Сиситема налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов.

Преследуя цели пополнения казны для решения государствен­ных задач, любое правительство стремится разнообразить вводи­мые налоги. В дореволюционной (до 1917 г.) России существова­ло немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подо­ходных налогов — поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысло­вый, с наследства и др.

Немалое число налогов установлено и законодательством Рос­сии, принятым в 90-х гг. XX в. Отметим, что Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г., который установил новую налоговую систему в стране, включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. При этом они объединены введенным этим Законом понятием «налоговая система», которое определено как «совокупность налогов, сбо­ров, пошлин и других платежей (далее — налогов), взимаемых в установленном порядке» (ст. 2). Соответственно Закону в налого­вую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможен­ная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и др. Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смыс­ле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный ха­рактер: они являются или платой за услуги (например, государ­ственная пошлина), или платой за разрешение на какую-то деятельность и т.д., предоставляемые компетентными государст­венными органами и органами местного самоуправления. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоп­лательщика установленного законодательством объекта обложе­ния (имущества, дохода и т.п.) налоги подлежат систематическо­му внесению в казну в предусмотренные сроки.

Вместе с тем с налогами их объединяют такие общие черты как:

- обязательность уплаты при наличии указанных законодатель­ством фактов;

- внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного го­сударственного или местного уровня;

- возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов — налоговые органы, а в соответствующих случаях — на таможенные органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принуди­тельного воздействия.

Учитывая общие черты рассматриваемых платежей с налога­ми, законодатель условно и их именует налогами.

Более четкими в этом отношении являются положения Нало­гового кодекса РФ. Прежде всего, удачнее стало наименование самой системы данных платежей в целом: вместо условного тер­мина «налоговая система» (который может толковаться и более широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспек­те — например, как система налоговых органов) применено выра­жение «система налогов и сборов». В последнем случае ясно, что речь идет, во-первых, именно о платежах, и во-вторых, о разли­чающихся между собою платежах. К достоинствам Кодекса отно­сится, как уже отмечалось, и обособленное формулирование по­нятий налога и сбора с указанием их характерных особенностей. Вместе с тем все эти платежи, как и ранее принятым Законом, объединены в одну систему. В соответствии с Федеральным зако­ном «О бюджетной классификации» они составляют группу нало­говых доходов.

Первоначально Закон РФ от 27 декабря 1991 г. включил в на­логовую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений к моменту введения в действие части первой НК РФ в начале 1999 г. более 50. НК РФ (ст. 13—15) внес изме­нения в систему налогов и сборов, сократив общее количество их видов до 28. Однако до полного введения в действие части второй НК РФ установлено (помимо уже предусмотренных в ней) приме­нение и платежей, закрепленных Законом РФ от 27 декабря 1991 г. о налоговой системе (ст. 19, 20 и 21).

Объединение налоговых платежей в систему предполагает воз­можность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущ­ность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с ор­ганизаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу вхо­дят налоги разного территориального уровня. К первой группе от­носятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Вы­явление круга платежей по субъектам имеет важное практичес­кое значение для характеристики правового статуса соответству­ющего юридического или физического лица, определения перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов.

Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог, налог на покупку ино­странных денежных знаков и др. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответст­вующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачис­ляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или вы­деляются в бюджете отдельной строкой для целевого использо­вания.

Целевым является, в частности, транспортный налог, единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный, Фонд социального страхования, Фе­деральный и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования. Однако в последнее время появилась тенденция к сужению круга таких налогов и число их резко сократилось (это коснулось дорожных, экологических и других налогов).

В зависимости от формы возложения налогового бремени нало­ги могут быть прямыми и косвенными. Этот вопрос в настоящее время относится к числу актуальных. Россия переходит к актив­ному использованию косвенных налогов.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно об­ращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, дру­гим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

Исторически прямые налоги (дань) — наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., со­ставляющие большую часть среди всех налогов действующей сис­темы. При такой форме взимания ясно видно, кто сколько платит в казну.

Косвенное налогообложение отличается от этой формы своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого непо­средственно не связан с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесе­ния суммы налога в казну на предприятие, производящее или ре­ализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фак­тически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими косвенными налогами явля­ются введенные в стране с 1992 г. акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, действовавшей в течение 1991 г. и вновь введенный в 1998 г.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги не­справедливы, поскольку чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

Однако в западных странах косвенные налоги по сей день на­ходят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, от­даваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наи­более удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на эко­номику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребле­ния, при этом — быстрого реагирования на экономические про­цессы. При использовании этого механизма важен комплексный анализ последствий его применения, учет особенностей экономи­ки страны. В развитых капиталистических странах при всех не­гативных сторонах косвенного налогообложения оно не противо­действует развитию экономики.

Помимо рассмотренной классификации Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» подразделил нало­ги на три уровня с учетом федеративного государственного уст­ройства и организации в России местного самоуправления:

— федеральные налоги;

— налоги субъектов Федерации;

— местные налоги.

