Анализ прибыли торгового предприятия. Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли и уровень рентабельности
В ходе анализа прибыли и рентабельности изучают динамику изменения объема балансовой прибыли, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину ВД, УИО, доходы от других видов деятельности, размер налогов и т.д.).
На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
К группе внешних факторов относятся:
♦ уровень развития экономики в целом.
♦ Меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства.
♦ Природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль у других.
♦ Не предусмотренные планом предприятия изменения цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной з/платы и начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием.
♦ Нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся:
♦ Результаты торговой деятельности.
♦ Эффективность заключенных сделок на поставку товаров.
♦ Объем и структура товарооборота.
♦ Формы и система оплаты труда, производительность труда.
♦ Эффективность основных и оборотных средств.
♦ Уровень валового дохода и издержек обращения, размер прочей прибыли.
♦ Нарушения налогового законодательства.
Анализ прибыли производится в несколько этапов.
На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и по его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы(базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.
На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:
♦ Изменение объема товарооборота в текущих ценах и рассчитывается по формуле:
,
где ΔПΔП – изменение прибыли за счет изменения размера Т.
Т1, Т0 – плановый и фактический объем Т (в отчетном и базисных периодах).
R0 – плановый уровень рентабельности (рентабельность продаж за предшествующий период).
♦ Изменение объема продаж в сопоставимых ценах:
,
где СР – сопоставимый товарооборот.
♦ Для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать формулу:
,
где I1 – индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.
ФТ – физическая масса товаров.
♦ Влияние изменения уровня ВД на прибыль:
,
где УВД1 – фактический уровень ВД;
УВД0 – плановый (базисный) уровень ВД.
♦ Оценка влияния ИО на прибыль:
,
где УИО1 – фактический уровень ИО,
УИО0 – уровень ИО планового (базисного) периода.
♦ Влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета.
♦ Изменение эффективности использования ресурсов и капиталов:
,
где Р – размер вложенных ресурсов.
R0 – рентабельность использования капитала.
Затем возможен расчет удельного веса валовых доходов в товарообороте, удельного веса в валовых доходах чистой продукции (з/плата + прибыль), удельного веса в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей необходимо построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач.
На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и все возможности их использования в перспективе (таковыми могут быть: ускорение оборачиваемости, повышение эффективности затрат живого труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи в натуральных единицах измерения).
На основе глубокого анализа прибыли и рентабельности разрабатывается план прибыли на перспективу.
Планирование прибыли торговых предприятий и основные способы повышения рентабельности.
Прибыль при любых формах хозяйствования, особенно в условиях развития рыночных отношений, выполняет важные функции и поэтому ее роль трудно переоценить. Она не только выступает критерием эффективности управления торговой деятельностью, но и является условием обеспечения экономического роста и служит основой инновационного процесса. Очевидно, что прибыль, порожденная нововведениями, одновременно выступает условием их возникновения. Речь идет о замкнутом круге в торговле: предприятия добиваются оптимальной величины прибыли в результате развития торговой деятельности на основе внедрения нововведений в области техники, технологии, организации труда и управления путем использования достижений науки и передового опыта, а также использования этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности; использование же инноваций, в свою очередь, требует вложения средств, источниками которых, в конечном счете, выступает прибыль.
В прибыли концентрируется эффективность всей торговой деятельности предприятий. Она является основным собственным источником финансовых ресурсов для развития торговых предприятий и увеличения ее рыночной стоимости.
Многие руководители торговых предприятий полагают, что максимизация суммы прибыли (получение максимальной прибыли, остающейся в их распоряжении) является приоритетной задачей и главной целью торговли. Такое мнение представляется спорным. Максимизация прибыли не обеспечивает автоматически возрастания рыночной стоимости торговых предприятий. Если полученная большая сумма прибыли полностью расходуется собственниками на цели личного потребления, то предприятие лишается основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего развития, а неразвивающаяся организация теряется в перспективе позиции, что приводит к снижению ее рыночной стоимости. Кроме того, максимальная сумма прибыли торговых предприятий может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства, что также может обусловить снижение ее рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке.
Поэтому, максимизация прибыли должна быть важной, но не приоритетной задачей управления торговым предприятием.
Основным финансовым показателем коммерческой деятельности торговых предприятий является балансовая прибыль.
В составе балансовой прибыли торговых предприятий основным элементом ее формирования является прибыль, полученная от коммерческой деятельности. Она представляет собой превышение суммы чистого дохода от реализации товаров (суммы реализованных торговых надбавок, уменьшенной на сумму налоговых платежей, осуществляемых за счет доходов) над суммой издержек обращения.
Балансовая прибыль от коммерческой деятельности находится в тесной взаимосвязи с показателями товарооборота, доходов, и издержек обращения. Система этой взаимосвязи позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров.
С использованием этой системы можно определить:
♦ Объем реализации товаров, обеспечивающий безубыточную коммерческую деятельность, т.е. «точку безубыточности».
