консультирования, центрам психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации, профориентации, лечебной педагогики, дифференцированного обучения и другим. В этом перечне все виды деятельности и все виды поддержки, которые оказываются сегодня детям в самых разных образовательных учреждениях.
Определены три основные задачи деятельности этих центров. На первом месте – оказание помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ; на втором месте – осуществление индивидуально-ориентированной психологической, педагогической, социальной, медицинской, юридической помощи в развитии детям; и на третьем месте – оказание образовательными учреждениями помощи в создании условий, наиболее способствующих развитию ребенка.
В качестве основных направлений работы этих служб выделены: организация образовательной деятельности, связанной с поддержкой образовательных программ, диагностика, организация коррекционно-развивающих программ, коррекционная политика и деятельность, информационная политика и деятельность, анонимное консультирование и т.д.
Виды учреждений, работающие на оказание помощи особому ребенку, его семье и педагогам:
1) Медико-социальные центры сопровождения детей.
2)Психолого-педагогические, медико-социальные консультации и комиссии.
Центры, которые заняты только диагностикой, определяют направление и сферу обучения ребенка в системе специального образования.
3)Коррекционные службы.
Они представлены логопедическими центрами и пунктами, а также учреждениями, которые осуществляют дополнительные коррекционные программы.
4) Службы так называемого раннего, или домашнего, сопровождения, в которых специалисты в области здравоохранения, социальной помощи и образования работают с ребенком с первого дня жизни, психологи оказывают поддержку родителям и семье в целом.
5) Есть службы, сочетающие в себе и психолого-педагогический центр, и медико-социальный центр, и образовательное учреждение. Именно эти службы получают сегодня активную поддержку государства, так как берут на себя задачу создать для нетипичного ребенка промежуточные, индивидуально ориентированные программы и помочь ему интегрироваться в нормальную среду.
Необходимо назвать и центры, которые специализируются не столько на поддержке детей, сколько на поддержке учителя. В стрессовой ситуации современности наиболее востребованными оказываются психологические программы, которые ориентируют учителя на смену мироощущения, на помощь в самоопределении и принятии любого ребенка.
Сегодня складывается ситуации, когда центры возникают внутри образовательного учреждения как его структурный компонент (например, школьная социально-психологическая служба, в штате которой работают психолог, дефектолог, социальный педагог), а также в муниципальных образованиях (городах, районах) и, помимо собственно функции сопровождения детей, работают по договору с образовательными учреждениями, решая задачу проектирования образовательной среды.
Необходимым дополнением к приведенным классификациям является их деление на государственные и негосударственные. Развитие системы, по всей видимости, будет происходить за счет негосударственных центров помощи детям, которые не следует воспринимать только как коммерческие структуры, ведь возникнуть такая структура может только в ответ на возникшую общественную потребность. Государство поддерживает такие учреждения, потому что они выполняют важную задачу оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Положения психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми нуждами:
1) Первое и самое важное положение – должен быть обеспечен комплексный интегративный подход, объединение специалистов и структур.
2) Второе положение связано с необходимостью сопровождать, а не направлять развитие, так как только та помощь, которая актуализирует личностную потребность ученика, его личностную силу, его личностный выбор может вести к развитию, а не та, в которой наши усилия, наша энергия, наше влияние помогают ему стать выше.
3) Любая помощь – это в обязательном порядке помощь, в которой объединены ребенок, школа, семья и специалисты центра помощи. Только та помощь окажется полезной, целесообразной, в которой реально объединены усилия всех, окружающих ребенка.
4) Четвертое положение продиктовано необходимостью участия современных центров и служб в процессах социально-педагогического проектирования. Если мы понимаем, что детям нужны какие-то дополнительные услуги – коррекционные школы, приюты, программы индивидуального обучения и т.д., должны взять на себя инициативу в создании такой услуги и программы.
5) Положение – последнее по порядку, но не по значимости – связано с обязанностью всех, причастных к судьбам детей, серьезно изучать и пытаться понять детскую субкультуру: чем живут наши дети, каковы их ценности, что представляется им значимым в мире, как они принимают это мир. Важно понимать, что взрослый, являясь посредником между ребенком и принадлежащими человечеству социокультурными ценностями, выполняя свою посредническую роль, часто занимает позицию ведущего, организующего, обучающего и относится к ребенку как к объекту воздействия, а не как субъекту отношений. Реальная субъектность детей требует построения субъект – субъектных отношений; действия по отношению к ребенку должны быть заменены взаимодействием растущих и взрослых людей.
Таким образом, в современном обществе создана и активно развивается система психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.