Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом.

В последние десятилетия в зарубежной педагогике большую актуальность приобрела проблема психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии. Становление западных систем ранней психолого-педагогической помощи рассмотрено в ряде научных исследований последних лет (Т.А. Басилова, С.Е. Вишневская, Н.Н. Малофеев, Е.Н. Моргачева, Р.А. Сулейменова, Т.В. Фуряева, Л.М. Шипицына и др.).

Великобритания.Практика обучения детей с различными нарушениями начала складываться в Великобритании в конце XVIII в. Инициатором открытия двух частных школ (1760, 1773) являлся священник Т.Брайвуд, разработавший собственный сурдопедагогический подход. Впоследствии в Англии сеть специальных учебных заведений для детей расширялась за счет двух описанных выше видов заведений – платных частных школ и благотворительных учебных учреждений для детей из неимущих семей (приютов), основным назначением которых являлось не образование, а трудовое обучение. Спустя десятилетия, после принятия Парламентом Великобритании решения об обязательном обучении детей различными нарушениями (1893-1899), в развитии системы специального образования так и не произошло каких-либо значительных изменений. В начале ХХ в. Парламентом Великобритании были приняты специальные акты об умственной отсталости, которые признаны в настоящее время исследователями (Х.С. Замский, Н.Н. Малофеев) самыми тщательно разработанными среди подобных европейских законов первой четверти ХХ века. Законом устанавливались четыре категории умственной отсталости (1913) и вводились следующие типы учреждений: детские сады; специальные классы при обычных школах; специальные школы и приюты для глубоко умственно отсталых (1914). В соответствии с Актом об образовании 1921 г., умственно отсталые дети должны были обучаться только в специальных школах и классах. В последние десятилетия, как утверждают зарубежные исследователи, для детей раннего дошкольного возраста существует несколько альтернативных форм обучения. Таким образом, в последние десятилетия в Великобритании более 50% нуждающихся детей раннего возраста охвачены специальным образованием, представленным различными традиционными и альтернативными формами.

Германия.В первой половине XVIII в. в Германии неоднократно предпринимались попытки повсеместного открытия начальных (элементарных) школ; издавались эдикты об обязательном обучении детей в возрасте 5-12 лет. В последующие десятилетия под влиянием государственной политики в области образования в стране начинают открываться первые школы для детей с сенсорными нарушениями, а также для умственно отсталых (1863). Инициатива в этом процессе принадлежала педагогам, что и отличает эту страну от всех остальных. И.Т. Вайзе (1793-1859), верный приверженец взглядов Песталоцци, рекомендовал начинать воспитание слабоумных с 3-5 лет, когда формируется правильное произношение. Вся его система работы была направлена на развитие умения ориентироваться в окружающем мире. Таким образом, во второй половине XIX в. в Германии отношение государства к лицам с нарушениями в развитии изменилось в лучшую сторону. Стремление обеспечить специальным обучением нуждающихся детей в этот исторический период объяснялось не только чисто гуманными соображениями, а еще и потребностью сделать их полезными членами общества, что сократило бы расходы на их дальнейшее содержание.

В XX столетии, с приходом к власти фашисткой диктатуры, положение в системе специального образования кардинально поменялось. За короткий исторический срок немецкое государство не только разрушило одну из лучших в мире систем специального образования, но и сумело убедить большую часть населения в нецелесообразности ее существования. В этот период интересы «неполноценных людей» продолжала защищать лишь немногочисленная группа педагогов и ученых.

В 1971 г. в ФРГ началось педиатрическое исследование с целью определения критериев для ранней диагностики функциональных нарушений центральной нервной системы. В настоящее время в Германии специальным образованием охвачены все дети, начиная с самого раннего возраста. На базе специализированных детских садов существует большое число групп совместного воспитания здоровых детей и имеющих патологию в развитии.

Италия.Дж. Кардано (1501-1576) – профессор одного из итальянских университетов – предложил физиологическое объяснение причин глухоты и немоты, а также разработал классификацию неслышащих, заложив тем самым «теоретические основы воспитания и обучения глухонемых детей». Л. Терци (1631-1687) предпринял первую попытку обучать неслышащих детей .

До начала ХХ в. в Италии действовало лишь благотворительно-католическое направление помощи детям с нарушениями развития, так как долгое время считалось, что их воспитание не входит в компетенцию образовательного учреждения. Тем не менее, именно Италия является первым европейским государством, в котором уже в первое десятилетие ХХ столетия была разработана уникальная система специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения. Так, М. Монтессори первой начала заниматься проблемами воспитания детей с нарушениями умственного развития в условиях дошкольных учреждений. На ее деятельность большое влияние оказали идеи об образовании детей с недостатками интеллекта, высказанные французскими врачами-педагогами Ж.Итаром и Э.Сегеном. В 1898 г. М. Монтессори открыла в Риме «Государственную олигофреническую школу для отсталых детей» и создала систему сенсомоторного воспитания слабоумного ребёнка, положенную ею в основу всей лечебной педагогики. Специальное образование в Италии было введено позже, чем в других странах Европы, а именно в 20-30-е гг. XX столетия. После 1958 г. система учреждений для детей с нарушениями развития стала быстро расширяться. После введения Закона о дошкольном образовании 1968 г. все дошкольные учебные заведения стали открывать специальные отделения для детей с различными психофизическими нарушениями, в которых оказывают помощь детям раннего возраста и их родителям.

