Теория спроса и предложения в ценообразовании

С точки зрения ценообразования главная особенность теории предельной полезности и трудовойстоимости в том, что процесс формирования цены перенесен из сферы производства в сферу потребления и обращения. В трудовой теории стоимости главенствует предложениеи недооценивается спрос. В теории предельной полезности возведен в абсолют спрос и абстрагируется предложение. (1.4)

Следует рассматривать в качестве ценообразующего фактора покупательские мотивы, психологию восприятия цены. Производители и продавцы должны изучать возможных потребителей-покупателей и их запросы, при продаже надо эмпирически выявлять покупательские предпочтения, конкретные полезности. Покупатель всегда стремится к оптимуму соотношения «ценность/цена», значит в рекламе необходимо должным образом информировать покупателей о всех полезных свойствах, качестве, техническом уровне предлагаемой продукции.

Весьма важно учитывать степень насыщения потребления благами, масштабы и динамику доходов покупателей.

Теория спроса и предложения (предельной полезности), представляет собой научную базу фирменного ценообразования. Практическая значимость оценкой предельной полезности, спроса и разграничением издержек производства на общие, постоянные, переменные, средние, предельные. (2.1)

Предельные издержки — это затраты фирмы,связанные с производством дополнительной единицы продукции (отношение изменения в общих издержках производства к изменению в количестве произведенного продукта), фирмаполучает максимальную прибыль при таком объеме производства и продаж, при котором рыночная цена равна предельным издержкам.

При разработке и реализации фирмой ценовой политики решается задача оптимизации принимаемых решений, расчета альтернативной эффективности на основе соотношения затрат и результатов и фирменное ценообразование для реализации поставленных задач должно быть динамичным и индивидуализированным.

Спрос в реальной жизни можно выявить, только задав некоторый уровень цены (в конкретной точке времени и пространстве), можно по объемам продаж получить столько же точек спроса, кривая спроса в практическом выражении — это прямая (в крайнем случае — ломаная прямая). Эта «кривая» отражает настоящее состояние рынка, которое для практического ценообразования представляет собой уже прошлое и несопоставимое. Поскольку на спрос и его эластичность влияют многие факторы, предполагается их неизменность. Верное сегодня ценовое решение может оказаться ошибочным в будущем. (2.3)

Похожее происходит и с определением кривой предложения. Величину удельных затрат на единицу продукции (предельных издержек) невозможно определить до того, как цена будет установлена, величина удельных затрат на единицу продукции напрямую зависит от масштабов производства. При росте масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, а соответственно, величина средних и предельных издержек, для того чтобы принять оптимальное решение по цене предложения единицы продукции, надо интуитивно спроектировать оптимальные масштабы производства, размеры производственной фирмы.

Теория спроса и предложения представляет только базу, на которой правомерно делать достаточно надежные предположения и определять общие рамки конкретных ценовых решений.

Различие в подходах к определению цены зависит от типа рынка. Чистая монополия характеризуется кривой спроса в обратно пропорциональной зависимости между спросом и ценой. Определяя спрос на свой товар, необходима его оценка при разных ценах, на спрос влияет потребность в товаре, отсутствие замены, платежеспособность покупателей, покупательские привычки и т.д.

Спрос реагирует на цену, степень его чувствительности к изменению цены определяется коэффициентом эластичности (расчетный).

Верхний предел цены на товар – спрос на него, нижний – минимальные затраты (сумма постоянных и переменных расходов).

Необходимо знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров, их качество и постоянно анализировать эти знания и на основе анализа устанавливать цены на свою продукцию.

Функции цены

С задачами ценообразования тесно связаны функции цен. Функция цены является внешним проявлением внутреннего содержания цены. Экономическая природа и сущность цены, проявляются в ее двойной - роли, которую играет цена на рынке:

• (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.) роль индикатора, отражающего конъюнктуру рынка;

• регулятор рынка, воздействующий на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д.

Функции цены на рынке: (2.4)

•Учетная функция определяется самой сущностью цены, являясь денежным выражением стоимости (цены).Функция отражает во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности. С помощью цен мир товаров переводится из натурально-вещественной в стоимостную форму. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, эффективность использования труда. На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме, цена становится инструментом учета и расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В итоге цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров но и размер прибыли.

Основополагающий принцип учета затрат состоит в том, что применяемые на предприятии принципы и методы учета затрат должны соответствовать его организационной и управленческой структуре, номенклатуре выпускаемых товаров, технологии производства и формам связей с рынком.

Цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, источником анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов.

Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие на нем;

•Стимулирующая функция состоит в воздействии на производство и потребление путем стимулирования через цену (производителя – через уровень заключенной в ней прибыли т.е. способствует или препятствует росту выпуска и потребления разных товаров). Процесс стимуляции осуществляется путем повышения доли прибыли в цене, надбавок и скидок с основной цены. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар.

Стимулирующая функция посредством системы цен реализует экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом, особенно при рыночной экономике, где первичны экономические методы управления. Стимулирование происходит на всех стадиях и направлениях расширенного воспроизводства. Через систему цен увеличивается объем производства, происходит улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления, сокращается время обращения, отпадает нерациональность перевозок и возрастает эффективность использования транспорта. Посредством стимулирующей функции растет роль решения социальных проблем, создавая благоприятные условия для потребления товаров первой необходимости через минимальные цены на них.

•Распределительная функция связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества факторов. Цены служат инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

С помощью высоких розничных цен на престижные товары и предметы роскоши происходит перераспределение через бюджет денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения. Эта функция цены предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, поступающих в бюджеты разных уровней на общественные нужды. Через эту функцию решаются многие социальные задачи общества. Средством перераспределения служат регулируемые цены. Особая роль отводится финансам и кредитной системе.

•Функция балансирования спроса и предложения.

Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Чрезмерно высокие или низкие цены свидетельствуют о диспропорциях в производстве и обращении. Для устранения диспропорции в хозяйственном равновесии достигается изменением объема производства или цен.

Цена, как экономический фактор, воздействует на производителей, заставляя их расширять ассортимент и улучшать качество необходимость рынку товаров, пользующихся спросом.

Спрос выражает потребность в товаре у покупателя с учетом экономических возможностей, на практике это устанавливает обратную связь рыночной цены и количеством купленных товаров.

Рост цены, при прочих равных условиях, снижает количество реализованных товаров. Спрос увеличивается при снижении цены, но при росте спроса (в условиях дефицита) цена растет, цена падает при избытке товара.

Предложение характеризует прямую зависимость между количеством товара и ценой, при повышении цен растет объем предложения и наоборот. Цена выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением, она стимулирует предложение при нехватке товаров и понижает спрос при избытке.

С ростом конкуренции, улучшением рыночных отношений достигается сбалансированность между спросом и предложением повышение цен происходит только с улучшением качества и расширением ассортимента товаров.

•Функция цены как критерий рационального размещения производства проявляется с помощью механизма цен (для получения более высокой прибыли), осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов (с более высокой нормой прибыли).

Под воздействием законов конкуренции и спроса происходит перелив капиталов предприятий и компаний, решение принимают сами предприятия о том куда вкладывать свой капитал в какую отрасль или сферу экономики, но после глубоких маркетинговых исследований, изучения всех рыночных факторов, в том числе и цен. Вложение капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценке вложенных средств.

Все функции взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а бывает и противоречат друг другу.

Наши рекомендации