Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим

Сопровождение лиц с нарушениями слуха в специальном образовании обеспечивает им на всех его ступенях определенные гарантии в получении необходимой помощи, сохраняя при этом приоритет их интересов. По своей структуре оно представляет собой динамический процесс, предусматривающий:

-систематическое отслеживание клинико-психологического, психолого-педагогического, социального статуса личности в динамике ее развития;

-создание в образовательной среде адекватных условий, содействующих психическому, социальному развитию человека со слуховым дефектом;

-оказание в случае необходимости помощи родителям и родственникам, участвующим в жизнеобеспечении лиц с нарушениями слуха;

-организацию среды жизнедеятельности с учетом особенностей и возможностей (психических и коммуникативных) человека с нарушенным слухом.

По времени такое сопровождение может быть постоянным или выборочным; по способу осуществления — непосредственным, опосредованным и дистанционным; по направленности деятельности организационным, консультативно-адаптационным, коррекционно-развивающим; по форме организации — индивидуальным и групповым; по своему принципиальному характеру — целостным, сочетающим взаимосвязанные компоненты: медицинский, психологический, педагогический и социальный.

В его основу положен мульти дисциплинарный подход, предполагающий участие специалистов разных профилей (отоларингологов, педагогов, дефектологов, психологов, социальных педагогов и т.д.), от согласованных и координированных усилий которых зависит его эффективность.

Важным этапом в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении является деятельность психолого-медико-педагогических комиссий, служб раннего и надомного сопровождения, специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Медицинское сопровождение предусматривает углубленное медицинское обследование, на основе которого определяется индивидуальная общеукрепляющая терапия, проводятся лечебно-оз- доровительная работа, профилактика заболеваний и постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья индивида в условиях образовательной среды. Особое значение имеют осмотр врача-отоларинголога (отиатрический осмотр) и диагностика состояния слуха. Клиническая аудиология, использующая вариативные средства и методы исследования слуховой функции — объективные и субъективные (психоакустические), позволяет получить данные о частотном и динамическом диапазонах слуха. Для организации коррекционно-педагогической помощи по развитию речевого слуха и произношения важны сведения о времени, характере и причинах нарушения слуха, об особенностях слухопротезирования.

На основе комплекса медицинских мероприятий разрабатываются адресные рекомендации (индивидуальные и групповые) для педагогов, родителей, лиц со слуховой недостаточностью (детей, учащихся, студентов), определяются лечебно-коррекционные мероприятия медицинского характера.

Психологическое сопровождение направлено на создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации лиц с нарушенным слухом в образовательной среде. Оно предусматривает: дифференциальную психологическую диагностику, направленную на выявление психологической структуры нарушения; разработку индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с особенностями образовательного процесса, и изучение индивидуального продвижения по образовательному маршруту; подготовку рекомендаций, обеспечивающих оказание адресной психологической помощи для преодоления трудностей в обучении; конкретную психологическую помощь (коррекцию эмоционального и общего развития личности, формирование сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности; психологическую коррекцию поведения).

Организация психологического сопровождения предполагает проведение мероприятий, направленных на успешную адаптацию обучаемых в условиях образовательной среды, таких, как консультирование, тренинги, комплектование групп психологическое: разгрузки и др. Кроме того, адресная психологическая помощь может быть оказана учителям и сурдопедагогам. Как правило, в этом случае подразумевается содействие в определении особенностей организации образовательной среды для детей, имеющих нарушения слуха, с позиций обеспечения для них духовного и нравственного комфорта. Предусмотрены также психологическая поддержка и помощь родителям детей со слуховой недостаточностью и лицам, их заменяющим.

Психологическое сопровождение детей, имеющих нарушения слуха, обеспечивает им расширение и гармонизацию зоны ближайшего развития через формирование психических функций, свойств и качеств, значимых для компенсаторных механизмов.

Педагогическое сопровождение направлено на определение особенностей коррекционно-педагогической, реабилитационно-восстановительной помощи на основе дифференцированного подхода к оценке возможностей развития ребенка и создание адекватных образовательных условий. Для этого проводится педагогическое обследование состояния слуха (без использования электроакустической аппаратуры), слухового восприятия и его резервов (с использованием электроакустической аппаратуры); возможностей понимать собеседника и быть понятым; аналитических характеристик произношения; уровня общего и речевого развития на начало обучения (объем словаря, владение синтаксическими конструкциями, связной речью); используемых специфических средств общения; сформированное знаний, умений и навыков; выявляются причины, вызывающие затруднения усвоения содержания учебного материала, если таковые имеются, и др.

В зависимости от возраста ребенка и этапа обучения могут быть необходимы и некоторые дополнительные данные (например, Л. П. Носкова рекомендует при обследовании глухих дошкольников особое внимание обращать на развитие языковой способности).

Обобщение собранных данных ложится в основу рекомендаций о темпах получения образования, его объеме (среднее (полное), основное общее, неполное общее основное образование с дополнительной трудовой подготовкой).

Педагогическое сопровождение детей и подростков, имеющих нарушения слуха, осуществляют сурдопедагоги, учителя специальной школы; предусматривается также оказание педагогической помощи их родителям.

Социальное сопровождение гарантирует реализацию права лиц с нарушенным слухом на образование и регулирует правовые отношения с обществом и его учреждениями, обеспечивая им возможность чувствовать себя полноправными, юридически защищенными членами данного общества. В соответствии с норматив- но-правовой основой организуется безбарьерная среда жизнедеятельности, планируется и реализуется система социальной помощи и т.д.

Важным аспектом социального сопровождения является создание индивидуальных программ реабилитации (ИПР), предусматривающих соответствие медицинских, психологических, педагогических и социальных мер индивидуальным возможностям конкретных людей, имеющих нарушения слуха (как по содержанию, так и по форме). ИПР ставит своей целью интегрировать человека со слуховым дефектом в общество слышащих людей, обеспечив ему необходимый уровень общения. Такие программы, разрабатываемые для детей, утративших слух до овладения речью, суще­ственно отличаются от программ для тех, кто лишился слуха после того, как научился говорить. В первом случае неизмеримо возрастает роль обучения и слухопротезирования, во втором — лечения и слухопротезирования.

Клинические основы

Функционирование нормально действующих анализаторов способствует установлению сложных, но естественных взаимоотношений человека с окружающим миром. Полное или частичное их нарушение (или одного из них, в частности слухового) приводит к изменениям в деятельности других анализаторов, а в детском возрасте оказывает воздействие на весь процесс развития. Сурдопедагогика тесным образом связана с биологией человека, с и ее различными отраслями (патологической анатомией и физиологией человека разного возраста, нейроанатомией, нейрофизиологией, невропатологией, психопатологией, психиатрией, психотерапией, генетикой, педиатрией, фониатрией, отоларингологией, сурдологией и др.). Совокупность базовых знаний из этих областей науки формирует клинические основы сурдопедагогики, значимые для проведения психолого-педагогической диагностики, определения специальных образовательных условий для различных групп, отличающихся по состоянию слуха, для составления специальных образовательных программ.

Сурдопедагогика содействует закреплению, развитию и усилению результатов, достигнутых Медиками, помогает человеку научиться полноценно жить со слуховым дефектом, который нельзя преодолеть с помощью медицинских мер реабилитации.

Наши рекомендации