Франция.Франции принадлежит приоритет в осуществлении первых мероприятий по изучению, воспитанию и обучению детей с нарушением интеллекта. Великая Французская революция и провозглашённые в этот период идеи гуманного отношения ко всем больным и обездоленным людям дали толчок к развитию нового отношения общества к аномальным людям. В период с 1770 по 1784 гг. в Париже открываются первые государственные школы для детей с сенсорными нарушениями.

Начало педагогическому направлению помощи детям с нарушениями развития положило открытие в 30-40-е гг. XIX в. в Париже Ж. Вуазеном и Э. Сегеном учреждений для детей с нарушением интеллекта, а в 1784 г. В.Гаюи Института слепых. Выпущенная им книга «Очерк об обучении слепых» является первой попыткой определить задачи, содержание и методы обучения детей данной категории. Однако в тот исторический период во Франции в условиях абсолютной монархии организация специального обучения зависела не от успехов педагогов и учеников, а от расположенности короля. Государство и общество все еще понимали проблему детей с нарушениями развития как проблему призрения, а попытки их обучать – излишними, что давало возможность развиваться только медицинскому и филантропическому (благотворительному) направлениям помощи таким детям.

С конца XIX в. важную роль в развитии воспитания и обучения детей с умственными нарушениями сыграл французский психиатр Бурневиль (1840 – 1910), развивавший традиции Сегена и Гугенбюля. Организованное и возглавляемое им «Убежище для слабоумных» в Биссетре в числе других воспитанников обслуживало и детей раннего возраста, начиная от нескольких месяцев жизни. Коррекционное воздействие проводилось по врачебно-педагогической системе и включало в себя обучение грамоте и счёту, упражнения по системе Сегена, массажи, гимнастику, развитие двигательных навыков, ремесленную подготовку, а также привитие элементов самообслуживания, таких, как обучение пережевывать пищу. Именно в этом учреждении начинает зарождаться первый опыт педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития.

Отсутствие государственной политики в области образования лиц с нарушениями развития привело к тому, что опыт первых в мире учебных заведений для детей с нарушением интеллекта и сенсорной сферы остался научным экспериментом, так и не получившим развития и распространения в течение следующего столетия.

Специальное образование в США.Сравнивая историю специального образования средних веков в Западной Европе и в ранней Америке, можно сделать вывод, что в отношении людей с нарушениями в развитии на указанных континентах в течение длительного времени проявлялась общая тенденция отношения к ним общества и государства – от негативного и презрительного (их обвиняли в колдовстве, пытались сажать в тюрьмы, помещали в лечебницы для психически больных, отселяли) – до проявления первых форм гуманного подхода – попыток обучения и лечения.

В последующую эпоху прогресса США, с 1900 по 1920 гг., развитие образования продолжается: во многих штатах был принят закон об обязательном образовании умственно отсталых детей. В 60-е годы в США начала четко прослеживаться тенденция изменения отношения общества к вопросам педагогической помощи детям с нарушениями развития, что во многом было обусловлено влиянием европейских традиций. В последующий период исторического развития страны (1975-1990), сразу же после принятия государственного закона «Об образовании всех аномальных» (1975), произошла радикальная реформа специального образования в США. В 80-е гг. государственным законом «О детях дошкольного возраста» (1986) было введено обязательное специальное образование для дошкольников; создана многопрофильная всеобщая общегосударственная программа раннего выявления и предоставления помощи детям в возрасте от рождения до трех лет; была также введена статья о создании индивидуализированных планов по оказанию помощи семьям.

Начиная с 90-х гг., основными формами оказания помощи дошкольникам и детям раннего возраста в США стали: надомная (выезд специалистов и проведение занятий, предоставление специальных услуг на дому); организованная в специальном детском саду (с выездом специалиста); организованная в дневном центре, которые работают по программам, реализующимся на базе больниц, общественных и культурных центров, начальных дневных общеобразовательных школ и т.д.

В 90-е гг. ХХ столетия область специального образования продолжала динамично развиваться. Этому способствовало совершенствование законодательства в отношении лиц с ограниченными возможностями, данные научных исследований, а также усиливающиеся тенденции интегрированного обучения. В последние десятилетия в большинстве стран Европы и Америки произошло интенсивное развитие системы раннего выявления и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста, ориентированной на помощь детям групп риска и их семьям. Существующие на Западе службы ранней помощи осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка, консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев, охват образованием различных сфер развития младенца. Специалисты разного профиля деятельности (педагоги и медики) оказывают ребенку и его семье целый комплекс психолого-медико-педагогических услуг, включающих диагностику и координацию обнаруженных нарушений, а также оптимальное развивающее обучение детей в возрасте до трех лет. Для каждого нуждающегося ребенка разрабатывается индивидуальный план помощи семье, осуществляемый многопрофильной командой специалистов, которые помогают ребенку и его семье подготовиться к поступлению в дошкольное учреждение. Финансирование программ раннего вмешательства осуществляется из общественных, частных, региональных и федеральных источников. К оказанию услуг в рамках Федеральной программы привлекаются различные учреждения государственной, общественной и частной собственности. Все создаваемые на Западе формы оказания ранней помощи подразделяются на три типа: специальные дневные центры (при поликлиниках, институтах) для младенцев и детей раннего возраста с условиями, приближенными к домашним; специальные дошкольные учреждения (группы в детских садах или отделения при школах); оказание ранней помощи на дому.

Проектные задания к третьему модулю «Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями развития - как научная проблема».

1.Учебно-исследовательские:

1.1.Заполните сравнительную таблицу «Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России».

Таблица 1.

Наши рекомендации