Классификация налогов. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Классификация налогов — это система их группировки по определенным признакам.

· По субъекту уплаты налога:

o юридические лица;

o физические лица.

· По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.

· По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

· По назначению:

o общие налоги — расходуются на цели, определенные в бюджете;

o специальные налоги — имеют строго целевое назначение.

· По способу обложения:

o Кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;

o Декларационные — официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

· По методу исчисления:

o регрессионные;

o пропорциональные;

o твердые;

o кратные суммы (МРОТ).

· По способу изъятия:

o прямые налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц;

o косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.

· По принадлежности к уровню власти и управления:

o федеральные;

o региональные;

o местные.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организации;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) налог на наследование или дарение;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Принципы налогообложения

· Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

· Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

· Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

· Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

· Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ.

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

· При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

· Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Понятие налоговой системы

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Анализ налоговых систем государств показывает, что несмотря на их различие, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

· Виды налогов и сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов:

1) федеральные налоги и сборы:

§ налог на добавленную стоимость;

§ акцизы;

§ налог на доходы физических лиц;

§ налог на прибыль организаций;

§ налог на добычу полезных ископаемых;

§ налог на наследование или дарение;

§ водный налог;

§ сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

§ государственная пошлина;

2) региональные налоги:

§ налог на имущество организаций;

§ налог на игорный бизнес;

§ транспортный налог;

3) местные налоги:

§ земельный налог;

§ налог на имущество физических лиц.

· Законодательная база, регулирующая порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей.

· Система государственных институтов, обеспечивающая принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ.

Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента РФ вступают в силу.

Контролирующие органы за правильностью исчисления и уплаты налогов в России представлены: ФНС с его подразделениями, государственным таможенным комитетом РФ, органами государственных внебюджетных фондов, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

· Налогоплательщиками являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

Наши рекомендации