Фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации
Функциональные подразделения и должностные лица | |||||||||||||
№ п/п | Наименование функций отдела управления персоналом | Юриди- ческий отдел | Отдел безопа- сности | Канце- лярия | Финан- сово-эко- номиче- ский отдел | Отдел социа- льно-быто- вого обслу- живания | Отдел управ- ления персо- налом | Лабора- тория социо- логиче- ских иссле- дований | Бухга- лтерия | Второй отдел | ... | Нача- льник отдела управ- ления персо- налом | Руково- дитель органи- зации |
... | |||||||||||||
Подбор и расстановка кадров | У | О | С | Р | |||||||||
Составление плана потребноти в персонале | П | П | П | П | П | О | П | П | П | Р | |||
Оформление приема, перевода, увольнения работников | С | С | О | С | С | Р | |||||||
Изучение причин текучести кадров | П | О | П | Р | |||||||||
Контроль за правильным использованием персонала | П | О | У | Р | |||||||||
Создание резерва кадров и его обучение | О | Р | |||||||||||
Ведение учета личных дел | О | С | Р | ||||||||||
Оформление документации для награждений | У | С | У | О | П | С | Р | ||||||
Работа по профессиональному продвижению кадров | П | П | П | П | П | О | П | П | П | С | Р | ||
Рассмотрение писем жалоб, заявлений | П | О | С | Р | |||||||||
Трудовая мотивация персонала | П | П | П | П | П | О | П | П | П | С | Р | ||
Совершенствование стиля и методов работы с персоналом | О | С | Р | ||||||||||
Анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала и т.д. | П | П | П | П | П | О | П | П | П | Р |
Условные обозначения:
О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, подготавливает и оформляет необходимые документы;
П - представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У - участвует в выполнении данной функции;
С - согласовывает подготовленный документ по функции;
Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.
В заключение остановимся на характеристике содержания функций менеджера по персоналу кадровой службы организации.
Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: начиная с изучения рынка труда и найма на работу и заканчивая уходом на пенсию и увольнением. Он должен быть готов выполнять следующие функции:
разрабатывать стратегию управления персоналом;
разрабатывать кадровую политику и планировать кадровую работу;
анализировать кадровый потенциал, прогнозировать и определять потребности в рабочих кадрах и специалистах, проводить маркетинг персонала;
поддерживать деловые связи со службами занятости и организациями по рекрутингу персонала;
комплектовать руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития;
планировать, организовывать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей;
оценивать профессиональные, деловые и личностные качества работников в целях рационального их использования;
создавать условия для наиболее полного использования и планомерного роста работников, планировать карьеру и служебно-профессиональное продвижение персонала;
участвовать в разработке организационной структуры, штатного расписания организации и предложений по подбору и расстановке специалистов;
организовывать учет и движение персонала;
изучать причины текучести персонала и разрабатывать меры по ее снижению;
управлять занятостью персонала;
оформлять прием, перевод и увольнение работников;
заниматься мотивацией и стимулированием труда работников;
участвовать в разработке и внедрении планов социального развития организации;
работать по профориентации;
формировать трудовой коллектив организации (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);
организовывать трудовую адаптацию молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием и новых работников, организовывать работу по их закреплению и использованию;
оценивать работу персонала, формировать резерв, проводить аттестации;
применять положения практической социологии при формировании и воспитании трудового коллектива, диагностировать социально-психологический климат;
разрабатывать и применять современные методы управления персоналом;
использовать новые информационные технологии управления персоналом;
применять законы о труде, решать правовые вопросы в трудовых отношениях;
управлять социальными и производственными конфликтами и стрессами;
обеспечивать соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда, организационной культуры;
обеспечивать безопасные условия труда, экономическую и информационную безопасность;
проводить работу с увольняющимися работниками.