Современная система оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

ПОЛОЖЕНИЕ

о центре коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок функционирования центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

2. ЦКРОиР – учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

3. ЦКРОиР может быть государственным и частным. ЦКРОиР создается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Решение о реорганизации и ликвидации государственного ЦКРОиР принимается его учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

4. ЦКРОиР является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, настоящего Положения, иных актов законодательства Республики Беларусь, устава, утверждаемого учредителем.

5. ЦКРОиР в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обеспечивает:

организацию питания для обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

охрану здоровья обучающихся с особенностями психофизического развития;

подвоз на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно обучающихся с особенностями психофизического развития.

6. ЦКРОиР имеет право осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

7. ЦКРОиР имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями.

8. Виды деятельности, для осуществления которых требуется специальное разрешение (лицензия), осуществляются на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

9. ЦКРОиР ведет архивные дела и делопроизводство в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В своей работе ЦКРОиР использует отдельные документы, образующихся в деятельности ЦКРОиР, типовые формы которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦКРОиР

10. ЦКРОиР обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, диагностическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.

11. ЦКРОиР на территории соответствующей административно-территориальной единицы в сфере специального образования решает следующие задачи:

своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование;

реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

реализация программ ранней комплексной помощи;

охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, проведение оздоровительных мероприятий;

социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни;

реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в объединениях по интересам или индивидуально;

создание и ведение государственными ЦКРОиР банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

методическая помощь педагогическим работникам при реализации образовательных программ специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся, их законным представителям в гармонизации семейных отношений, формировании правильной оценки и положительных установок на перспективы развития возможностей и жизненного

самоопределения лиц с особенностями психофизического развития;

консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

координация деятельности в сфере специального образования государственными ЦКРОиР на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.

С целью достижения поставленных задач ЦКРОиР в соответствии с законодательством Республики Беларусь реализует следующие функции:

организует образовательный процесс;

осуществляет диагностическую деятельность (государственныйЦКРОиР);

оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

оказывает раннюю комплексную помощь;

осуществляет консультативную и методическую деятельность;

создает и ведет банк данных о детях с особенностями психофизического развития (государственный ЦКРОиР), осуществляет информационно-аналитическую деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

оказывает социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и их законным представителям;

проводит экспериментальную и инновационную деятельность;

организует обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, которым по медицинским показаниям рекомендовано получение специального образования на дому;

проводит мероприятия, направленные на обеспечение преемственности перехода выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения.

Областной (города Минска) ЦКРОиР, исходя из существующих условий, может выполнять все или отдельные функции, определенные в пункте 12 настоящего Положения и дополнительно осуществляет:

психолого-медико-педагогическое обследование лиц с особенностями психофизического развития при отсутствии районного (городского) государственного ЦКРОиР по месту жительств лица с особенностями психофизического развития, при переводе ребенка с особенностями психофизического развития из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, из организации здравоохранения в учреждение образования, по желанию законного представителя в случае его несогласия с заключением районного (городского), районного в городе ЦКРОиР, вучреждении социального обслуживания, создавшем условия для получения специального образования лицами с особенностями психофизического развития, находящимся в учреждении социального обслуживания;

взаимодействие с организациями здравоохранения и учреждениями социального обслуживания, создавшими условия для получения специального образования лицами с особенностями психофизического развития;

методическую деятельность с педагогическими работниками районных (городских), районных в городе ЦКРОиР по вопросам обучения и воспитания лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершенствования профессиональной компетенции в области психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития, оказания ранней комплексной помощи;

информационное обеспечение по вопросам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Наши рекомендации