Виды экономического анализа. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Экономический анализ, понятие,виды,задачи и перспективы развития
Анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ выступает в единстве с понятием синтез – соединение ранее расчлененных частей изучаемого объекта в единое целое с целью получения знания о целом. Помимо анализа и синтеза среди методов научного исследования выделяют индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент и др.
В науке применяются различные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий. Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации. Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики, отраслей производства. Микроэкономический анализ изучает эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования.
Наряду с планированием, учетом и контролем анализ является базовой функцией управления. Именно с него начинается и заканчивается оценка деятельности и принятие управленческих решений.
Выработка управленческого решения составляет одну из главных задач процесса управления. Экономический анализ представляет бухгалтерскую и иную информацию в пригодную для принятия решения. Экономический анализ выполняет обслуживающую функцию в процессе принятия решения. Без качественного анализа нельзя добиться эффективности системы управления предприятием. Анализ:
- позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внешние и внутренние факторы, является инструментом обоснованного планирования;
- способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, резервы и пути их реализации;
- воздействует на совершенствование системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути улучшения организации управления.
Одним из основных задач эконом. анализа является исследование коммерческого риска и средства анализа должны быть направлены на снижение уровня риска.
Все большее значение в условиях компьютерной обработки данных и в условиях острой конкурентной борьбы приобретает оперативный анализ. Современное развитие техники обработки информации позволяют делать анализ не по истечении отчетного периода, а по мере его необходимости.
Цель экономического анализа – правильная оценка деятельности предприятия, выявление и использование резервов повышения эффективности производства.
Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектом экономического анализа выступают экономические результаты хозяйственной деятельности, а именно производство, продажи, себестоимость, прибыль и т.д.
Функции анализа:
- установление тенденций экономических явлений и процессов;
- научное обоснование текущих и перспективных планов;
- контроль за выполнением планов и управленческих решений;
- поиск резервов повышения эффективности производства (главная);
- оценка результатов деятельности.
Основные принципы анализа:
- государственный подход – при оценке результатов необходимо учитывать требования законодательства, соблюдать требования экономической, социальной, экологической политики;
- научность – носит научный характер;
- комплексность – охват всех сторон деятельности и всестороннее изучение,
- системность – изучаемый объект рассматривается как система элементов, определенным образом связанных между собой;
- объективность, конкретность, точность – базируется на достоверной информации, точных расчетах;
- действенность, оперативность;
- эффективность – результат должен оправдывать затраты.
Задачи эконом. анализа:
- объективное и всестороннее исследование хоз. деятельности организации, ее результатов;
- оценка эффективности использования производственных ресурсов и производственных мощностей;
- нахождение ошибок деятельности и разработка направлений их устранения;
- поиск резервов повышения эффективности производства;
- повышение научного уровня анализа.
Виды экономического анализа
1. По признаку времени:
1) предварительный анализ (перспективный, прогнозный) – анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем; его цель – обоснование плановых заданий;
2) оперативный (ситуационный) – проводится в ходе совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие отрезки времени; его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственный процесс;
3) последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хозяйственной операции; его цель – контроль за выполнением плана.
2. По пространственному признаку – внутрихозяйственный и межхозяйственный.
3. По субъектам-пользователям – внешний (финансовый) и внутренний (управленческий).
4. По охвату – сплошной и выборочный.
5. По содержанию – комплексный и тематический.
Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон деятельности организации в их взаимосвязи. Этим он отличается от отдельных видов анализа. Он предусматривает взаимную связь и обусловленность отдельных направлений анализа, комплексное выявление резервов. Основное отличие комплексного анализа – единая цель и всесторонность (системность анализа). На практике отдельные виды анализа встречаются редко. Для принятия управленческих решений необходим всесторонний анализ экономической ситуации.
7. По аспектам исследования:
1) технико-экономический. Цель – изучение взаимосвязей технических и экономических процессов и установление их влияния на результаты деятельности предприятия;
2) финансово-экономический. Цель – анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
3) социально-экономический анализ – проводится социологическими лабораториями и статистическими агентствами. Цель – изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на результаты деятельности предприятия.
4) маркетинговый – изучение спроса на продукцию, рынков ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, доступность ресурсов и др.
8. По методике изучения объектов:
1) сравнительный – сопоставление отчетных данных с показателями плана, прошлых лет, среднеотраслевыми, нормативными;
2) факторный анализ – методика исследования влияния факторов на изменение результативного показателя;
3) маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности хозяйственной деятельности на основе взаимосвязи объема производства, прибыли и себестоимости и деления затрат на постоянные и переменные;
4) функционально-стоимостной анализ – один из методов выявления резервов сокращения затрат за счет устранения излишних функций в объекте;
5) экономико-математический – выбор оптимального варианта решения экономической задачи;
6) стахостический - связь между факторными признаками и результативным показателем вероятностная.
Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий. Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние организации на основании выявленных результатов, дать рекомендации по его улучшению. Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившего финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются дополнительно данные финансового учета и отчетности, нормативная и плановая информация.
Управленческий анализ может быть только внутренним, использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер, и его результаты важны для руководства организации. Только такой анализ имеет возможность реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и себестоимости отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за соблюдением разделов бизнес-плана.
Перспективы развития эконом. анализа. С переходом к рыночным отношениям у эконом. анализа появляются новые задачи. Это было обусловлено появлением конкурентной борьбы. Одним из способов ведения конкурентной борьбы является маркетинг. Поэтому в ходе анализа изучается состояние внешней среды. В пользование эконом анализа поступили приемы маркетингового анализа, например ситуационный анализ.