Место отдела ИТ в организационной структуре управления организацией. Взаимосвязь с подразделениями организации

Правильное и эффективное функционирование информационного подразделения любого предприятия или ведомства и управление качеством предоставляемых ИТ-сервисов, является сегодня залогом максимального использования возможностей информационных технологий.

ИТ становится бизнесом, вне зависимости от того является ли оно внутренним или внешним подразделением. Его работа измеряется в терминах качества предоставляемых услуг и экономической эффективности, прибылей и убытков (profit/loss), а кроме того ИТ может приносить компании еще и стратегические преимущества.

Организационная структура ИС должна однозначно соответствовать основной деятельности предприятия и во многих случаях структуре самого предприятия. Общепринятой основой для решения задач проектирования и организации области ИС является структурный подход. Изменение в структуре функционирования организации может приводить к существенным изменениям в структуре организации области ИТ.

Можно выделить три основных взаимосвязанных уровня функционирования ИТ службы – уровень целеполагания, уровень исполнения и уровень управления.

На уровне целеполагания нас в первую очередь рассматриваются вопросы корпоративной стратегии и стратегии ИТ службы.

Уровень исполнения включает процессы планирования и организации ИТ, процессы приобретения и внедрения ИТ, сопровождения и поддержки ИТ, мониторинга функционирования ИТ.

Для каждого уровня управления организацией можно сформулировать цели функционирования ИТ отдела.

Из теории общего менеджмента известно, что организационная структура аппарата управления – это форма разделения труда по управлению, в котором каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. При этом схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

• линейные (административное подчинение),

• функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

• межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

• линейная,

• функциональная,

• линейно-функциональная,

• матричная,

• дивизиональная,

• множественная.

Место и роль ИТ отдела в конкретной компании определяется большим количеством различных факторов: состав функциональных задач предприятия; состав задач обработки информации; стратегия развития ИС предприятия, организации; состав оперативных задач; достигнутый уровень разделения труда – соотношения специалистов-универсалов и «узких» специалистов; достигнутый уровень централизации (степени децентрализации) задач и методов ОИ.

В соответствии с мировым опытом принято говорить о пяти стилях работы ИТ-подразделения в организации:

• стиль работы Heritage (унаследованный) - тактическое управление технологиями, обеспечение выполнения обещанного, ориентация на повышение эффективности использования ИТ,

• стиль работы Aligned (согласованный) - стратегическое управление технологиями, согласование ИТ и бизнеса,

• стиль работы Engaged (заинтересованный) - ориентация на совершенствование бизнеса, повышение гибкости и ценности ИТ-подразделения для бизнеса, приоритетный акцент на развитие и поддержку бизнес-систем,

• стиль работы Pervasive (проникающий) - ориентация на структурное преобразование бизнеса, восприятие информации и процессов как стратегических активов,

• стиль работы Commodity (выгодный) - ИТ рассредоточены в рамках бизнеса, руководство бизнес-подразделений полностью владеет ИТ-ресурсами и управляет ИТ, не имея специальных ролей для ИТ.

В настоящее время преобладающим типом работы ИТ подразделений является стиль Heritage, однако уже сейчас идет переход на другие варианты.

Компания Gartner предлагает четыре модели взаимодействия ИТ подразделения с другими подразделениями компании в зависимости от стратегии развития бизнеса (активная или пассивная по отношению к рынку) и роли ИТ-подразделения (тактическая, обслуживающая, или стратегическая, развивающая):

• модель «дворецкий» – ИТ отдел предугадывает потребности бизнеса, не мешает работе основных подразделений, прикладывает минимальные усилия для управления своей внутренней работой, предоставляет дополнительные услуги даже без повышения их оплаты,

• модель «предприниматель» включает полную интеграцию ИТ и бизнеса, управление рисками, акцент на развитие, минимум внимания оперативному руководству,

• модель «мельница» ориентирована на сдерживание затрат на ИТ и повышение надежности функционирования, принятие руководящих решений выглядит как метод самозащиты,

• модель «член команды» предполагает высокую степень согласованности с бизнесом, интегрированность в структуру предприятия, работу в плотном контакте с другими подразделениями, сама работа ИТ ориентирована на бизнес-процесс и достижение результата, ИТ подразделение стремится к повышению ценности ИТ для бизнеса.

В своей каждодневной деятельности ИТ отдел с другими подразделениями организации должен руководствоваться рядом документов, к числу которых относятся:

• ИТ стратегия или аналогичный «политике информатизации» документ,

• лицензионная политика,

• методики и регламенты сопровождения и эксплуатации ИС организации,

• рекомендации по выбору поставщиков и подрядчиков,

• внутрифирменные стандарты управления проектами в сфере ИТ,

• требованиям по интеграции ИС подразделений организации.

Наши рекомендации