Современное состояние системы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями «развитии

Здоровье детского населения на современном этапе обществен­ного развития в Российской Федерации представляет серьезную со­циальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характе­ризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличе­нием частоты хронических заболеваний. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья.

Ведущими являются:нарушения опорно-двигательного аппа­рата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллерги­ческие проявления. У 12-19% детей дошкольного возраста диагно­стируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений.

В дошкольном возрасте от 25% до 45% детей требуют создания специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20-30% детей нуждаются в специальной психолого-педагогической по­мощи, а свыше 60% - относятся к группе риска. Увеличивается коли­чество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя с достаточной однозначностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

В современной России отмечаются негативные тенденции, ха­рактеризующиеся увеличением количества детей с различными про­блемами и отклонениями в физическом и психическом развитии. Эти дети испытывают существенные трудности в адаптации к условиям в дошкольном и школьном учреждениях, не осваивают на нормативном уровне образовательные программы и требуют пристального внима­ния врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с уче­том проблем и потребностей каждого ребенка.

Виды отклонений в развитии детей. Внормативно-правовой документации используется несколько понятий, определяющих кон­тингент детей, относимых к системе специального образования. Это: «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофи­зическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоро­вья», «дети с особыми образовательными потребностями».

Дети с нарушениями в развитии (нуждающиеся в специальном образовании) - это дети, имеющие отставание (искажение) в психо­физическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательно­го, речевого), а также вследствие органического поражения цен­тральной нервной системы (ЦНС).

Дети с отклонениями в психофизическом развитии (с преиму­щественными нарушениями в психофизическом развитии функцио­нального характера) — это дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их воз­можности в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в пси­хофизическом развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья («проблемные дети») - это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют имвозможность иметь бинефицитарный статус, то есть позволяют поль­зоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной тер­минологии таких детей раньше называли детьми-инвалидами.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфи­ческих методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошколь­ного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Дошкольная коррекционная психология и педагогика решает вопросы изучения, воспитания и обучения детей с нарушениями развитияследующих категорий (по классификации В. В. Лебедин­ского):

1) общее стойкое недоразвитие:характеризуется незрелостью мозговых систем и ранним наступлением поражения;

2) задержанное развитие:замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах;

3) поврежденное развитие:характеризуется патологическим воздействием на мозг на более поздних этапах дизонтогенеза;

4) дефицитарное развитие:характеризуется нарушением в ра­боте отдельных анализаторных систем;

5) искаженное развитие:сложное сочетание общего недораз­вития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдель­ных психических функций;

6) дисгармоничное развитие:характеризуется диспропорцио­нальностью психического развития в эмоционально-волевой сфере.

Механизм аномального развития.Современная отечественная специальная психология базируется на позициях общественно-исторического происхождения психики. На ее развитие огромное влияние оказали идеи Л. С. Выготского. Обосновывая положения об общности законов нормального и аномального развития, Л, С. Выгот­ский подчеркивал, что общим для них является социальная обу­словленность психического развития.Социальное, в том числе пе­дагогическое воздействие, составляет источник формирования выс­ших психических функций как в норме, так и при нарушенном разви­тии. Идея Л. С. Выготского о системном строении дефекта позволила выделить в аномальном развитии две группы явлений: первичные нарушения,непосредственно вытекающие из биологического харак­тера болезни, и вторичные нарушения,возникающие в ходе соци­ального развития ребенка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первич­ного нарушения и тяжестью его выраженности. Механизм формиро­вания вторичных нарушений может быть различным, но существен­ную роль в нем всегда играет социальный фактор.Отклонения, воз­никающие вследствие поражения органов зрения, слуха, или тех и

иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями развития. Общим для всех этих случаев является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ре­бенка.

Проблемы психолого-педагогической помощи детям с от­клонениями в развитии.Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного об­разования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.

В соответствии с рассмотренной концепцией нарушенного раз­вития, для детей с нарушениями развития в нашей стране до 90-х го­дов XX века существовала дифференцированная система обучения и воспитания, то есть были открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них созданы специальные образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие таких детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Дифференцированный подход к обучению и воспитаниюпредусматривает использование специаль­ных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, сочетание обучения с необходи­мыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприя­тиями, определенные социальные услуги, материально-техническую базу специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение.

В настоящее время в стране существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений.Наряду со специали­зированными дошкольными образовательными учреждениями и спе-

циальными (коррекционными) школами I - VIII видов, в которые де­ти поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализу­ются специальные образовательные программы, утвержденные Ми­нистерством образования РФ, открыты негосударственные учрежде­ния, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и тому подобные, в которых находятся дети с разными нарушениями, часто — разного возраста, в силу чего реализация единой образова­тельной программы становится невозможной и возрастает роль инди­видуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Комплексная система помощи детям с отклонениями в разви­тии включает в себя:

• диагностику;

• коррекционно-развивающую работу;

• реабилитацию и адаптацию детей в общество. Этапы диагностики:

1-й этап — скрининг-диагностика— выявление детей с различ­ными отклонениями и нарушениями развития в условиях массовых образовательных учреждений и в популяции и определение спектра проблем ребенка.

2-й этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитиидля определения направления обучения, ведущая роль в ко­торой отводится психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

3-й этап - феноменологический- выявление индивидуальных особенностей ребенка и разработка индивидуальной коррекционной работы с ним. Ведущая роль принадлежит ПМПК образовательного учреждения.

Середина 90-х годов XX в.: в отечественной коррекционной пе­дагогике наметилась тенденция к интегрированному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.В настоящее время в России развиваются две формы интеграции: ин­тервальная и экстернальная.

Интернальная интеграция— это интеграция внутри системы специального образования. Экстернальная интеграцияпредполага-

ет взаимодействие специального и массового образования. Концеп­ция интегрированного обучения и воспитания является в нашей стра­не ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе. Совместное обучение и воспитание дает многое как здоровым детям, так и детям с нарушениями в развитии. Инте­грация способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувства взаи­мопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями совместное обучение и воспитание ведет к формиро­ванию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала разви­тия и обучения.

Виды интеграции на современном этапе:

1. полная(1-2 ребенка, соответствуют нормальным детям по уровню своего психофизического состояния);

2. частичная(1-2 ребенка воспитываются со здоровыми детьми

неполный день);

3. временная(1-2 раза в месяц для проведения различных ме­роприятий);

4. комбинированная(1-2 детей, приближенных к норме, вос­питываются в массовых группах и получают помощь различных спе­циалистов - логопеда, дефектолога и т. д.).

Наши рекомендации