Понятие рентабельности. основные факторы, оказывающие влияние на уровень рентабельности транспортной услуги и предприятия

Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы предприятия, т.к. при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную и качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Она представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.

Различают два вида рентабельности:

o рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли;

o рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на продукцию (работу, услугу). Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.

Факторы, оказывающие влияние на повышение рентабельности

К внешним факторамотносятся: уровень развития экономики страны в целом; меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства; природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других; изменение не предусмотренных планом предприятия цен на запчасти, смазочные материалы, топливо, энергоносители, амортизация автомобилей, зданий, сооружений и других основных средств, расходы на содержание базы АТП, зарплата повременщиков при работе по принятому графику, транспортный налог; налог на имущество и других сборов, выплачиваемых предприятием; нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздей­ствуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ре­сурсов, времени работы транспорта, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздей­ствуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности транспорта и его качества, использова­ние прогрессивных материалов, ускорение оборачиваемости оборотных средств, по­вышение квалификации и производительности труда персонала, совер­шенствование организации труда и более эффективное исполь­зование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, соци­альные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тес­ной взаимосвязи и взаимозависимости. "Прямое" влияние на се­бестоимость перевозок, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себе­стоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

Производственные факторы требуют комплексного подхода к управлению ими и зависят от предпринимательской инициативы, внедрения инноваций во все сферы деятельности предприятия и высокой степени оперативности в управлении бизнесом.

Основными направлениями (векторами) инновационной деятельности предприятия, которые обеспечат рост его прибыли и рентабельности, являются:

- производственный вектор: разработка и производство нового или повышенного качества товара;

- коммерческий вектор: завоевание новых рынков, новых покупателей на товар, прорыв на зарубежные рынки;

- технологический вектор: внедрение новейших и ресурсосберегающих технологий, новых видов сырья, повышение производительности труда, снижение себестоимости;

- организационно-управленческий вектор: внедрение прогрессивных управленческих технологий, интеграция производственных и реализационных процессов, научная организация труда и др.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕНЫ. ЦЕНА В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюдацена — денежное выражение стоимости товара.

В отличие от цены,ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Значение цены в экономике предприятия огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность производства продукции и услуг и, в конечном счете, на уровень жизни общества. Рассмотрим теперь процесс формирования цены. Как показано на схеме, рис. 6.15, цена продавца формируется на основе учета полных издержек и желаемой прибыли. Однако под действием конкурентов маркетинговое пространство ценовой политики продавца сужается, что, в конце концов, приводит к снижению цены продавца.

понятие рентабельности. основные факторы, оказывающие влияние на уровень рентабельности транспортной услуги и предприятия - student2.ru

Структура цены При совпадении цены продавца и покупателя совершается продажа/покупка товара или услуги. В отдельных случаях продавец вынужден продавать свой товар по цене, не приносящей ему ни прибыли, ни убытков (точка безубыточности). Цена выполняет следующие основные функции в экономике:

1. Функция учета затрат при производстве товаров и услуг.

2. Стимулирующая функция. Более высокая цена увеличивает заинтересованность в производственном процессе.

3. Распределительная функция цены способствует организации сбыта товаров и услуг предприятия.

4. Функция рационального распределения размещения производства товаров и услуг на рынке.

5. Функция сбалансирования спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена, и наоборот.

Таким образом, роль цены на рынке проявляется в следующих направлениях:

· цена как индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие, взаимодействие;

· цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на поведение субъектов и факторы рынка.
Ценовая политика предприятия — важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Существуют три основные цели ценовой политики предприятия: обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание рынка.
Обеспечение выживаемости - главная цель предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка, и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.
К максимизации прибыли стремятся не только предприятия, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях предприятие делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль.

Удержание рынка состоит в сохранении существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Для достижения этой це-
ли предприятие реализует все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов, а именно, спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить предприятие. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые способы — это установление определенного порядка ценообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.

ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. ФУНКЦИИ ЦЕН. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ И ДИНАМИКУ ЦЕН.

ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

· научность обоснования цен;

· целевая направленность цен;

· непрерывность процесса ценообразования;

· единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.

С этой целью у нас и за рубежом (например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.

Функции цены характеризуются совокупностью свойств, принадлежащих ей как экономической категории. В условиях рыночной экономики цена обладает следующими функциями:

1. Измерительная – состоит в том, что она обслуживает процесс производства и реализации продукции. При помощи этой функции появляется возможность измерить или определить количество денег, которое покупатель согласен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Данная функция позволяет сравнивать между собой цены различных товаров, несет информацию о качестве продукции, полезности.

2. Учетная– с помощью этой функции измеряются ВВП, национальный доход, объем товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции различных отраслей, предприятий и т.д. С помощью этой функции эффективно работающие субъекты хозяйствования возмещают издержки производства и получают прибыль.

3. Регулирующая - уравновешивание спроса и предложения. В случае перепроизводства предприятие может не снижать цену, а изменить предложение товара. В случае повышенного спроса можно не увеличивая предложение, повысить цену.

4. Стимулирующая – проявляется в применении повышенной (пониженной) нормы прибыли, надбавок (скидок) к цене, дает возможность альтернативного выбора принятия решения. Т.е. производитель может ориентироваться на выбор того или иного рынка, вид выпускаемой продукции. Данная функция оказывает как поощрительное, так и сдерживающее влияние на процесс производства. Для стимулирования высокоэффективного производства государство может снижать все ограничения по росту прибыли. На низкоприбыльную продукцию – вводить жесткие ценовые ограничения.

5. Перераспределительная– перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями экономики, социальными группами населения. Перераспределение достигается через действие высоких или низких цен с помощью включения в цену различных налогов, установления различных уровней цен на одну и ту же продукцию для различных категорий потребителей.

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием ряда факторов, которые действуют разнонаправлено и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести: спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование цен. В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов – внутренних и внешних:

- внутренние (микроэкономические), зависящие от деятельности предприятия;

- внешние (макроэкономические), независимые от деятельности предприятия.

Внутренние факторы: особые свойства товара, способ производства, обеспеченность основными ресурсами, организационно-технический уровень производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия, фирмы на рынке, реклама и продвижение товара.

Особые уникальные свойства товара отражают качество и технический уровень продукции. Продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеют более высокую себестоимость и, соответственно, цену. При частых технологических изменениях товар будет иметь более высокую цену. Ориентация на несколько различных сегментов вызывает необходимость дифференцировать цены, то есть приспосабливать их к разным категориям покупателей. Влияние на цену оказывает длительность цепочки «производитель-потребитель», используемые каналы, посредники. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле товара и относительно низкую – при длительном. Уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла товара, в связи с изменение конъюнктуры рынка и объемов продаж. Хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет предприятия или фирмы на внутреннем и внешнем рынке, оригинальная реклама – все это позволяет установить более высокую цену.

Внешние факторы: политическая и экономическая ситуация в стране, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цены, общий уровень инфляции, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства.

Политическая стабильность в стране создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не вызывает у них стремление в получении сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен.

Отсутствие каких-либо ресурсов, например, в Республике Беларусь – топливно-энергетических, ставит предприятие в большую зависимость от импорта ресурсов. Вот почему разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР явился одной из причин резкого роста затрат и цены на продукцию белорусских производителей.

На цену непосредственно влияет масштаб государственного регулирования, который определяется общим состоянием экономики в республике. По мере продвижения реформ, ценовые ограничения будут отменяться, и влияние данного фактора на ценообразование будет ослабевать.

Перестройка экономики в Республике Беларусь заставила специалистов по ценообразованию обратить особое внимание на инфляцию. При заключении договоров на поставку продукции необходимо предусмотреть возможность пересмотра цены с учетом инфляции. На уровень и динамику цены влияет денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, которая определяется величиной денежной массы в обращении, количеством и величиной налогов, пошлин, нетарифными барьерами. Высокие ставки налогов, наличие значительных тарифных и нетарифных ограничений могут быть причиной высоких цен на внутреннем рынке.

Наши рекомендации