ПК РФ (гл. 2) в качестве равнозначного выражению «налоги и сборы субъектов Российской Федерации» ввел в отношении этих платежей термин «региональные». Хотя последний и не отличается четкостью, закрепление в законодательстве дает основание пользо­ваться им при характеристике соответствующих платежей.

К федеральным налогам действующими нормами Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 19) с учетом изменений и дополнений, связанных с принятием части второй НК РФ, отнесены:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— налог на доходы физических лиц;

— единый социальный налог;

— налог на операции с ценными бумагами;

— налог на прибыль организаций;

— налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

— налог на игорный бизнес;

— налог на добычу полезных ископаемых.

Кроме налогов к федеральным отнесены пошлины, несколько сборов и иных платежей:

— государственная пошлина;

— таможенная пошлина;

— платежи за пользование природными ресурсами, зачисляе­мые в федеральный бюджет и бюджеты других уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Рос­сийской Федерации;

— плата за пользование водными объектами;

— сбор за использование наименований «Россия», «Россий­ская Федерация» и образованных на их основе слов и словосоче­таний;

— сборы за выдачу лицензий и право на производство и обо­рот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной про­дукции.

Федеральные налоги, сборы и иные платежи в разной степени используются для формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом:

а) зачисляются в полном объеме в федеральный бюджет (на­пример, в федеральный бюджет на 2002 г. предусмотрено зачис­ление в полном объеме сумм по налогу на добавленную стои­мость);

б) поступления некоторых платежей распределяются между бюджетами разных уровней в установленном федеральным зако­нодательством порядке (например, налог на игорный бизнес, налог на покупку иностранных денежных знаков);

в) отдельные платежи закрепляются за бюджетами других уровней (например, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, закреплен за местными бюджетами);

г) возможна передача отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ в процессе ежегодного формирования бюджетов.

Таким образом, федеральные налоги отличают следующие особенности:

- они устанавливаются законодательными актами РФ;

- взимаются на всей ее территории;

- круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки нало­га, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ.

Это не исключает зачисле­ния их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.

К налогам субъектов Федерации отнесены:

— налог на имущество предприятий, который федеральный закон обязывает зачислять равными долями в бюджеты субъек­тов Федерации и местные бюджеты по месту нахождения пла­тельщика;

— транспортный налог;

— лесной доход;

— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц и используемый через бюджет целевым назна­чением на дополнительное финансирование образовательных уч­реждений;

Часть платежей данной группы (налог на имущество предпри­ятий, транспортный налог, лесной доход), как и федеральные на­логи, устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определя­ются органами государственной власти субъектов Федерации, если иное не будет установлено законом РФ. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полнос­тью или частично в местные бюджеты.

В отношении иных платежей данного уровня (сбор на нужды образовательных учреждений, налог с продаж и единый налог на вмененный доход) предусмотрен другой порядок. Они устанавли­ваются и вводятся в действие представительными органами госу­дарственной власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. При этом в случае введения налога с продаж не взимается налог на нужды образовательных учреждений. При введении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности не взимается ряд платежей федерального и местного уровня.

Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы. В числе налогов:

— налог на имущество физических лиц;

— земельный налог;

— налог на строительство объектов производственного назна­чения в курортной зоне;

— налог на рекламу;

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и персональных компьютеров.

Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и взимания.

Так, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся пред­принимательской деятельностью, устанавливаются законода­тельными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ.

Налог на строительство промышленных объектов и курорт­ный сбор могут быть введены органами местного самоуправле­ния, на территории которых находится курортная местность.

Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:

— налог на рекламу с юридических и физических лиц;

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;

— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, ор­ганизаций на содержание милиции, на благоустройство террито­рии, на нужды образования и другие цели;

— сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими ли­цами;

— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц;

— лицензионный сбор за право проведения местных аукцио­нов и лотерей;

— сбор за выдачу ордера на квартиру;

— сбор за парковку автотранспорта с юридических и физи­ческих лиц;

— сбор за право использования местной символики, вноси­мый производителями продукции;

— сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;

— сбор за выигрыш на бегах;

— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на иппо­дроме;

— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогооб­ложении операций с ценными бумагами;

— сбор за право проведения кино- и телесъемок;

— сбор за уборку территорий населенных пунктов;

— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физи­ческих лиц.

Перечисленные местные налоги и сборы относятся к источни­кам доходов местных бюджетов.

Необходимо иметь в виду, что законодательство РФ закрепля­ет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей, входящих в нее.

Установление налога (сбора) означает принятие законода­тельным органом государственной власти и местного самоуправ­ления в рамках своей компетенции решения о включении кон­кретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с ука­занием круга плательщиков и основных элементов налогообложе­ния.

Введение в действие установленных налогов и сборов с указа­нием его конкретного срока производится правовыми актами фе­деральных, региональных органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления соответственно их компетенции, определенной НК РФ (ст. 12).

После введения в действие части второй НК РФ в полном объе­ме предстоит обновление системы налогов и сборов, в которую НК РФ (ст. 13, 14 и 15) включил следующие платежи.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес;

6) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость должно пре­кращаться действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество фи­зических лиц и земельного налога.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Этот перечень в ходе изменений налогового законодательства уточняется.

Наши рекомендации