Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом

Название страны Характеристика проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом
   

2. Проективное задание

2.1.Разработайте содержание педагогического проекта по проблеме «Современное состояние отечественной системы психолого-педагогической помощи детям c нарушениями развития», согласно следующей структуры (актуальность проекта, его цель, задачи, содержание, новизна разработки, перспективы развития проекта и т.п.).

Тестовые задания к третьему модулю

Время проведения: 30 минут.

Задание: выбери правильный вариант (варианты) ответа

1.Основные формы оказания помощи дошкольникам и детям раннего возраста в США:

А) надомная;

Б) организованная в специальном детском саду;

В) организованная в дневном центре;

Г) разнообразная

2.Основные принципиальные подходы к выявлению нарушений психофизического развития ребенка:

А) комплексный

Б) исторический

В) междисциплинарный

3. Сенсорное воспитание:

А) недостатки произношения свистящих звуков;

Б) воспитание умения видеть, слышать, осязать;

В) мысленный процесс соединения частей предметов и явлений.

4. Логопедия –

А) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи;

Б) общее обозначение состояния речевой недостаточности при нормальном слухе;

В) результат общественных отношений.

Задание: допишите понятие, раскрывающее следующее определение:

5.Комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка с нарушениями развития, стимуляции его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром – это_________________________________

6.Специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка –это_________________________________________________

7. Система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей – это________________________________________________________________________

8.Система преемственно связанных между собой учебно-воспитательных учреждений, осуществляющих обучение детей и взрослых с различными аномалиями слуха, зрения, речи, интеллекта, движений – это________________________________________________

9. Наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением движений и др.) – это__________________________________________________________________________

10. Исправление недостатков произношения при работе с косноязычными, слабослышащими, глухими детьми осуществляется путем спец. индивидуальных или групповых занятий, направленных на перестройку произносительных навыков – это_________________________________________________________________________

Основная литература к модулю:

1.Аксёнова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2002. - № 3. С. 9 - 20.

2.Алиева З.С. Формирование механизмов слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и при нарушении слуха // Альманах ИКП РАО. 2000. - № 2. [Электронный ресурс]: http://www. ise.iip.net/almanah.

3.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы/ Под ред. А.В.Запорожца и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1998. – 445 с.

4.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. М.: Просвещение, 1989. - 76 с.

5.Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. М.: Полиграф сервис, 2001. – 156 с.

6.Баранова М.Л. Основные принципы построения коррекционно-развивающей среды в ДОУ /Расти, малыш, здоровым. Теоретические основы и опыт создания здоровьесберегающей среды в детском саду. Сб. статей. - Ростов н/Д, 2002. С. 12 – 18.

7.Войкова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб., 2005.

8.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993

9.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.

10.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М, 1992.

11.Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики детей раннего возраста. – М., 1996.

Литература дополнительная к модулю:

1.Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России // Дефектология. 1999. - № 2. С. 61 – 63.

2.Батов Г.Н. К вопросу о периодизации процесса становления и развития отечественной системы специального обучения слабослышащих детей // Дефектология. 1998. - № 3. С. 75 – 83.

3.Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1974. - 176 с.

4.История дошкольной педагогики / Под ред. Л.Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. - 352 с.

5.История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1988. - 447 с.

6.Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования. - Дефектология, 1994, № 6. С. 3 - 9.

7.Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

8.Сулейменова Р.А. О создании системы ранней коррекционной помощи детям с нарушениями развития. – Дефектология, 2001, № 1. С. 69 – 74.

9.Басилова Т.А. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом // Дефектология. 1994. - № 4. С. 91 – 96.

10.Басилова Т.А. Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70-80-е годы) // Дефектология. 1988. - № 5. С. 65 - 70.Витухина И.А. Система специального образования в Канаде // Дефектология. 1994. - № 1. С. 78 – 82.

11.Вишневская Е., Галь Н. Специальное образование в Израиле на пути к интеграции // Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. 1999. - № 1. С. 62 – 72.

12.Вишневская С.Е. История развития специального обучения в Японии // Дефектология. 1982. - № 1. С. 56 – 58.

13.Вишневская С.Е. Некоторые современные тенденции специального образования в США // Дефектология. 1987. - № 2. С. 82 – 86.

14.Вишневская С.Е. Организация реабилитационной помощи детям с тяжелыми физическими нарушениями в США // Дефектология. 1989. - № 3. С. 89 – 93.

15.Моргачёва Е.Н. История специального образования в США. М.: МПГУ, 2001, - 172 с.

16.Моргачёва Е.Н. Определение умственной отсталости психолого - педагогическими методами в США. - Дефектология, 1999, № 6. С. 45 - 56.

17.Разенкова Ю.А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы. Альманах ИКП РАО, 2000, выпуск № 2.

Модуль 4. Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений.

Цель: обеспечить формирование у магистров компетенций, связанных с теоретической и практической подготовкой к научно-исследовательской деятельности в области управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений.

Знать

- способы поиска оригинального решения исследовательских задач в области современных проблем науки и образования;

- способы систематизации, обобщения и распространения методического опыта (отечественного и зарубежного) в области современных проблем науки и образования;

- этапы, способы организации педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов с учетом современных проблем науки и образования;

Уметь:

- применять способы организации педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов с учетом современных проблем науки и образования;

Владеть:

- -технологиями поиска оригинального решения исследовательских задач в области современных методов науки;

- способами систематизации, обобщения и распространения методического опыта (отечественного и зарубежного) в области современных проблем науки и образования;

-технологией организации педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов с учетом современных проблем науки и образования.

Наши рекомендации