Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

Важным фактором, влияющим на величину прибыли, является себестоимость продукции. Чем ниже себестоимость, определяемая уровнем за­трат на производство и реализацию продукции, тем выше прибыль, и наобо­рот.

Увеличение объемов производства также ведет к росту прибыли (если продук­ция пользуется спросом). Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Предприятиям необходимо при­нимать меры по обеспечению роста объемов производства продукции на ос­нове технического обновления и повышения эффективности производства. Кроме того, необходимо принимать меры по стимулированию сбыта, совер­шенствованию расчетно-платежных отношений между предприятиями, что приведет к росту прибыли.

Фактором, напрямую определяющим величины прибыли от реализации продукции, являются применяемые цены. Уровень цен определяется каче­ством производимой продукции, зависящим от технического совершенство­вания производства.

На величины прибыли влияют изменения в структуре производимой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции, тем больше при­были получит предприятие.

Резервом увеличения прибыли является прибыль от реализации основ­ных фондов и иного имущества. Предприятию необходимо освобождаться от излишнего, неустановленного оборудования либо сдавать его в аренду. Уве­личить прибыль можно за счет реализации нематериальных активов.

На величину прибыли влияет размер нереализованных остатков не нача­ло и конец года. Значительная величина остатков приводит к снижению при­были.

На величину валовой прибыли влияют также внереализационные дохо­ды и расходы.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Понятие и виды цен

Цена - денежное выражение меновой стоимости товара.

При установлении цены предусматривается полное возмещение плановых затрат на производство и реализацию продукции и формирование чистого дохода.

Виды цен:

Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они продают произведённую продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.

Оптовая цена предприятия = Себестоимость + Прибыль

Оптовые (отпускные) цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая Издержки,

(отпускная) Оптовая прибыль

цена = цена + снабженческо- + Акциз + НДС

промышленности предприятия сбытовой

организации

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Оптовая Издержки,

(отпускная) прибыль

Розничная = цена + торговых + Акциз + НДС

ценапромышленности организаций

Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами, населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаются по соглашению сторон.

Установление цены на товар

В экономике предприятия исходным принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ и получение прибыли.

Последовательность разработки и расчёта цены:

1. Постановка задачи и целей по ценообразованию.

2. Определение характера спроса и предложения.

3. Оценка издержек производства.

4. Анализ цен конкурентов (обратить внимание на систему скидок).

5. Выбор метода ценообразования.

6. Установление окончательной цены.

Основные методы ценообразования.

Расчёт цены по методу «средние издержки плюс прибыль»: определяется полная себестоимость единицы продукции, добавляется прибыль в процентах от полной себестоимости и получается цена продукции.

Расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли: в данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечит ему желаемый объём прибыли. Метод основан на построении графика безубыточности.

Установление цены на основе ощущаемой ценности товара: предприятие формирует в сознании потребителя представление о ценности товара, используя неценовые методы - предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и т.д.

Ценообразование с ориентацией на спрос.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию, т.е. установление цены на уровне текущих цен.

После проведения всех расчётов устанавливается окончательная цена на производимый товар.

Налогообложение предприятий

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоги - это обязательные взносы плательщиков в бюджет и внебюджетные фонды в определённых законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая система - это совокупность различных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в определённом порядке, в построении и методах исчисления которых реализуются следующие принципы:

- однородность, т.е. с одной суммы налог должен взиматься только один раз, что на практике нередко нарушается;

- равномерность, т.е. единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил;

- определённость, т.е. порядок налогообложения (ставки, сроки, база исчисления), который устанавливается заранее;

- безвозмездность, т.е. государство не предоставляет налогоплательщикам никакого эквивалента за вносимые в бюджет средства.

Все действующие на территории РФ налоги делятся на 3 уровня: федеральные, региональные (краёв, областей, автономных образований) и местные (табл. 4).

При взимании налогов применяются общие льготы, социальные и стимулирующие.

Общие льготыпредоставляются всем налогоплательщикам (подоходный налог с физических лиц).

Социальные льготыпредоставляются инвалидам или предприятиям, где инвалиды составляют более 50 % работающих.

С помощью стимулирующихльгот государство стимулирует определенные виды деятельности, например, малый бизнес.

Таблица 4

Классификация налогов

Федеральные налоги и сборы
1. Налог на добавленную стоимость 2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья 3. Налог на прибыль (доход) организаций 4. Налог на доходы от капитала 5. Подоходный налог с физических лиц 6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды 7. Государственная пошлина 8. Таможенная пошлина и таможенные сборы 9. Налог на пользование недрами 10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы 11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов 12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 13. Лесной налог 14. Водный налог 15. Экологический налог 16. Федеральные лицензионные сборы
Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
1. Налог на имущество организаций 2. Налог на недвижимость 3. Дорожный налог 4. Транспортный налог 5. Налог на игорный бизнес 6. Региональные лицензионные сборы. 1. Земельный налог 2. Налог на имущество физических лиц 3. Налог на рекламу 4. Налог на наследование или дарение 5. Местные лицензионные сборы  

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги - соответствующую сумму налога продавец предъявляет к оплате покупателю товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Наши рекомендации