Классификация налогов. виды налогов и сборов в россии
В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно классифицировать в следующие группы (рис. 16.3).
Рис. 16.3. Классификация налогов
По способу обложения, или по экономическому содержанию, налоги делятся на:
1) прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные, земельные налоги и др.;
2) косвенные. При этом субъект налога и его носитель не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, работы, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.
По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:
1) федеральные налоги и сборы. Перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации — устанавливаются Налоговым кодексом РФ, республиканскими законодательными актами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
3) местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В зависимости от направления использования налоги бывают общими и специальными:
1) общие налоги поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
2) специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации) и местного.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) НДС (налог на добавленную стоимость);
2) акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налоги на доход от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная политика;
8) таможенные пошлины и таможенные сборы;
9 Экономика 257
9) налоги на пользование недрами;
10) налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) лесной налог;
12) экологический налог и др.
К региональным (субъектов Федерации) налогам и сборам относятся:
1) налоги на имущество организаций;
2) налоги на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налоги на игровой бизнес;
7) региональные лицензионные сборы и др.
Местные налоги и сборы:
1) земельный налог;
2) налог на имущество с физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование и дарение;
5) местные лицензионные сборы и др.
Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налоговая политика — составная часть финансовой политики; система правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.
Основные цели налоговой политики:
1) обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности отдельных территорий, малого предпринимательства;
3) обеспечить социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены на решение задач создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.