♦ Плановую сумму балансовой прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объема товарооборота, доходов и издержек обращения.
♦ Необходимый объем товарооборота при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров – «предел безопасности» («предел финансовой прочности») торгового предприятия, т.е. размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет торговому предприятию осуществить прибыльную деятельность.
Достижение точки безубыточности и формирование товарооборота зависит от соотношения постоянных и переменных издержек обращения. Это соотношение называется операционным рычагом. Чем выше доля постоянных издержек обращения в общей сумме, тем позже достигается точка безубыточности, т.е. торговое предприятие для достижения этой точки необходимо реализовать гораздо больше товаров, чем при сравнительно меньшей доле постоянных издержек обращения. Вместе с тем, при дальнейшем наращивании объема реализации товаров (после преодоления точки безубыточности) темп прироста балансовой прибыли будет превышать темп прироста товарооборота и чистых доходов от реализации товаров. Это связано с тем, что за счет постоянных издержек обращения общий уровень в процентах к товарообороту и чистому доходу будет снижаться, увеличивая тем самым при прочих равных условиях сумму балансовой прибыли.
Эффект операционного рычага рассчитывается:
.
Для определения необходимого объема товарооборота при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров используется следующая формула:
,
где ТТЦП – объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой целевой суммы БП от КД.
Пц – сумма плановой (целевой) БП.
Размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, позволяющий осуществлять прибыльную деятельность (предел безопасности – ПБ), определяется:
,
где ПБ – объем товарооборота, обеспечивающий предел ее безопасности (запас финансовой прочности).
Ртцп – объем товарооборота, обеспечивающий получение целевой балансовой прибыли.
Ртб – объем товарооборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности.
Таким образом, система «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет выявить зависимость балансовой прибыли от следующих показателей:
♦ Объема реализации товаров.
♦ Суммы и уровня чистого дохода от реализации товаров.
♦ Суммы и уровня переменных издержек обращения.
♦ Суммы постоянных издержек обращения.
♦ Соотношения постоянных и переменных издержек обращения.
Планирование и прогнозирование прибыли осуществляется с учетом достижения долговременных целей и предусматривает использование всех имеющихся возможностей по увеличению прибыли, получению ее в необходимых размерах.
Прогнозирование и планирование прибыли торговых предприятий осуществляется с учетом:
♦ Итогов анализа доходов в целом и торговых надбавок по товарным группам, издержек по общему уровню и отдельным статьям и всех видов прибыли.
♦ Изучения тенденций изменения различных показателей рентабельности.
♦ Плановых показателей и структуры поступления товаров и товарооборачиваемости.
♦ Намеченных издержек обращения и других расходов.
♦ Величины налогов, уплачиваемых за счет различных видов прибыли.
♦ Потребностей в пополнении собственных оборотных средств, развитии основных фондов и в средствах, возмещаемых за счет использования прибыли.
Процесс прогнозирования и планирования прибыли начинается с обоснования прибыли от реализации товаров и услуг и установления БП (ВП) и завершается расчетами ЧП.
Механизм управления формированием прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема товарооборота, доходов и издержками обращения торговых предприятий.
Для торгового предприятия важно оценить свои возможности по получению ЧП.
На основе плановой величины ЧП и положений по уплате налогов устанавливается БП по следующей формуле:
,
где Пб – балансовая прибыль
Пч – чистая прибыль
Н – налог на прибыль.
При расчете плановой балансовой прибыли необходимо учитывать:
1. Какие факторы повлияли в отчетном периоде на финансовый результат деятельности торгового предприятия в соответствии с допущением временной определенности факторов коммерческой деятельности .
2. Какова величина прибыли или убытка, выявленных в отчетном году, но относящихся к операциям прошлых лет; эта величина включается в финансовый результат отчетного года.
3. Каков размер доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам; они отражаются в учете и в отчетности как доходы будущих периодов.
Основное внимание торгового предприятия уделяют расчету плановой величины прибыли от реализации товаров и услуг.
Одним из основных методов планирования величины прибыли от реализации товаров и услуг является ее расчет на базе ранее определенных показателей – доходов и издержек обращения.
Подобный расчет выполняется по формуле:
где Пр – прибыль от реализации по плану.
Дпл – плановые доходы.
Кроме того, можно использовать метод планирования суммы прибыли от реализации товаров и услуг на основе учета сложившийся рентабельности продаж:
,
где П – плановая прибыль в сумме.
Р0 – плановый Т.
R0 – показатель рентабельности продаж, установленный на предстоящий период.
Результаты расчетов прибыли с использованием всех вышеперечисленных методов сводятся в таблицу для оценки их реальности, сравнения с возможностями получения соответствующего размера прибыли и определения того объема прибыли, который станет плановым.
После определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень рентабельности торгового предприятия.
Завершается процесс планирования прогнозированием прибыли расчетом прогнозной величины балансовой прибыли.